Способы образования земельных участков в 2020: порядок формирования, что это такое и перераспределение

Образование земельных участков путем перераспределения, как показывает практика, наиболее часто бывает востребовано в случаях, когда у владельца земельного участка имеется желание «прирезать» к своей земле часть иного земельного участка, находящегося в собственности иного владельца, например у государства или муниципалитета. Хотя это далеко не единственный случай.

Его применяют, когда требуется узаконить самозахват земли, а также часто используют как один из методов урегулировать конфликты между соседями и найти оптимальное решение земельных споров. Но, в любом случае суть перераспределения остается одинаковой — это образование из первоначальных смежных участков несколько других смежных земельных участков путем их разделения или объединения.

Однако само понятие «перераспределение земельных участков» не просто словообразовательная форма, обобщающая такие действия как «объединение земельных участков» или «раздел земельного участка». И в этом заключается основная особенность образования земельных участков путем перераспределения.

Перераспределение как один из способов образования земельных участков

Долгое время термин «перераспределение земельных участков» имел совсем иное значение. Еще в 1991 году Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было определено, что те земельные участки, которые остались после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, кооперативов, акционерным обществам и т. д. включались в фонды перераспределения земель.

И хотя создание фонда перераспределения земель предусматривается Земельным кодексом России и в настоящее время, но к вопросу образования земельных участков он не имеет никакого отношения.

В настоящее время, как гласит ЗК ФР, перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков, наряду с иными способами, такими как объединение, разделение или выдел. Именно он позволяет, в рамках одной процедуры, добиваться того же эффекта, что и выполнение ряда последовательных действий, которые приходилось делать ранее.

Конкретный пример. Вы имеете желание прирезать к своей земле часть муниципальной территории. Раньше требовалось сначала провести процедуру объединения земельных участков, а затем провести процедуру разделения земельных участков. Пришлось бы дважды проходить все бюрократические мытарства (сначала об объединении, затем о новом разделе), дважды оплачивать необходимые кадастровые работы и проводить межевание, оформлять права собственности, регистрировать новые участки в ЕГРН и т. д. Представьте, какой ад пришлось бы вам пройти, если бы таких участков было не два, как в примере, а три или более.

Перераспределение земельных участков, позволяет вам провести все необходимые мероприятия в рамках одного цикла.

Запрет на перераспределение земельных участков

Перераспределение границ невозможно применять по отношению к участкам, которые:

  • находятся под судебным арестом;
  • не прошли кадастровый учёт;
  • не являются смежными;
  • не относятся к одной категории земель.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности

Убедившись, что перераспределяемые земельные участки не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, от вас потребуется:

  • заранее договориться с владельцами смежных земель о перераспределении, можно в устной форме;
  • обратиться в геодезическую компанию, провести межевание земельных участков для установления новых границ;
  • посетить местную администрацию и подать заявление о перераспределении границ;
  • дождаться получения решения по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • получить кадастровый паспорт с новыми утвержденными границами.

Порядок оформления перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • подать заявление об увеличении площади участка путём перераспределения в орган исполнительной власти для его рассмотрения
  • при положительном решении, пригласить кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • поставить землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратится за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Как видите, есть и сходство и небольшие отличия, которые вносят свои особенности.

Сходство

Главное сходство в том, что обоих случаях по результатам кадастровых работ составляется межевой план, который требуется предоставить в орган кадастрового учета.

Различия

  • при перераспределении земель, находящихся в частном владении с землями муниципальной или государственной собственности к основному пакету документов обязательно должна быть приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • различаются сроки проведения процедуры и ее оплаты. Так, для частной собственности цена устанавливается на договорной основе, в другом случае цена назначается уполномоченным органом власти;
  • различается очередность подачи заявления о перераспределении: в случае частной собственности заявление подается после проведения кадастровых работ, а с землями государственной и муниципальной собственности заявление подается до проведения кадастровых работ.

В завершение хочется отметить, что так называемые прирезки могут помочь устранить недостатки землевладения такие как вытянутость, изломанность границ или вкрапливание. Вы получаете увеличение своего участка, устраняете режущие глаз неудобства, улучшаете коэффициент компактности. Но и муниципалитеты внакладе не остаются. Они получают пополнение бюджета в виде разовой продажи участков земли и ежегодных земельных налогов.

Конечно, бюрократия еще долго будет пугать наших сограждан. Но это не повод отказывать себе в улучшении жизни. Расширяйте свои владения, улучшайте условия и не пренебрегайте помощью земельных юристов. Тогда оформление земельных участков будет приносить вам радость, а не головную боль.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Содержание

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2019 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Это интересно:  Основные виды рисков при ипотечном кредитовании

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Основные правила образования земельных участков установлены в ст. 11.2 Кодекса. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате: а) преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка; б) образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 11.3 Кодекса.

Образование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ образуемого участка в установленном порядке .

Об общих правилах образования земельных участков см. подробнее: Земельные участки: новые правила образования и изменения границ. Второе издание, доп. и перераб. / М.Ю. Тихомиров. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2020 (http://www.urkniga.ru).

Статья 11.3 Кодекса регулирует образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные нормы обладают приоритетом по отношению к общим нормам Кодекса, посвященным образованию земельных участков (см. ст. 11.2 Кодекса).

По общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков (см. ст. 29 Кодекса). Исключениями из этого общего правила являются случаи:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со ст. 11.7 Кодекса;

5) иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, по общему правилу п. 1 ст. 11.3 Кодекса юридическим основанием образования земельных участков из государственных или муниципальных земель являются решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.

Случаи, когда указанное общее правило не применяется (т.е. образование земельных участков происходит не на основании решений соответствующих государственных или муниципальных органов), предусмотрены в подп. 1 – 5 п. 1 ст. 11.3 Кодекса. Перечень таких случаев не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи.

Раздел земельных участков производится по правилам ст. 11.4 Кодекса.

Образование земельных участков из участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории (см. ст. 46.2 ГрК РФ), осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (см. п. 7 ст. 11.2 Кодекса).

В соответствии с п. 4 ст. 11.7 Кодекса в случаях, указанных в п. 3 этой же статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса.

СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017 (с последующими изменениями и дополнениями).

В данном случае образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Кодекса, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, обозначенных в п. 1 указанной статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

Иными словами, решения об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления: а) по собственной инициативе; б) по инициативе субъектов прав на исходные земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, на основании заявлений указанных субъектов. В последнем случае применяются императивные требования п. 2 и 3 ст. 11.3 Кодекса о приложениях к таким заявлениям.

Однако следует учитывать, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче указанного выше заявления обязаны прилагать к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки не во всех случаях.

Дело в том, что Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” ст. 11.3 Кодекса дополнена пунктом 2.1, по смыслу которого исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка) в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880 (с последующими изменениями и дополнениями).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Пункт 4 ст. 11.3 Кодекса в императивных нормах определяет обязательные требования к содержанию решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об образовании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Приведенный перечень сведений, которые должны быть указаны в решениях об образовании земельных участков, следует считать исчерпывающим.

В решениях об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Кодекса, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Таким образом, в случаях, когда в решениях исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков из государственных или муниципальных земель указано названное в п. 5 ст. 11.3 Кодекса полномочие правообладателя исходного земельного участка, такое полномочие основывается на законе. Поэтому соответствующий правообладатель вправе без доверенности обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки.

  • ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИХ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
  • ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  • СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Это интересно:  Должностная инструкция кассира: обязанности, права, функции

Формирование (образование) земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Действующим земельным законодательством предусмотрены различные ситуации, когда возникает необходимость формирования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это может быть предоставление земельного участка, на котором находятся принадлежащие гражданину (юридическому лицу) здания, строения и сооружения, предоставление земельного участка для строительства, либо для целей не связанных со строительством, и ряд других ситуаций.
При этом, вне зависимости от целей предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до принятия решения о его предоставлении земельный участок должен быть сформирован в установленном порядке.
В соответствии с требованиями ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка в обязательном порядке включает в себя:

  • выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровых работ);
  • осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

В отличие от случаев образования земельных участков путем трансформации уже существующих участков (раздела, выдела, объединения и перераспределения), при формировании земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ключевым является вопрос выбора земельного участка, который будет предоставлен гражданину (или юридическому лицу)1.

Акт

выбора ЗУ(пример)

Результаты выбора земельного участка для строительства оформляются актом о выборе земельного участка, приложением к которому является схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ)2.

Постановление

об утвержденииСхемы (пример)

Схема
(пример)

В отдельных случаях утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте (Схемы) соответствующей территории необходимо и в случае предоставления земельных участков на которых находятся принадлежащие заявителю здания, строения или сооружения3. В этих случаях (а также при предоставлении участка для целей, не связанных со строительством) после получения схемы, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка за свой счет и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
В нормативных актах федерального уровня не установлено, на кого возлагается обязанность по подготовке Схемы. Минэкономразвития России в своих разъяснениях по данному вопросу акцентирует внимание на том, что на федеральном уровне норм, обязывающих ОМСУ самостоятельно осуществлять изготовление Схем (в том числе в ЗК РФ) нет. Поэтому работу по разработке Схем вправе вести любое лицо, в том числе ОМСУ, либо действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо4.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в том числе формат Схемы в электронном виде, форма Схемы на бумажном носителе) утверждены приказом Минэкономразвиития России от 27.11.2019 № 7625.
Следующим этапом формирования земельного участка является собственно выполнение кадастровых работ, то есть межевания земельного участка, которое представляет собой целый комплекс мероприятий, в том числе включающих выезд специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками.
Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».

По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по формированию земельного участка из государственных или муниципальных земель (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и подготовки межевого плана необходимым этапом формирования земельного участка из государственных (или муниципальных) земель является осуществление его государственого кадастрового учета.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):

— внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном земельном участке будут носить временный характер6;— при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения7. В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)8 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета.

Следует отметить, что в случае, если государственная регистрация права на сформированный и учтенный в ГКН участок не будет произведена в течение пяти лет, то в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о кадастре сведения об участке будут аннулированы и исключены из ГКН.

Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас все необходимые работы, связанные с формированием земельного участка из государственных или муниципальных земель в Ростовской области9 и Республике Крым в оптимальные сроки.

Процедура перераспределения земельных участков

Главная > Земельное право > Порядок перераспределения земельных участков в 2020 году

01.08.2018 980 просмотров

Несмотря на то, что с 2014 года, законодатель утвердил порядок перераспределения земельных участков, до сих пор нередки случаи самовольного расширения площади собственного надела за счет чужих владений. Самозахват государственной и муниципальной земли является административным правонарушением, и соответственно карается штрафными санкциями.

Что это такое

Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета. Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.

При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.

С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.

Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.

Требования, которым должны соответствовать участки

Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:

  • Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
  • Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
  • Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
  • Земля должна иметь одно целевое назначение;
  • Допускается передел только смежных участков;
  • Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;

Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Чтобы осуществить перераспределение земли, владелец участка должен обратиться в компетентные органы.

Процедура и порядок перераспределения

Процедура перераспределения земли неизменно начинается с посещения уполномоченной организации, например городской администрации, которая вправе принимать заявления о перераспределении земли. В заявлении, согласно ст. 32.29 ЗК РФ, указываются следующие сведения:

  • Паспортные данные заявителя и координаты для связи;
  • Наименование, местонахождение юридического лица, его регистрационные данные, если оно является участником перераспределения;
  • Кадастровая информация смежных земельных наделов;
  • Реквизиты проекта межевания земли.

Перечень прилагаемой документации

К заявлению прикладываются документы необходимые для перераспределения, в частности:

  • Доверенность представителя, уполномоченного блюсти интересы заявителя;
  • Схема местоположения земли, если нет проекта межевания;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности;
  • Копии материалов удостоверяющих право на надел, в том случае, если у лица право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • Заверенный нотариусом перевод всей необходимой документации, свидетельствующей о государственной регистрации, на русский язык, если участником является иностранная организация.

Обратите внимание! Если проект межевания отсутствует, то заявить должен будет самостоятельно составить смеху расположения надела на кадастровом плане территории.

По факту рассмотрения заявления, в течение 30 дней после его получения, и проверки всех предоставленных заявителем документов, компетентный орган может дать согласие на перераспределение территорий, согласно проекту межевания, так и направить мотивированный отказ в заключение соглашения.

В том случае, если заявитель получил от уполномоченной организации согласие на перераспределение земель, то он за счет своих денежных средств организует проведение кадастровых работ, для того, чтобы поставить новообразованный участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт понадобится для последующего заключения соглашения.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через онлайн-форму .

Соглашение

В соответствии отечественным земельным законодательством, перераспределение земель происходит путем заключения добровольного соглашения между двумя собственниками, которыми являются государство или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять участки и частный землевладелец. Документ, составленный в простой письменной форме, должен обязательно содержать следующую информацию:

  • Дату и место заключения соглашения;
  • Персональные данные о землевладельцах;
  • Обоснование проведения процедуры;
  • Идентификация земли, которая будет перераспределена;
  • Подписи сторон.

После подписания договора, за прирезаемый участок заявитель должен заплатить определенную денежную сумму. Размер выкупа устанавливается компетентным органом, и зависит от кадастровой стоимости надела. Если земля является федеральной собственностью, то выкуп будет составлять 15 % от кадастровой цены.

Здесь вы можете скачать образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Составленное по всем правилам и подписанное сторонами соглашение о перераспределении земли является основанием для оформления заявителем права собственности. Для этого нужно будет подготовить необходимую документацию и обратиться непосредственно в Росреестр или в МФЦ.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей в 2020 году

Перераспределение земельных участков — это процедура, в результате проведения которой из двух и более смежных участков либо из частного надела и муниципальной земли образуются новые землевладения. Существует множество ситуаций, когда у человека возникает желание или необходимость «перекроить» свой надел земли. Например, из-за неудобной конфигурации, проблем с подъездными путями либо просто площадь стала маловата. В некоторых случаях закон позволяет для решения этой проблемы перераспределить землю в иных границах.

Что говорит закон

Все вопросы, касающиеся права собственности на землю, регулируются в России специальным Земельным кодексом. Этот документ устанавливает, что такое перераспределение земельных участков, а также при соблюдении каких условий и в каком порядке его можно осуществить. Как правило, рядового гражданина интересует, в каких случаях к его собственному наделу можно добавить часть муниципальной земли, которая с ним граничит. В соответствии со ст. 39.38 Земельного кодекса РФ, в новой редакции такое перераспределение допускается:

  • в целях приведения границ участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, изломанности границ и других недостатков;
  • в отношении наделов, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Частное землевладение гражданина при этом не может быть увеличено более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, в соответствии с их назначением.

Обратите внимание, что закон о перераспределении земельных участков 2020 не предусматривает проведение данной процедуры в отношении дачных хозяйств. Но это не повод для волнений. Просто с 01.01.2019 такое понятие, как дачное товарищество, исчезнет, и все дачные хозяйства станут садоводческими.

Куда идти для перераспределения земли

Чтобы увеличить свой надел или изменить его границы за счет муниципальных земель, нужно подать в уполномоченный орган местной администрации заявление о заключении соответствующего соглашения. Его можно составить самостоятельно, а можно скачать бланк на сайте муниципалитета. В заявлении нужно указать:

  • Ф.И.О., адрес и паспортные данные заявителя;
  • кадастровый номер участка, границы которого подлежат изменению.

К заявлению приложите следующие документы:

  • копию правоустанавливающего документа на землю, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • схему расположения земельного надела в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территории.

Образец заявления о перераспределении земельных участков 2020

Заявление вместе с приложенными документами можно подать в муниципальный орган лично, направить по почте на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием сети Интернет.

В течение 30 дней со дня получения заявления уполномоченный орган направляет заявителю положительное решение в виде утверждения предложенной схемы либо мотивированный отказ.

Если вопрос решен положительно, далее следует обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана. Потом образованный надел надо поставить на кадастровый учет. В срок не более чем 30 дней со дня получения кадастрового паспорта вновь образованного участка муниципальный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении заявителю для подписания, которые тот также должен подписать в течение 30 дней.

Сколько стоит перераспределить землю

Увеличение площади земли, находящейся в частной собственности, за счет муниципальных земель осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления. В разных регионах местная власть по-разному подходит к вопросу начисления этой платы. Как правило, выкупная цена привязывается к кадастровой стоимости земли и может доходить до 100 процентов последней.

Оплата за увеличение надела должна быть произведена в течение срока, указанного в заключенном с местной администрацией соглашении.

Стоимость межевания в разных населенных пунктах тоже различается. На нее могут влиять такие факторы, как регион, категория земель, площадь, местоположение, форма надела и т. п.

Почему в заявке на перераспределение земельного участка могут отказать

Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки:

Татьяна Скворцова
Юрист в Челябинске

В перераспределении должны отказать, если:

  1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок.
  2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость.
  3. Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании.
  5. Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров.
  6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.

И главное, в перераспределении откажут, если заявитель просто не подпадает под действие норм о перераспределении (ст. 39.28 ЗК РФ), т.е.:

  • Не является гражданином-владельцем участка, предоставленного под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство или индивидуальное жилищное строительство,
  • не является владельцем участка, который необходимо привести в соответствие с проектом межевания территории.

На что еще обратить внимание

Иногда случается так, что ваш участок граничит не с землями муниципалитета, а с территорией, принадлежащей другому частному собственнику. Если ваш сосед не возражает против передела границ, то вы также можете заключить с ним соответствующее соглашение. Перераспределение земельных участков между двумя собственниками 2020 также регулируется Земельным кодексом РФ. При этом образуются новые смежные участки, а существование предыдущих прекращается. Для осуществления такой процедуры землевладения должны соответствовать ряду требований:

  • быть смежными;
  • поставлены на кадастровый учет и иметь установленные границы;
  • находиться на территории одного муниципального образования;
  • принадлежать к одной категории земель и иметь один вид разрешенного использования.

Но о цене в этом случае вам, естественно, придется договариваться уже не с местной властью, а с частным собственником.

Протокол Перераспределения Земельных Участков 2020

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Перераспределение земельных участков с 1 января 2020 года

Предъявление вещного права является обязательным пунктом при регистрации права собственности. Именно оно выступает в этом случае правоустанавливающим документом. Также необходимы паспорт, кадастровые документы вновь образованных участков и подтверждение оплаты госпошлины (квитанция). В течение 30 дней регистрация произойдет.

  • если не проводилась процедура межевания к заявленным землям для изменения границ за счет друг друга (чтобы исправить эту ситуацию, необходимо предварительно внести в пункт плана предварительное обозначение границ участка);
  • если государственный участок, который находится под рассмотрением, был предварительно выставлен на аукцион;
  • произойдет отказ, если земли принадлежат двум разным территориальным образованиям;
  • земельные участки не являются смежными, то есть ни одна из сторон земель не соприкасается;
  • если земли, которые подлежат перераспределению, имеют разные категории разрешенного использования (к примеру, одна под ИЖС, а вторая исключительно под сельское хозяйство). Для изменения этой ситуации необходимо собрать соответствующие документы и подать заявление на изменение назначения особым распоряжением государственных органов.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей в 2020 году

Обратите внимание, что закон о перераспределении земельных участков 2020 не предусматривает проведение данной процедуры в отношении дачных хозяйств. Но это не повод для волнений. Просто с 01.01.2019 такое понятие, как дачное товарищество, исчезнет, и все дачные хозяйства станут садоводческими.

Увеличение площади земли, находящейся в частной собственности, за счет муниципальных земель осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления. В разных регионах местная власть по-разному подходит к вопросу начисления этой платы. Как правило, выкупная цена привязывается к кадастровой стоимости земли и может доходить до 100 процентов последней.

Общий порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года

Перераспределение участков земли в полной мере регламентируется статьей 11.7 Земельного Кодекса Российской Федерации. Нормы, указанные в нормативном акте, указывают на то, что в случае перераспределения земли между соседствующими пользователями влечет за собой образование новых участков.

Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2020 года имеет некоторые особенности. Для ознакомления с ними следует подробно рассмотреть правовую базу, регуляторов процесса, условия исполнения заявленных операций, порядок заключения соглашения, стоимость, а также варианты отказа.

Перераспределение земельных участков в 2020 году

В результате перераспределения новый участок становится больше за счет прирезки части другой земли, которая может принадлежать как муниципалитету, так и частному лицу (соседу) или ИП, коммерческой компании. Процедура состоит из 2 процессов, которые по сути проводятся одновременно:

  1. Коррекция неудобных, «кривых» границ, которые затрудняют установку забора, коммуникаций, сооружений и т.п.
  2. Перенос границ в связи с реализацией федеральных или региональных программ (строительство дорог, мостов, проведение коммуникаций и т.п.).
  3. Распределение границ для предоставления свободного доступа на свою территорию каждому соседу.
  4. Коррекция границ в связи с прокладкой линий коммуникации, строительством сооружений, монтажом забора и т.п.

Порядок перераспределение земельных участков с 1 января 2020 года

  1. Решение вопросов, связанных с наделами сельских поселений, относится к компетенции местных властей.
  2. Для конкретизации территориальных границ земельного надела сельского поселения необходимо обращаться к местным властям – по адресу нахождения соответствующего участка.
  3. Предоставление собственнику перераспределенного надела правомочий, законодательно установленных в сфере использования такой земли, осуществляется непосредственно по факту окончания процедуры перераспределения.
  • Земельный надел, пребывающий в государственной собственности и заявленный для перераспределения, выставлен правообладателем на аукционные торги.
  • Территории, заявленные владельцами для перераспределения, по факту не являются смежными (соседними), то есть не соприкасаются хотя бы одной точкой, что наглядно подтверждается графической схемой их взаимного расположения.

    Протокол Перераспределения Земельных Участков 2020

    1. Владельцы участков заключают соглашение о выполнении перераспределения и подготавливают необходимые документы.
    2. Составляется заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о перераспределении земельных участков]) и подается в Росреестр, а также в межевую компанию.
    3. Уполномоченный орган исполнительной власти выносит постановление о проведении перераспределения площадей.
    4. Кадастровый инженер выполняет все необходимые межевые работы, включая геосъемку и оформление межевого дела, согласно общей кадастровой схеме.
    5. Далее, новые земли ставятся на учет в Росреестре. То есть участки получают индивидуальный номер, оформляется паспорт, и сведения о площадях вносятся в ГКН, формируется протокол образования новых земельных зон.
    6. На финальном этапе, выполняется регистрация прав собственности на участки для каждого владельца.
    1. Перераспределение является еще одним способом образования новых земельных участков.
    2. В процедуре могут участвовать только смежные земли. Также новые территории должны отвечать всем требованиям и нормам закона.
    3. Использование данного способа образования земель, по общему правилу, не предусмотрено между землями, состоящими в государственной или муниципальной собственности и частными лицами.
    4. Для проведения перераспределения необходимо согласие всех владельцев земельных участков, оформленное в письменном виде с указанием сведений об участниках и описанием сути проблемы.
    5. Процедура перераспределения выполняется в стандартном порядке и включает в себя подачу заявления, межевание, оформление необходимой документации и дальнейшую регистрацию новых земельных участков в Росреестре, получение прав собственности на землю.

    Раздел земельного участка в 2020 году: пошаговая инструкция и советы юриста

    • Образование новых земельных участков путем раздела возможно только в том случае, если исходный участок является делимым (т.е., его можно разделить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ);
    • После завершения процедуры раздела исходный земельный участок прекращает свое существование;
    • Образуемые земельные участки не обязательно должны быть смежными;
    • При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела з/у.
    • Цель кадастровых работ;
    • ФИО или наименование заказчика;
    • ФИО и контактные данные кадастрового инженера;
    • Дата и номер договора на выполнение кадастровых работ;
    • Сведения об исходном земельном участке;
    • Сведения об образуемых земельных участках;
    • Дата подготовки межевого плана

    Соглашение о перераспределении земельных участков

    Перераспределение земельных участков находящихся в собственности – это кадастровая работа, выполняемая кадастровым инженером. Иными словами, владельцы смежных участков, решили перераспределить между собой часть своих участков. В результате работы образуются новые земельные участки, с новыми кадастровыми номерами и новыми границами.

    Прирезка земельного участка в 2020 году

    Вы можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров. При этом нужно понимать, что схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации, и вы успешно пройдете процедуру прирезки.

    Если вы увеличиваете свой участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа, потому что чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

    Что такое соглашение о перераспределении земельных участков в 2020

    В случае, если земельный участок находится на балансе муниципалитета, то он не может участвовать в процессе перераспределения, если одной из сторон станет юридическое лицо. Но есть ряд исключений. К таким можно отнести муниципальные наделы, находящиеся в пределах застроенных территорий и подлежащие дальнейшему развитию путем капитального строительства.

    Но несмотря на довольно четкие рамки, участки все же можно видоизменять. Так, к примеру, из нескольких расположенных рядом площадей можно образовать новые участки. Это называется перераспределением их территории. При этом количество наделов может остаться неизменным, в то время как их границы будут сдвинуты по отношению друг к другу, а значит будет изменена и их площадь.

    Особенности образования земельного участка путем перераспределения

    После проведения кадастровых работ составляется предварительный межевой план, который согласовывается с земельным комитетом администрации, после чего принимается окончательное решение. Присоединение прирезки осуществляется за плату, размер которой устанавливают власти.

    Земельные участки в большинстве своем принадлежат государству или муниципалитету, но много земель находится и в руках частных лиц, предприятий и некоммерческих организаций. К последним можно отнести товарищества, кооперативы, объединения, общественные и религиозные организации и др. формы управления, когда члены (граждане) имеют совместные права на пользование землей.

    Статья написана по материалам сайтов: pravbaza.ru, how2get.ru, zakonandpravo.ru.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector