Запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ

Для проведения запроса предложений в электронной форме необходимо составить и разместить в ЕИС документацию о закупке, извещение и проект договора. В процессе проведения запроса предложений необходимо выявить его участников и определить победителя. Договор заключается с победителем не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Закрытый запрос предложений в электронной форме имеет ряд особенностей. Например, сведения о такой закупке не размещаются в ЕИС.

Содержание

Как подготовиться к проведению запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Запрос предложений в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ( ч. 3 , 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

Запрос предложений позволяет выявить участника, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия исполнения договора. Заявки оцениваются на основании установленных в документации критериев ( ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Конкретные случаи, когда можно проводить запрос предложений, устанавливаются в положении о закупке заказчика. Если запрос предложений проводится в отношении объекта закупки, который не соответствует ограничениям, предусмотренным положением заказчика, либо при его проведении нарушаются какие-либо иные требования к данному виду закупки, которые установлены положением (например, к цене товара, работы, услуги), то его проведение могут обжаловать (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

Заказчику необходимо учесть наличие утвержденного перечня товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется только в электронной форме ( ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ , Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).

Приобретение товара (работ, услуг) путем проведения запроса предложений нужно включить в план закупки, за исключением случаев, предусмотренных законом. Недопустимо проводить закупку, которая не включена в план закупки, размещенный в ЕИС, и заключать договор по ее результатам. По аналогии с требованиями к конкурсу и аукциону при внесении изменений в план закупки рекомендуем проводить запрос предложений не ранее дня размещения таких изменений в ЕИС. Неразмещение в ЕИС изменений в плане закупки могут обжаловать ( ч. 5.1 , 9 , п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

Каков порядок проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

При проведении запроса предложений обычно необходимо:

  • составить документы, указанные в положении о закупке, в том числе ( ч. 9 ст. 3.2 , ч. 5, 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ):

— извещение о проведении запроса предложений;

— документацию о проведении запроса предложений;

Указанные документы подлежат размещению в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения запроса предложений. В них включается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и положением о закупке ( ч. 23 ст. 3.2 , ч. 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ );

  • составить необходимые протоколы и выявить победителя ( ч. 13 , 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

После проведения запроса предложений необходимо заключить договор ( ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Заказчик не может проводить переговоры с оператором электронной площадки, если они создают кому-либо преимущественные условия участия или создают условия для разглашения конфиденциальной информации ( ч. 9 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ ).

Как составить извещение о проведении запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Извещение не должно противоречить положениям документации и должно содержать следующее (ч. 8, 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ):

  • сведения о заказчике, в том числе:

— место нахождения и почтовый адрес;

— адрес электронной почты и номер контактного телефона заказчика;

  • сведения о предмете договора и его условиях, в том числе:

— количество поставляемого товара (объема выполняемой работы, оказываемой услуги);

— краткое описание предмета закупки (при необходимости);

— место поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

— сведения о начальной (максимальной) цене договора;

  • сведения о закупке, в том числе:

— адрес электронной площадки в сети Интернет и порядок предоставления документации о закупке;

— дату начала подачи заявок, а также дату и время окончания их подачи;

— порядок подачи заявок;

— порядок подведения итогов запроса предложений и каждого его этапа.

Требование об обеспечении заявки можно установить, если оно предусмотрено положением и начальная (максимальная) цена договора больше 5 млн руб. (ч. 25, 26, 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ). При этом обычно указывают:

  • точный размер обеспечения, который не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
  • способы предоставления обеспечения (например, денежные средства или банковская гарантия) и требования к ним, в том числе условия банковской гарантии;
  • порядок и срок его предоставления и возврата;
  • случаи невозврата участнику обеспечения: уклонение или отказ участника от заключения договора, а также непредоставление (предоставление с нарушением) обеспечения исполнения договора.

В извещении также целесообразно указать сведения о порядке, способах и сроках предоставления обеспечения исполнения договора (включая его размер), если оно предусмотрено положением о закупке.

Как составить документацию для проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Документация не должна противоречить положению о закупке. В противном случае запрос предложений могут признать недействительным. При их несоответствии применяется положение о закупке (п. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

В документацию включаются сведения, содержащиеся в извещении, а также следующая информация ( ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ):

  • описание предмета закупки, включая требования к закупаемым товарам (работам, услугам).

Например, необходимо указывать характеристики товара (функциональные, технические, качественные) без указания на товарные знаки или сопровождая их словами «или эквивалент», за исключением некоторых случаев ( ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ );

  • сведения о предмете договора и его условиях, в том числе:

— условия исполнения договора, в частности порядок, срок и место поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

— форма, сроки и порядок оплаты по договору;

— порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

  • требования к участникам закупки, предусмотренные положением о закупке, и к их заявке (содержанию, форме, оформлению и составу).

Нельзя устанавливать неизмеряемые и невыполнимые требования ( п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ , п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

Установленные требования должны применяться одинаково ко всем участникам ( ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ );

  • требования к описанию участниками предлагаемого товара (работы, услуги), его характеристик (количественных, функциональных, качественных);
  • этапы запроса предложений (если они предусмотрены положением о закупке) и порядок подведения их итогов. Например, при проведении запроса предложений можно предусмотреть следующие этапы:

— проведение квалификационного отбора;

— проведение переторжки (позволяет участникам добровольно изменить свои ценовые предложения или условия исполнения договора).

Для каждого этапа при необходимости можно предусмотреть право рассматривать, оценивать и отклонять заявки, а также указать основания для их отклонения. Предъявление к участникам требований, не предусмотренных положением о закупке и документацией, и (или) необоснованное отклонение заявок могут обжаловать ( ч. 9 , п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ );

  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Обычно устанавливаются стоимостные и нестоимостные критерии. Нестоимостные критерии могут учитывать, например, характеристики предмета закупки. Рекомендуется предусмотреть величины значимости каждого критерия и порядок их расчета.

Критерии оценки заявок, например «профессионализм» или «положительная деловая репутация», допустимо устанавливать, если они носят измеряемый характер и объективно можно определить соответствие участника этим критериями. В документации целесообразно детализировать порядок, критерии оценки и сопоставления заявок (п. п. 4, 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018));

  • дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов закупки;
  • сведения о порядке и сроках предоставления разъяснений положений документации, извещения.

Запрос о даче разъяснений может направить любой участник, если соблюден срок направления такого запроса. Дать разъяснения необходимо в течение трех рабочих дней с даты его получения. Недопустимым является разъяснение, изменяющее предмет закупки либо существенные условия проекта договора и (или) содержащее сведения о лице, направившем такой запрос ( ч. 2, 3, 4 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Можно установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N 223-ФЗ и N 44-ФЗ ( ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

В документации также целесообразно указать сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение и документацию. Изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех дней с даты их принятия. А срок для подачи заявок после внесения таких изменений должен составить не менее половины срока, предусмотренного в положении для запроса предложений. При необходимости данный срок можно продлить ( ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

Как составить проект договора для проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Содержание проекта договора определяется, в частности, исходя из потребностей заказчика, требований положения о закупке, извещения, Закона N 223-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.

В проекте договора необходимо указать условия исполнения договора, содержащиеся в извещении. Кроме того, целесообразно предусмотреть:

  • ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
  • порядок и сроки приемки товара, работы (ее результатов) или услуги.

Порядок отмены запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Возможность (а при необходимости — случаи) отмены запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ устанавливаются в положении о закупке. Заказчик вправе принять решение об отмене запроса предложений до момента окончания срока подачи заявок, а при наступлении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время до заключения договора. Решение об отмене запроса предложений размещается в ЕИС в день его принятия ( ч. 5, 6 и 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Как выявить участников запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

При выявлении участников запроса предложений и определении победителя на каждом этапе составляются протоколы. Если этапы закупки не предусмотрены, оформляется только итоговый протокол.

В протоколы обязательно включается информация, указанная в Законе N 223-ФЗ, и другая информация, установленная положением о закупке (ч. 13, 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Например, во всех протоколах должна быть указана дата их подписания, так как они подлежат опубликованию не позднее чем через три дня с этой даты ( ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

Победителем запроса предложений в электронной форме является лицо, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора согласно предусмотренным критериям ( ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Как оформить протокол в ходе проведения этапа запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Протокол, составляемый в ходе проведения этапа запроса предложений, оформляется, если при проведении данной закупки предусмотрены этапы. В него включаются сведения о количестве заявок, поданных на участие в закупке, с указанием даты и времени их регистрации (п. 2 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Если положением и документацией для данного этапа предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки участников, то в протокол включается информация о количестве отклоненных заявок и причинах их отклонения. При этом указываются положения документации, которым не соответствует каждая заявка (п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Если предусмотрено право проводить оценку заявок, в протоколе нужно отразить результаты оценки с указанием итогового решения о соответствии заявок требованиям документации, а также о присвоении им значений по всем критериям оценки ( п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Как оформить протокол подведения итогов запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

По результатам проведения закупки оформляется протокол подведения итогов закупки. В него включаются следующие сведения ( ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ):

  • количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, ранжированные по мере уменьшения степени их выгодности, а также информация о ценовых предложениях участников. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). При наличии одинаковых предложений первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других (п. 4 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).
Это интересно:  Как выглядит исполнительный лист по алиментам

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки, то в протокол необходимо внести сведения:

  • о результатах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • об основаниях отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

Если предусмотрено право проводить оценку заявок (окончательных предложений), в протоколе необходимо привести результаты оценки заявок (окончательных предложений) с указанием решения комиссии о присвоении каждой заявке (окончательному предложению) значения по всем предусмотренным критериям.

Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Если на участие в запросе предложений подана только одна заявка, то можно составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе предложений. В нем необходимо отразить сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ , в том числе результаты рассмотрения единственной заявки.

В данной ситуации запрос предложений может быть признан несостоявшимся, если это предусмотрено положением.

Как оформить протокол признания запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ несостоявшимся

Запрос предложений может быть признан несостоявшимся, например, если заявки на участие в нем не подавались или все поданные заявки отклонены.

Все основания признания запроса предложений несостоявшимся должны содержаться в положении о закупке.

Решение о признании запроса предложений несостоявшимся может быть принято на любом этапе. В этом случае в протоколе необходимо указать причины признания запроса предложений таковым ( п. 5 ч. 13 , п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Каковы порядок и срок заключения договора по результатам проведения запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Договор составляется заказчиком путем включения в проект договора сведений о победителе, его ценовом предложении и предложенных им условий исполнения договора.

Договор должен быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Превышение этого срока возможно в любом из следующих случаев ( ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ):

  • необходимо получить одобрение органа управления заказчика;
  • антимонопольный орган рассматривает жалобу.

Тогда договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты получения одобрения органа управления заказчика или принятия решения антимонопольным органом.

Разместить в ЕИС сведения о заключении договора необходимо в течение трех рабочих дней со дня его заключения ( ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ ).

Сведения об изменении количества, объема и (или) цены закупаемых товаров (работ, услуг), а также сроков исполнения договора размещаются в ЕИС в течение 10 дней со дня изменения этих условий ( ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

Положением о закупке может быть предусмотрено право заказчика заключить договоры с несколькими участниками запроса предложений ( ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Каковы порядок и особенности проведения закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Кроме того, дополнительно к документам, необходимым при проведении запроса предложений, нужно составить приглашение принять участие в закупке.

Сведения о такой закупке и договоре, заключенном по ее результатам, в ЕИС не размещаются.

Когда проводится закрытый запрос предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Закрытые закупки проводятся в таких случаях ( ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ ):

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • Правительством РФ определено, что сведения не являются гостайной, но не подлежат размещению в ЕИС. К ним относятся сведения ( ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ):

— о конкретной закупке;

— закупке из утвержденного перечня и (или) группы товаров, работ, услуг. Например, такие перечни утверждены в сфере космической деятельности (Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2015 N 1247-р), в сфере использования атомной энергии (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2015 N 2662-р);

— закупке товаров (работ, услуг) из утвержденного перечня и (или) группы, которую проводит конкретный заказчик.

Правительство РФ также может установить основания, по которым в ЕИС нельзя размещать информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

  • координационным органом Правительства РФ определено, что сведения не являются гостайной, но не подлежат размещению в ЕИС. К ним относятся сведения (п. п. 2, 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ ):

— о конкретной закупке;

— закупке определенных видов продукции машиностроения.

Случаи проведения именно закрытого запроса предложений в электронной форме необходимо предусмотреть в положении о закупке. Иначе проведение закупки могут обжаловать (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

Каковы особенности проведения закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ

Извещение о проведении закупки, документация для закупки и проект договора составляются по общим правилам. В эти документы включается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и положением о закупке. Также необходимо подготовить приглашение принять участие в закупке ( ч. 3 ст. 3.5 , ч. 5, 9, 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

Законом N 223-ФЗ не установлены требования к содержанию этого приглашения. Считаем, что в нем целесообразно указать:

  • сведения о заказчике;
  • адресата письма (наименование или Ф.И.О.);
  • предмет проводимой закупки;
  • порядок и срок подачи заявок.

При проведении закрытого запроса предложений в электронной форме никакие документы в ЕИС не размещаются. Их надо направить двум или более лицам, способным выполнить условия договора, не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения закупки ( ч. 3 ст. 3.5 , ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

Правила направления документов участникам закупки устанавливаются в положении о закупке. Порядок работы на электронной площадке, включая условия размещения на ней электронных документов, определяет Правительство РФ. При этом заказчики должны соблюдать сроки, указанные в Законе N 223-ФЗ ( ч. 3, 4 ст. 3.5 , ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

Закрытые закупки должны проводиться на электронной площадке, оператором которой является общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (www.astgoz.ru) ( ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ , Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р).

Как выявить участников закрытого запроса предложений в электронной форме по 223-ФЗ и заключить договор

По общему правилу прием заявок на участие в электронной закупке обеспечивает оператор электронной площадки. После окончания срока подачи заявок он предоставляет заказчику доступ к ним.

При выявлении участников и определении победителя на каждом этапе составляются протоколы. Требования к их составлению такие же, как и при обычном запросе предложений в электронной форме.

Победителем закрытого запроса предложений в электронной форме является лицо, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора согласно предусмотренным критериям ( ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ ).

С победителем необходимо заключить договор. Порядок и срок его заключения не отличается от других закупок.

Необходимо учитывать, что сведения о заключении договора по результатам закрытого запроса предложений в электронной форме не размещаются в ЕИС ( ч. 3 ст. 3. 5, ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ ).

Электронные закупки по 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в Закон № 223-ФЗ, которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Это интересно:  Начисление алиментов для безработного гражданина

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

Как провести запрос цен по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Что такое запрос цен по 223-ФЗ

Под запросом цен понимают конкурентную закупочную процедуру, проводимую по нормам 223-ФЗ, согласно которой заказчик размещает в ЕИС информационное приглашение об участии в определении поставщика с целью приобретения необходимых товаров, работ, услуг. Существуют и другие названия данного способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или же просто запрос котировок.

В процессе осуществления ЗЦ заказчик размещает информацию о соответствующем заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.

В настоящее время ЗЦ проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Однако согласно 505-ФЗ от 31.12.2017, все конкурентные закупки, начиная с 01.07.2018, должны будут осуществляться в электронной форме. ЗЦ может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Также для запроса цен возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.

Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.

Правила проведения конкурса закрепляются в положении заказчика. При этом, как правило, заказчик проводит ЗЦ в следующих случаях:

  • если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
  • если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
  • если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.

Как провести запрос цен

Процедура проведения мероприятия осуществляется в несколько этапов. Предлагаем пошаговую инструкцию.

Для проведения мониторинга котировочных цен заказчику необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявление потребности в приобретении ТРУ и определение способа закупки.
  2. Планирование закупки с учетом качественных, количественных и финансовых показателей.
  3. Определение основных требований для предстоящего тендера.
  4. Формирование закупочной документации.
  5. Публикация в ЕИС извещения о заказе.
  6. При поступивших запросах разъяснение условий закупочной документации.
  7. Вскрытие заявок, поступивших от участников торгов.
  8. Проведение процедуры рассмотрения и оценки поступивших предложений, подведение итогов и дальнейшее определение победителя.
  9. Заключение договорных отношений с участником-победителем ЗЦ, а также публикация соответствующих сведений в ЕИС.

Основные требования к приобретаемым путем запроса цен ТРУ устанавливаются к качеству продукции, к условиям будущего контракта (проект договора в обязательном порядке прикладывается к закупочной документации), к участникам закупки (в том числе субподрядчикам и соисполнителям). Также при составлении закупочной документации рассчитывается НМЦК и определяется размер обеспечения заявки и исполнения поставщиком обязательств по договору.

Заказчик может прописать дополнительные требования к участникам ЗЦ, порядок подачи заявок на участие и документальный состав предложения, указать место, дату начала и окончания подачи заявок, сроки рассмотрения заявок и заключения договора с победителем закупки.

Так как 223-ФЗ не регулирует временной период публикации извещения о ЗЦ, такие сроки размещения прописываются самим заказчиком в рамках положения о закупке. Зачастую данный период не превышает 5-10 дней до момента окончания срока предоставления заявок на участие.

Потенциальный исполнитель в вышеуказанный период предоставляет свое предложение, которое содержит все необходимые, в соответствии с закупочной документацией, данные, бланки и декларации. В настоящий момент заявка может быть подана как в бумажном виде (в запечатанном конверте), так и электронно. Запрос цен признается состоявшимся в том случае, если заказчик получил не менее трех таких заявок.

Победителем признается участник, который предложил наиболее выгодные ценовые, качественные и договорные условия.

В самом извещении необходимо указать информацию о том, что ЗЦ — это не торговая процедура, соответственно, заказчик вправе (но не обязан) заключить договор с победившим участником.

Актуальные примеры запроса цен по 223-ФЗ будут представлены далее.

Электронные закупки по 223-ФЗ: реальность и изменения

Сегодня в законе нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме по 223-ФЗ. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот. На практике не все заказчики следуют этому определению. Обсудим проблемы и риски заказчиков при выборе электронной формы закупки сегодня.

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р. То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом – они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может – запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке. То есть для них обязательна именно электронная форма, а способ они выбирают самостоятельно. Региональные органы власти, органы местного самоуправления могут установить дополнительные ограничения для отдельных категорий заказчиков по выбору способа электронной закупки.

Добровольно проводить закупки в электронном виде могут все категории заказчиков по 223-ФЗ.

Содержание статьи:

223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме:

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико­нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ – дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик – правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Это интересно:  Таможенные правила Франции: заполнение декларации, сборы, лимиты, платежи и пошлины

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

  • В рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе).
  • Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, проведение которого обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, – это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке». Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры». Заказчикам рекомендуется руководствоваться этим разъяснением ФАС, пока не вступят в силу поправки в 223-ФЗ, и не появится однозначной формулировки понятия «закупка в электронной форме».

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба. С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, – прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ – Сервис», ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил. Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Вариант 1: принимать заявки по электронной почте

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки – это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия – наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема – в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Вариант 2: организовать электронную форму закупки через оператора электронной площадки

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Это нарушение не влечет за собой административных последствий, но на основании такого решения заказчик может получить предписание, заставляющее его внести изменения в порядок проведения закупочной процедуры, переиграть ту или иную стадию закупки.

А как должно быть?

В 223-ФЗ подготовлены поправки, которые, наконец, дадут понимание, что такое электронная форма закупки и как ее проводить. Оператор площадки должен стать полноценным субъектом закупочного процесса, его действия можно будет обжаловать, для него предусмотрят ответственность в КоАП РФ.

Законодатели выдвинули ряд инициатив, которые регламентируют электронную форму закупки. В первую очередь, это позволит отслеживать каждое действие любого участника закупочного процесса.

Сегодня участникам бывает сложно понять, как подать заявку, в каком месте, а также сложно впоследствии доказать, что заказчик чинил препятствия при подаче заявки. Если поправки будут приняты, все этапы закупочной процедуры будут понятны, одинаковы для всех и их легко будет контролировать.

Электронные закупки по 223-ФЗ. Законодательные инициативы

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, Корпоративная Академия Росатома, ведущая вебинара «Закупка в электронном виде по 223-ФЗ» в Школе электронных торгов:

Согласно законопроекту, закупка в электронной форме – закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, залеченным между заказчиком и оператором электронной площадки.

Ждем новый список универсальных операторов ЭТП

Идет процесс по ужесточению правил работы электронных торговых площадок. Как известно, сегодня действует пять площадок, которые обслуживают государственный муниципальный заказ. Эти площадки отбирались еще в рамках 94-ФЗ, а сейчас на них проводятся все открытые электронные аукционы по 44-ФЗ:

Сегодня мы полноценно работаем на этих площадках по 44-ФЗ, но «переотбор» площадок так и не был проведен, как того требовал закон. Минэкономразвития, ФАС России, Казначейство формируют блок инициатив по созданию универсального оператора, который позволит проводить закупки, предполагающие любой торг: и в сторону покупок, и в сторону продаж.

Универсальные операторы электронных площадок будут обеспечивать государственный муниципальный заказ; корпоративный заказ в рамках 223-ФЗ; процедуры, связанные с торгом по приватизации, банкротству и любыми другими процедурами, где торги являются обязательными в силу закона. Сюда подтянутся правоотношения по реализации имущественных, земельных отношений, по градостроительному кодексу, когда проведение торгов обязательно.

Каждая площадка, которая будет работать в сфере корпоративного заказа, должна быть многофункциональна и обеспечивать потребность рынка по любым электронным торгам. Планируется установить единые требования, критерии отбора этих площадок. Предполагается, что список электронных площадок мы увидим до конца 2016 года. Не исключено, среди них появятся и корпоративные площадки, которые могут побороться за статус универсального оператора.

Как только отберут универсальные площадки, все закупки будем проводить с использованием услуг этих операторов. Обмен информацией, связанной с проведением закупки, будет осуществляться только через оператора электронной площадки.

Документы и информация будут подписываться электронной подписью. Сопоставление ценовых предложений участников – только через оператора ЭТП.

Квоты на закупки в электронной форме по 223-ФЗ для заказчиков

У Правительства РФ появится право установить квоту закупок в электронном виде. Что это за квота? С 1 января 2017 года у заказчиков появится обязанность совершить определенный объем закупочных процедур в электронной форме. Эта норма не подменяет Постановления Правительства РФ № 616 – этот документ и в 2017 году сохранит свою силу. Когда у заказчиков возникнет необходимость закупить товар, работу, услугу из этого перечня, заказчик будет закупать их в электронном виде (помним, есть исключения, о которых сказано в начале статьи). Плюс к таким закупкам заказчик должен будет «добрать» квоту электронных закупок. В противном случае на заказчика будут наложены санкции.

Правила документооборота в рамках электронной закупки по 223-ФЗ

Правила документооборота будут максимально приближены и аналогичны правилам закупок в контрактной системе. Заказчикам и участникам необходимо будет получить сертификаты электронной подписи (усиленные неквалифицированные).

Чтобы привести практику к единообразию и сократить расходы заказчиков и участников, электронная форма закупки по 223-ФЗ будет идентична правилам государственного заказа. Это связано также с тем, что с 2017 года больше заказчиков будут работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ, для работы важны унифицированные подходы.

Лица, которые работают по 44-ФЗ и по 223-ФЗ: госкорпорации «Роскосмос», «Росатом»; бюджетные учреждения; ряд унитарных автономных учреждений; ряд заказчиков, реализующих денежные средства по 44-ФЗ в рамках инвестпроектов. С 2017 года все унитарные предприятия и автономные учреждения будут применять правила 44-ФЗ (за исключением собственных средств, полученных через гранты и в рамках исполнения госконтрактов)*. Автономные учреждения и унитарные предприятия в плане применения 44-ФЗ и 223-ФЗ станут похожими на бюджетные учреждения.

* Проект закона находится на рассмотрении Госдумы, по экспертным оценкам, изменения вступят в силу с 2017 года.

С 2017 года увеличится количество субъектов рынка, которые будут обязаны применять два закона одновременно. Для таких компаний, конечно, будет комфортнее применять унифицированные правила.

В рамках электронного документооборота будут максимально внедрены правила 44-ФЗ в части взаимодействия с ЕИС. Для корпоративного сектора будут доступны ресурсы ЕИС, которые открыты для государственных заказчиков. Заказчики по 223-ФЗ также смогут пользоваться разделами, связанными с каталогами товаров, работ, услуг и ориентироваться на каталоги при определении объекта закупки.

Государственные заказчики обязаны пользоваться каталогом с 1 января 2017 года. Для заказчиков корпоративного сектора такая норма не предусмотрена. Но не исключено, что изменения затронут и корпоративный сектор.

Статья написана по материалам сайтов: umestentorg.com, goscontract.info, school.kontur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector