Высокий рост цен на автокредиты

Портал Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам 2014 года. Кредитные организации «ужимают» автокредитование в своих розничных портфелях, просрочка по данному виду займов растет. Как видно из исследования, некоторые банки, вопреки традиционно «наваристому» окончанию года, сократили объемы выдач во втором полугодии.

Сбербанк везде Сбербанк

Банки.ру составил новый рейтинг автокредитных банков. На этот раз мы изучили итоги 2014 года. В рамках исследования были рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по Москве, Московской области и другим регионам.

В рейтинге приняла участие 51 кредитная организация (с учетом того, что в группу Сбербанка России входят Сбербанк и Сетелем Банк). Из них 45 поделились данными об уровне своей просрочки.

Совокупный портфель автокредитов участников рейтинга на 1 января 2015 года составил 720,9 млрд рублей. По объему портфеля автокредитов лидирует группа Сбербанка России, в которую входят сам Сбербанк и Сетелем Банк: портфель группы насчитывает 144,5 млрд рублей. На втором месте — ВТБ 24 (117,6 млрд рублей), на третьем — Русфинанс Банк (84,5 млрд). В пятерку банков с крупнейшим портфелем автокредитов также входят ЮниКредит Банк (свыше 73 млрд) и Росбанк (59,4 млрд рублей).

За прошедший год лучшую динамику по росту портфеля автокредитов физлицам из представленных кредитных организаций продемонстрировали Связь-Банк (плюс 147,08%) и Сетелем Банк (плюс 120,82%).

Наибольшее падение отмечено у банка «Первомайский» (минус 72,43%), а среди финорганизаций с портфелем более миллиарда рублей — у Кредит Европа Банка (минус 25,75%).

Вниз по накатанной

Большинство участников рейтинга снизило долю автокредитов в розничном портфеле во втором полугодии 2014 года. Наибольшее сокращение отмечено у Европлан Банка (с 99,06% по состоянию на июль 2014 года до 87,12% на январь 2015 года). Также выделяются ЮниКредит Банк (падение доли с 53,22% до 46,54%) и Кредит Европа Банк (с 44,86% до 39,81%). Напомним, что рынок автокредитования покинул такой заметный игрок, как Райффайзенбанк, ранее входивший в десятку нашего рейтинга по объему портфеля.

В Европлан Банке не стали комментировать сокращение доли. Как пояснили в ЮниКредит Банке, уменьшение доли связано с тем, что автокредиты на несколько популярных брендов теперь выдаются дочерним банком этого автоконцерна, часть которого принадлежит группе UniCredit.

«Мы прогнозируем рост доли, так как ЮниКредит Банк сохраняет фокус на автокредитовании. Наш банк продолжает выдавать автокредиты и сохраняет поддержку всех действующих программ автокредитования со всеми партнерами — автопроизводителями и автодилерами. Наиболее выгодные для клиента условия сейчас у дилеров таких брендов, как Jaguar, Land Rover, Subaru, Honda, Lifan, Volvo, Lada, Harley Davidson, — рассказал начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов. — Также мы в четвертый раз присоединились к программе льготного автокредитования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Мы рассчитываем, что эта программа поможет поднять продажи автомобилей и, конечно, отразится на продажах в кредит. Что касается планов, нами заложен существенный рост на кредиты, подпадающие под условия программы».

Снижение доли автокредитов в портфеле банка «Балтика» (с 9,93% до 8,02%) в кредитной организации связывают с увеличением объема досрочного погашения при падении общего спроса населения на этот продукт. Тем не менее в кредитной организации ожидают, что к концу первого полугодия 2015 года автокредиты будут составлять 10—15% от розничного кредитного портфеля, так как банк намерен развивать данный сегмент кредитования за счет участия в программе госсубсидирования.

На общем фоне заметно выделяются банки, нарастившие долю автокредитов. К ним относятся Плюс Банк (рост за второе полугодие 2014 года на 14,39 процентного пункта до 90,46%), АйМаниБанк (рост на 11,06 п. п. до 70,88%), Первобанк (рост на 4,51 п. п. до 51,33%) и Сетелем Банк (рост доли на 3,56 п. п. до 81,38%).

«Это увеличение ожидаемое с нашей стороны: во второй половине 2013 года наш банк сфокусировался на автокредитовании в сегменте подержанных авто, что отразилось на росте портфеля в 2014 году, — объясняет исполнительный директор, директор департамента банковских продуктов Плюс Банка Кирилл Григорьев. — С начала 2014 года мы улучшаем сервисные показатели в автокредитовании: скорость принятия решения у нас стабильно ниже одного часа, и оформление сделки занимает менее 30 минут. Также мы активно шли в регионы. На текущий момент у нас более 50 регионов присутствия кредитных предложений банка, доля региональных продаж достигла 60%. Мы планируем сохранить фокус на автокредитовании, расширяя сегменты (новые авто у официальных дилеров, участие в госпрограмме). Соответственно, и доля автокредитования останется на уровне 90—95%».

По мнению Григорьева, можно ожидать, что некоторые банки сейчас будут уходить из автокредитования, так как без достаточной компетенции в рисках, партнерской сети, сервисных показателях данный продукт может быть нерентабельным. «Многие банки, которые не специализируются на автокредитовании, это уже осознали или осознают в скором времени», — уверен собеседник Банки.ру.

«В целом в ближайшее время большинство активных участников рынка переключатся на программу государственного софинансирования. Многие в очередной раз попытаются активизировать работу на рынке подержанных авто. Но, как показывает практика, такие попытки не увенчаются особым успехом и будут заброшены, как только рынок начнет восстанавливаться, — прогнозирует директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин. — Часть игроков, для которых сектор автокредитования не был приоритетным, уйдет. Некоторые оставят данный продукт в портфелях, но временно уберут его из списка приоритетных».

Борискин полагает, что этот год будет тяжелым для автокредитования, каким был и кризисный 2009-й. Но впоследствии можно будет наблюдать существенный рост, связанный в первую очередь со старением легкового автопарка в целом. Также мы увидим смещение спроса в пользу корейских и японских производителей, как минимум в связи с сокращением российской части бизнеса европейских автопроизводителей, уверен эксперт.

Александр Мартынов отмечает, что некоторые банки, действительно, уходят из автокредитования, но при этом приходят и новички. Поэтому конкуренция сохраняется.

Платят с торможением

О своей просрочке по автокредитам согласились рассказать 45 банков из числа участников рейтинга. Среди них наименьшая просрочка у Сургутнефтегазбанка — 0,1%. Также минимальный уровень просроченной задолженности у Московского Индустриального Банка (0,51%) и Тойота Банка (0,54%).

В среднем просрочка среди участников рейтинга составляет 15,24%. У семи из них доля просроченной задолженности в портфеле автокредитов на 1 января 2015 года не превышала 1%.

Отметим, что за второе полугодие 2014 года более чем у 70% банков, поделившихся данными о проблемных долгах, просрочка выросла.

«Уровень просрочки по автокредитам банка вырос в связи с естественным выгашиванием портфеля и временным прекращением выдач по программам автокредитования в рамках ужесточения кредитной политики банка на фоне кризиса, — говорит Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. — Что касается просрочки по рынку, стоит отметить, что с началом программы льготного автокредитования банки ожидаемо могут столкнуться с резким увеличением числа запросов на выдачу кредитов, как и с необходимостью более тщательной проверки платежеспособности заемщиков. Число желающих оформить кредит по сниженным ставкам вырастет, а вот число людей, которые реально будут вносить ежемесячные платежи исправно, сократится. Поэтому ожидаем серьезный рост просрочек по автокредитам».

Кирилл Григорьев уверен, что для роста просрочки имеются как макроэкономические, так и качественные факторы. К макроэкономическим факторам он относит ухудшение финансового положения населения в связи с ростом цен, стагнацией доходов, ростом безработицы, что связано с экономическим спадом, а к качественным — устаревшие подходы в оценке рисков, рост кредитного мошенничества, попытку угнаться за выполнением плана продаж в ущерб качеству портфеля. «Пока не изменятся макроэкономические факторы, просроченная задолженность продолжит расти», — полагает эксперт.

Александр Мартынов из ЮниКредит Банка также наблюдает предпосылки для роста просрочки по автокредитам, поскольку в условиях экономической рецессии происходит общее снижение доходов граждан.

Это интересно:  Элементы за ребенка 2019 при разводе

Нетипичное сокращение

По итогам 2014 года 46 банков, принявших участие в рейтинге и поделившихся данными об объеме и количестве выдач, в совокупности выдали физическим лицам автокредитов на 398,8 млрд рублей.

Больше всего автокредитов выдала группа Сбербанка России (свыше 84 млрд рублей, включая 71,8 млрд, выданные Сетелем Банком). На втором месте — ВТБ 24 (60,9 млрд), а на третьем — Русфинанс Банк (51,6 млрд рублей).

Эти же кредитные учреждения лидируют по количеству предоставленных займов. Так, за 12 месяцев 2014 года группа Сбербанка России выдала 150,5 тыс. автокредитов (из них 128,2 тыс. Сетелем Банк). На ВТБ 24 приходится 114,6 тыс., а на Русфинанс Банк — 107,1 тыс.

Все вместе участники рейтинга выдали 725,6 тыс. займов на приобретение автомобилей в течение прошлого года.

Обратим особое внимание на тот факт, что Альфа-Банк и Росавтобанк предоставили данные по объемам и количеству выданных автокредитов только за второе полугодие 2014 года, и поэтому не были ранжированы по этим показателям по итогам всего 2014 года.

Несмотря на то что в конце года кредитные продажи обычно растут, а зимние месяцы 2014 года стали раздольем для некоторых российских дилеров после того, как соотечественники бросились скупать иномарки из-за скачков курсов валют, некоторые банки показали значительное снижение выдач во втором полугодии прошлого года по сравнению с первым.

С января по июль 2014 года ЮниКредит Банк выдал автокредитов физлицам на 29,9 млрд рублей, а с июля 2014 года по январь 2015 года — на 16,4 млрд рублей. У Московского Кредитного Банка соотношение составило 2,3 млрд против 526,9 млн, у банка «Санкт-Петербург» — 1,1 млрд против 756,8 млн рублей.

«Второе полугодие 2014 года выдалось очень непростым и для авторынка, и для рынка автокредитования, — вспоминает вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов. — Снижение выдачи автокредитов обусловлено как ростом ставок, так и гораздо более избирательным подходом кредиторов к заемщикам. Стремясь минимизировать свои риски, банки одобряли меньше автокредитов и повысили требования к кредитной истории и финансовому положению заемщика. Параллельно с этим снижалась и активность со стороны самих клиентов».

«Конец года, как мы помним, был ознаменован высокой волатильностью курсов валют и ослаблением рубля, когда многие россияне пытались понять, куда бежать и вкладывать обесценивающиеся сбережения. В том числе одним из популярных инструментов для инвестиций были автомобили, которые россияне покупали за счет имеющихся сбережений, естественно, не прибегая ни к каким кредитам», — комментирует Андрей Борискин из Росгосстрах Банка.

С этим мнением согласен Александр Мартынов из ЮниКредит Банка. Он обращает внимание, что во втором полугодии на рынке был спад продаж автомобилей. Только декабрь показал положительные результаты, но в этот период автомобили приобретались преимущественно за наличные с целью сохранения сбережений в кризисный период.

По словам Кирилла Григорьева из Плюс Банка, весь рынок автокредитования по итогам первого полугодия прошлого года показал незначительный рост, но по итогам второго полугодия — значительное падение. В результате за 2014 год рынок автокредитования и вовсе показал отрицательную динамику.

«В 2015 году стоит ожидать падения рынка, но запуск программы субсидирования ставок от Минпромторга позволит его уменьшить. В основном это связано с повышением цен на авто и достаточно высокими ставками кредитования», — считает Григорьев.

Новая автореальность

Александр Мартынов признает: с учетом текущих реалий спрос на автокредитование снизился. В зависимости от ценовой политики дистрибьюторов можно ожидать, что рынок продаж новых автомобилей может сократиться вплоть до 50%. «В целом общий уровень автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов, — отмечает собеседник Банки.ру. — Если говорить в целом про рынок, в первом квартале 2015 года мы наблюдали рост спроса на подержанные автомобили. Также можно выделить тренд, когда универсальные банки по итогам 2014 года показали большую долю в продажах дилеров, чем кэптивные».

Александр Михайлов из автофинансовой компании «Европлан» ожидает, что что рынок автокредитования в 2015 году значительно сократится по сравнению с 2014 годом. «Заметно наращивать объем автокредитов в своих портфелях смогут только кэптивные банки и банки-монолайнеры, — уверен он. — У универсальных банков увеличения доли автокредитов не будет, или оно будет несущественным. Тенденции 2014 года остались и в этом году: снижение общей доступности автокредитов, перераспределение рынка между банками и рост доли вторичного рынка вместе со спросом на кредиты для покупки подержанных автомобилей».

Знаковым для рынка событием Михайлов считает запуск Минпромторгом не только программы льготного автокредитования, но и льготного автолизинга. Лизинг автомобилей в дополнение к существующим и развитым формам автокредита позволит сделать новые автомобили более доступными не только для юридических, но и для физических лиц.

«Из-за экономического кризиса в России рынок автокредитования серьезно сократился. Повышены ставки, часть банков отказалась от сегмента автокредитования, падают реальные доходы населения и платежеспособность граждан. В 2014 году авторынок сократился на 10%. В январе — марте 2015 года падение продолжилось. В связи с чем программа льготного автокредитования внесла некоторое оживление. Продлена на второй квартал 2015 года и программа утилизации автомобилей. Также с 1 апреля стартовала программа льготного автолизинга, — перечисляет Андрей Борискин из Росгосстрах Банка. — При этом данные программы, скорее, помогут смягчить падение рынка, но не устранят его. Сегодня многие россияне все-таки не уверены в завтрашнем дне, поэтому не рискнут брать автомобиль в кредит, да и ставки даже в рамках программы льготного автокредитования не такие привлекательные, как раньше. Некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают выдавать автокредиты. Другие предлагают потребителям высокие ставки — около 25% годовых. Ставки по автокредитам, как и по прочим направлениям кредитования, сейчас не более чем реакция на резкое ухудшение экономической ситуации. Поэтому делать какие-либо серьезные выводы по действующим на рынке ставкам на текущий момент абсолютно бессмысленно».

Тем не менее Борискин наблюдает некоторую стабилизацию рынка и считает, что в июне уже можно будет судить о том, насколько действительно выросла стоимость автокредита и в какую сторону сориентируется автомобильный рынок. «Особого бума выдач по партнерским программам ожидать не стоит, — говорит эксперт. — Как правило, такие программы необходимы для успешной рекламы и в лучшем случае приносят очень низкий доход, а то и вовсе убыточны. Чаще потери по совместным программам приходится компенсировать за счет доходности стандартных предложений».

Почему при расчёте автокредита цена автомобиля меньше?

Автокредит для многих остаётся сложной и малопонятной сделкой, на которую далеко не все готовы согласиться. Однако сейчас все более актуальным становится вопрос: почему автомобили дешевле в кредит, чем за наличные? Автокредит в любом случае представляет собой 4-сторонний договор между покупателем, продавцом, банком и страховой компанией. Современные кредитные программы разрабатываются так, чтобы свою выгоду смогли получить все участники сделки. Почти все салоны предлагают яркую рекламу: кредит под 0%, покупка в рассрочку и т. д. Почему машина дешевле в кредит?

Возможна ли беспроцентная рассрочка на машину?

Любой автосалон готов предъявить самые разные причины, «почему у нас выгоднее авто в кредит», но фактически все крупные дилеры работают с банками по одной схеме: на новые автомобили предлагается сниженная цена, в результате чего внешне уменьшается переплата по кредиту. Почему купить авто в кредит выгодно для клиента, и чем такая сделка хороша для других участников?

  • Покупатель действительно получает возможность приобрести машину в рассрочку с небольшой переплатой или вообще без неё. Однако чтобы воспользоваться такой возможностью, придётся внести крупный первоначальный взнос, равный не менее 30% (а чаще – 50%). Кредит в этом случае будет предоставлен на минимальный срок – обычно это 1-3 года. То есть новый автомобиль можно действительно купить по сниженной цене, но потребуются крупные единовременные расходы.
  • Для продавца такие кредиты становятся удобным способом привлечения клиентов и повышения уровня продаж машин в определённой комплектации. Специальные скидки и акции могут распространяться на те автомобили, которые обычно пользуются низким спросом, и которые нужно побыстрее продать. Для крупного салона скидка в несколько процентов не станет причиной серьёзных убытков, а продажи можно значительно увеличить.
  • Банк также заключает договоры с новыми клиентами, причём он получает полное вознаграждение за свои услуги. Оформление кредита через официальный автосалон служит дополнительной гарантией надёжности сделки.
  • Для страховой компании автокредиты – способ привлечения клиентов, поэтому многие из них заключают с банками договоры о постоянном сотрудничестве. Страховые программы могут предоставляться на несколько процентов дешевле, тогда клиент сможет не только оформить выгодный займ, но и получить недорогой страховой полис.
Это интересно:  Заявление о дополнении исковых требований

В итоге сделка оказывается действительно выгодной для всех участников, и при этом практически нет риска мошенничества ни с одной из сторон. Клиент, однако, должен внимательно изучить все предлагаемые договоры, так как их условия определят порядок выплат и правила гарантийного обслуживания.

Нужно внимательно рассчитать, сколько в итоге на самом деле будет стоить автомобиль, и какой будет итоговая переплата по кредиту.

Маркетинговая ставка предполагает, что в договоре будет указана реальная ставка по стандартным банковским программам, а реальные выплаты будут меньше только за счёт сделанной скидки. Разные салоны проводят разную политику: в некоторых дилерских центрах скидки распространяются и на дополнительное оборудование, если его стоимость не превышает 30% от цены машины.

Новый авто почему в кредит предлагают дешевле? Потому что салону нужно побыстрее проводить сделки с новыми автомобилями, а банк заинтересован в увеличении числа заёмщиков.

В какой банк лучше обращаться за кредитом?

Если вы хотите выяснить, почему авто в кредит дешевле, и разобраться в особенностях предлагаемых программ, стоит обратиться в несколько банков, сравнивая условия. Можно обратиться в банки с государственной поддержкой или в коммерческие учреждения в зависимости от конкретных пожеланий заёмщика:

  1. Крупные банки, такие как ВТБ24, Россельхозбанк, Сбербанк России обычно более требовательно выбирают заёмщиков, так как они вынуждены поддерживать высокую репутацию. По большей части кредитных программ в них требуется представить все документы о платёжеспособности, иметь постоянную регистрацию и официальное трудоустройство. Однако и процентные ставки в таких учреждениях будут низкими. К примеру, в Сбербанке России можно получить автозайм по ставке от 13,5% годовых.
  2. В коммерческих банках, таких как «Хоум кредит» или «Ренессанс банк» ставки могут быть выше, однако в них займы являются более доступными. Достаточно крупные суммы можно получить по двум документам, собирать справки не придется. Заявки рассматриваются быстрее, по некоторым займам решение можно получить через несколько часов.

Почему выгодно покупать авто б/у в кредит? Практически в каждом банке есть свои кредитные программы, рассчитанные исключительно на подержанные машины определённых марок. По ним может также предлагаться невысокая ставка, однако выбранный автомобиль тщательно проверяется.

Он должен обязательно находиться в хорошем состоянии, чтобы получить страховку КАСКО. Залоговое имущество должно быть ликвидным, чтобы его легко можно было продавать при невыплате кредита.

Рынок автокредитования: радужные перспективы или гонки на выживание?

Российский рынок автокредитования в последние два года уверенно растет. Эксперт РЭУ им. Г.В.Плеханова Елена Воронкова попыталась разобраться, что на самом деле скрывается за рекордными цифрами – настройка отечественной экономики или рискованная тенденция.

Восстановление отечественного рынка автокредитования во многом является следствием мер господдержки автомобильной промышленности. Положительный тренд автокредитования особенно значим с учетом мультипликативного эффекта, который проявляется в автопроме и смежных отраслях через стимулирование спроса на машины.

Что имеем. В 2018 году россияне приобрели в кредит более половины купленных автомобилей. Объем автокредитования за 10 месяцев 2018 года превысил показатели аналогичного периода предыдущего года как по стоимости, так и по темпам роста. Сумма выданных в январе — октябре 2018 года автокредитов увеличилась на 23% и составила 485 трлн рублей по сравнению с 393 трлн рублей. За 2017 год сумма автокредитов выросла по сравнению с предыдущим годом почти на 18%.

Почему растет. Росту автокредитования способствовал комплекс факторов как универсального характера, так и непосредственно связанных с деятельностью банков. В целом спрос на автокредиты во многом определялся негативными инфляционными ожиданиями. Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние на их стоимость только в 2018 году оказали индексация ставок утилизационного налога, колебания курса рубля, решения Банка России по ключевой ставке, снижение реальных располагаемых доходов населения, грядущее повышение НДС, а также негативный эффект пенсионной реформы.

Стимулом развития автокредитования, несомненно, явилось внедрение системы льготного кредитования при покупке произведенных в России автомобилей определенной категории. Производители и автодилеры на фоне снижения господдержки пытались мотивировать покупателей через собственные программы финансовой поддержки. Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам ссуд для физических лиц. При этом банки постепенно упрощают условия кредитования, исключая, например, требования обеспеченности и страхования каско, снижается общая стоимость ссуды и т.п. Перспективы удорожания автомобилей и выгодные предложения активизировали отложенный спрос в этой сфере и обусловили его рост.

Чего же ждать? За внешним благополучием в сфере автокредитования скрывается немало проблем, которые не позволяют дать однозначные оценки последствий его бурного развития.

Несмотря на то, что рост автокредитов наблюдается практически во всех регионах, очевидно, что из-за неравномерности распределения доходов по стране степень их концентрации остается очень высокой. Почти 30% отечественных автокредитов приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Для этих же регионов характерны максимальные суммы кредитов. Дальнейшее развитие автокредитования за счет регионов маловероятно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. На большинстве территорий банки работают не так охотно, как в центре, из-за низких и волатильных доходов населения. То есть перспективы автокредитования напрямую зависят от регионального развития.

Либерализация автокредитования по стоимости и условиям приводит к увеличению просроченных платежей по автокредитам. В 2017 году число просроченных автокредитов (на срок более 90 дней) выросло на 21%. Доля таких кредитов составила 22%. Это объясняется снижением качества заемщиков за счет смещения автокредитов в бюджетный сегмент и упрощением условий кредитования (главным образом, некрупными банками).

Плохие. По нашим расчетам, уже сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% среднего располагаемого реального дохода россиянина. Рост ключевой ставки ЦБ может сделать автокредит дороже и в условиях устойчивого падения реальных доходов населения привести к изменению модели поведения потенциального заемщика — заставит его быть осторожнее в расходах. Низкий уровень доходов становится причиной повышения риска невозврата и наращивания плохих долгов банками. Кредитные учреждения, отказываясь принимать повышенные кредитные риски, будут ограничивать предложение автокредитов.

Будущие сценарии развития автокредитования в России совершенно определенно зависят от социальной и финансовой стабильности в стране и требуют серьезного контроля деятельности банков в этой сфере.

Елена Воронкова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова

«Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит (AutoNews.Ru)

Половина автомобилей в России продается в кредит. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали представители крупнейших дилерских сетей. Эксперты говорят, что этому способствуют различные льготные программы как со стороны банков, так и со стороны государства. При этом относительная доля кредитных покупок растет незначительно, но в денежном выражении россияне занимают в банках все больше.

Самые большие кредиты берут в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Татарстане и Башкирии. «Автокредитование по-прежнему остается одним из основных и наиболее доступных способов приобретения автомашин», — полагает гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, который тоже оценивает долю кредитов в 50%.

Это интересно:  Как отразить корректировочный счет-фактуру на уменьшение

Данные за весь 2018 г. в НБКИ пока не обработали — на текущий момент организация подсчитала денежный эквивалент выданных кредитов за 10 месяцев 2018 г., и по этим данным, общие суммы займов на покупку автомобилей за год выросли на 23,3%.

Эти цифры вполне могут быть ориентиром на итоги всего года, полагает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Речь идет о сотнях миллиардов — каждый месяц банки выдают на покупку автомобилей в среднем по 50 млрд рублей.

Во всем виноват слабый рубль

Рост объемов автокредитов объясняется в первую очередь увеличением средней суммы займа, говорит ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов: «Средний размер автокредита увеличился более чем на 15%, что объясняется удорожанием самих автомобилей. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, сегодня составляет более 50% от общего числа продаваемых».

Крупные дилерские холдинги не заметили существенного роста доли автокредитов — в прошлом году соотношение покупок за наличные и с привлечение кредитных средств почти не изменилось. «Если в 2017 году доля кредитных сделок в розничных продажах РОЛЬФ составляла 50,34%, то по итогам 2018 года — 50,78%», — посчитала директор филиала финансовых услуг компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко.

Аналогичную статистику приводит директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева, отмечая незначительный рост. «По нашему холдингу фактическая доля продаж в кредит от общего числа продаж за 2018 год к 2017 году показала динамику небольшого роста. Причем в 2018 году начал набирать обороты рост кредитной доли в продаже автомобилей с пробегом», — объяснила она, добавив, что сегмент подержанных машин — это главный драйвер роста автокредитования в 2019 году.

Перспективным сегмент подержанных автомобилей назвала и Ольга Бойко. «Кредитная доля выросла с 11% в 2017 году до 15% в 2018-м, а в количественном выражении это соответствует росту почти в два раза. Банки готовы рассматривать проверенный в дилерском центре автомобиль с пробегом в качестве ликвидного обеспечения по кредиту и предлагают привлекательные процентные ставки», — привела цифры Бойко.

Спрос на автокредиты прежде всего поддерживали негативные инфляционные ожидания. «Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние оказали колебания курса рубля и снижение реальных доходов населения», — отметила представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Еще одним фактором стало упрощение процедуры управления рисками со стороны банков. «Банки стараются активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне», — объяснил гендиректор НБКИ Александр Викулин.

При этом автокредиты для банков являются более надежными, так как они обеспечены самим продуктом, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Именно поэтому банки стараются увеличить долю таких кредитов и предложить более выгодные условия.

«Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам кредитов для физических лиц», — добавила директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Госпрограмм нет, но спрос по-прежнему высокий

В отличие от прошлых лет, сейчас госпрограммы льготного кредитования не оказывают существенного влияния на рынок. Во время работы госпрограмм доля продаж в кредит по отдельным брендам доходила до 70%, причем практически все сделки заключались по льготным программам.

«С окончанием госпрограмм снизился как уровень кредитных продаж в бюджетном сегменте авторынка, так и спрос на бюджетные автомобили в целом», — заключила Ольга Бойко.

Постановление правительства №870 от 26.07.2018 г. предусматривает господдержку рынка до 2020 г., но сегодня речь идет только о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним скидка на автокредит составляет 10%, а для жителей Дальнего Востока — 25%.

Ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов считает господдержку в такой форме малопривлекательной: «Взвесив затраты, связанные с участием в программе, можно судить о ничтожной выгоде покупателей. Исключение составляет лишь программа, действующая на Дальнем Востоке».

После фактического завершения льготных госпрограмм рынок кредитования поддержали специальные фирменные программы, которые предлагают большинство автомобильных брендов, отметила Ольга Бойко. Сегодня большая часть кредитных покупок совершается с использованием таких продуктов. Например, Hyundai продает 32% новых машин по фирменным кредитным программам, хотя общее число кредитных сделок превышает 50%. Программа Kia Finance использовалась в 38% розничных сделок при общей доле кредитов 44%, собственный продукт марки Lada — в 32% сделок. Доля новых автомобилей Mitsubishi, финансируемых собственным банком, составила 34%.

Какие условия предлагают банки

За год ставки по кредитам если и выросли, то незначительно, рассказали эксперты. «В конце 2018 года она повышалась дважды, поэтому в начале текущего года часть банков увеличили ставки в среднем на 1%», — объяснила Бойко, добавив, что на рынке сохраняются программы автокредитования со сниженными процентными ставками, но в дальнейшем ставки будут постепенно расти.

Одним из важнейших условий получения кредита является оформление полиса каско, но на рынке по-прежнему можно найти предложения, не требующие страховки. В этом случае ставки будут выше, напомнила Ольга Бойко. Однако в 2018 г. они имели тенденцию к снижению из-за высокой конкуренции на страховом рынке.

Сэкономить на страховке можно, используя специальные программы, например мини-каско или каско с франшизой. Однако полис каско для кредитной машины в любом случае обойдется дороже, рассказал Гайдар Гасанов.

Стоимость таких страховок может полностью покрывать низкие проценты по самому автокредиту, поэтому при покупке эксперт рекомендует сначала сравнить цены на полисы и только потом переходить к поиску банка.

«Для автомобиля Nissan Tiida 2013 года выпуска при возрасте водителя 27 лет и стаже 3–5 лет стоимость каско может варьироваться от 35 до 120 тыс. рублей», — привел пример Гасанов.

В 2019 г. доля кредитных покупок может упасть, поскольку дальнейший рост ключевой ставки ЦБ может сделать автокредиты менее привлекательными. «Сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% от среднего располагаемого реального дохода россиянина. В условиях падения реальных доходов населения это заставит заемщика быть осторожнее», — спрогнозировала Наталья Ширяева.

Представитель «РОЛЬФА» тоже не ждет роста кредитных продаж в нынешнем году. «Мы рассчитываем, что объем кредитных продаж на рынке новых автомобилей сохранится на уровне 2017–2018 гг., а рост возможен только в случае возобновления субсидированных программ со стороны государства», — полагает Ольга Бойко.

Гайдар Гасанов, в свою очередь, настроен более оптимистично. По его словам, в кризисные годы население откладывало покупку автомобилей, а сейчас это стало возможным. Учитывая инфляцию и тенденцию к продолжению повышения базовой ставки, многие решаются на покупку.

«С учетом вышеописанных факторов рост автокредитов в 2019 году будет заметным. Жизнь в долг стала обыденностью, и соблазн пользоваться вещью здесь и сейчас, а платить потом, будет все больше увеличивать закредитованность населения. Предложения банков и поддержка со стороны государства стимулируют покупку автомобиля даже для тех, кому он не особенно нужен», — объяснил Гасанов.

Статья написана по материалам сайтов: eavtokredit.ru, youhavearight.ru, www.autostat.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector