Швейцарские налоги переходят на криптовалюту

Новые поправки, которые вступят в силу с 1 января 2018 года, вносят изменения в статью 1031(а) пункт 1 IRC-раздела Налогового кодекса США. Они касаются «обменоподобных операций», сообщает bitcoinist.com. Долгое время такие операции не облагались налогом. Из-за этого, в частности, американцы могли спокойно обмениваться произведениями искусства и недвижимостью, не платя налоги. По такому же принципу регулировался и обмен криптовалют. С Нового года этот порядок сохранится для недвижимости, но перестанет распространяться на обмен биткоинов и других криптовалют.

Кстати, в отличие от России, в США налог на криптовалюты был и раньше. Правда, это был фактически подоходный налог. С 2014 года держатели криптовалюты были обязаны платить налог на прирост капитала только после того, как обменивали свои биткоины на обычные деньги. Правда, в 2013–2015 годах налоги с биткоин-операций заплатила всего тысяча человек. Налоговики даже завели дело на криптобиржу Coinbase, требуя выдать базу данных владельцев биткоинов.

Теперь этот порядок распространяется абсолютно на все операции с криптовалютами. Налог придётся платить даже в том случае, если инвестор захочет поменять биткоин на эфир (или любую другую криптовалюту). Если криптовалюта просто хранится меньше года, то она подпадает под стандартный НДФЛ с прогрессивной шкалой от 10% до 37%. Если больше года, то тут уже действует налог на долгосрочный прирост капитала со ставкой до 24%. В пресс-службе Федеральной налоговой службы (IRS) США Лайфу сообщили, что в ведомстве разрабатывают инструкцию по внедрению принятых законодательных поправок.

— Она будет готова в январе, а в феврале налогоплательщики будут работать в соответствии с новым законодательством и увидят изменения, а пока они должны работать по инструкции 2017 года, — сказал Лайфу представитель пресс-службы. Он не смог оперативно уточнить, как действие поправок будет распространяться на зарубежных инвесторов, в частности из России, приобретающих биткоины через американские биржи.

Для законопослушных инвесторов процесс подготовки отчётности о прибылях от цифровых валют — она облагается налогом как обычный доход в краткосрочном периоде или как доход на капитал в долгосрочном — станет более напряжённым, потому что криптовалютные биржи будут обязаны обеспечить своих клиентов формой отчётности № 1099. Эта форма используется брокерскими фирмами (например, Fidelity) и содержит итоговую информацию об инвестиционном доходе инвестора за период (за каждый квартал и за год). Она предоставляется и клиенту биржи, и в налоговую службу.

По данным издания Fortune, налоговая служба США заказала швейцарской компании Chainalysis разработку специального программного обеспечения для выявления налогового мошенничества при операциях с биткоинами с целью выявления инвесторов, которые будут уклоняться от уплаты налогов.

По мнению экспертов, Федеральная налоговая служба США сфокусируется лишь на «крупной рыбе». Например, в упомянутом споре с биржей Coinbase по поводу базы пользователей налоговики согласились ограничить свой запрос клиентами, разовый размер транзакций которых превышал $20 тыс. Тем не менее использование софта Chainalysis, вероятно, усложнит жизнь владельцам биткоинов.

Пользователи форумов выражают возмущение тем фактом, что биржи Coinbase (США), Kraken (США) и Mt. Gox (Япония) так хранят кошельки, что аналитические компании могут идентифицировать конечных владельцев криптовалюты. Пользователи на форумах предлагают для сохранения анонимности переходить на другие цифровые валюты, например, на Monero, которую сложнее отслеживать. Наконец, существование таких инструментов, как Chainalysis, не означает, что покупатели биткоинов не могут остаться анонимными. Тот, кто захочет сохранить свою анонимность, сможет это сделать, сохраняя кошелёк у себя и избегая бирж, которые будут собирать информацию о держателях.

Российский Минфин разработал закон о криптовалютах. Отметим, позиция ведомства такова, что к обращению криптовалют должны быть допущены только профессиональные участники рынка, а не рядовые граждане. 28 декабря в Минфине пройдёт заседание общественного совета, посвящённое обсуждению вариантов регулирования криптовалют в России. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ разработать законодательное регулирование криптовалют к июлю 2018 года.

Все, что все хотели знать о криптовалютном регулировании в Швейцарии

Швейцария на сегодняшний день является страной, занявшей в отношении криптовалютного регулирования одну из наиболее продвинутых позиций в Европе. В кантоне Цуг местные власти в качестве эксперимента разрешили оплачивать городские платежи в биткоинах. В результате взоры многих инновационных компаний в блокчейн-среде устремились в эту юрисдикцию, однако фактически на федеральном уровне с правовой точки зрения эта сфера пока не урегулирована. Законодательство Швейцарии в настоящий момент находится в стадии реформирования с учетом развития новых инновационных технологий. Пока процесс не завершен, большая часть деятельности по обороту криптовалюты находится под действием общих норм о финансовых рынках.

  1. Лицензии и разрешения

Вся деятельность компаний, предоставляющих финансовые услуги, находится в сфере надзора специального швейцарского регулятора финансовых рынков – FINMA. В зависимости от специфики вида деятельности компания должна получить от FINMA либо банковскую лицензию, либо разрешение. Компании, являющиеся финансовыми посредниками, вместо получения разрешения FINMA могут вступить в одну из двенадцати саморегулируемых организаций.

1.1. Банковская лицензия потребуется в случае, если компания занимается приемом вкладов на профессиональной основе или публично их предлагает. Обыкновенно, банковская лицензия требуется, в случае если а) депозиты принимаются от более, чем 20 вкладчиков на сумму более чем 1 млн швейцарских франков, б) клиентские активы выплачиваются на собственные счета компании, с) принятие клиентских активов фигурирует в рекламном предложении, с) для всех форм торговли ценными бумагами [1] . Требования для получения всех видов лицензий разные. Для получения банковского статуса, в частности, необходим уставный капитал в 1 млн. франков и фактическое осуществление управления компанией из Швейцарии. Процесс выдачи лицензии занимает минимум 6 месяцев.

1.2. Любой, кто управляет коллективными инвестиционными схемами, выступает в качестве их держателя или распространяет схемы такого рода среди неквалифицированных инвесторов или распространяет иностранные схемы коллективных инвестиций квалифицированным инвесторам, должен получить разрешение FINMA [2] . FINMA должна утвердить документацию, относящуюся к этим схемам, до того, как они будут созданы или распространены в и/или из Швейцарии. Надзору подлежат как финансовые учреждения, так и сами продукты.

Разрешение FINMA должны получить также платежные системы, в том случае, если это необходимо для надлежащего функционирования финансовых рынков или для защиты их участников и при условии, что такая платежная система оперируется не банком [3] — определение довольно размытое.

В качестве альтернативы получению разрешения FINMA финансовые посредники [4] могут стать членами саморегулируемой организации. Всего FINMA признает 12 СРО.

Пока что только одна криптовалютная компания получила разрешение FINMA. По сообщению Moving Media GmbH, владеющей брендом Payment 21, швейцарский финансовый регулятор FINMA выдал первое в своей истории разрешение финансового посредника [5] биткоин-компании Moving Media GmbH, владеющей брендом Payment 21. По словам компании [6] , процесс занял более года и потребовал много усилий и инвестиций. Теперь FINMA осуществляет прямой надзор за соответствием деятельности компании закону о противодействии отмыванию денежных средств (AMLA) и процедур KYC (Know Your Client). Ранее Moving Media GmbH состояла в саморегулируемой организации ARIF.

Кроме того, известен пример компании XAPO (https://xapo.com/), в отношении которой FINMA в январе 2017 после долгого рассмотрения дела приняла решение не квалифицировать деятельность XAPO как банковскую и признать финансовым посредником с достаточным для законной деятельности членством в СРО VQF [7] .

Таким образом, можно однозначно сделать вывод о том, что на сегодняшний день швейцарский регулятор не выработал пока универсального подхода в отношении биткоин-компаний и рассматривает каждый случай по отдельности.

На деятельность финансовых посредников распространяется действие Акта о противодействии отмыванию денежных средств [8] . В соответствии с его требованиями компания-посредник, в частности, обязана в качестве превентивной меры устанавливать личность клиента и бенефициарного владельца вкладываемых активов, а также вести записи всех транзакций.

  1. FinTechновая категория лицензий: еще не банк, уже не посредник[9].

С 01 августа 2017 при соблюдении определенных условий в Швейцарии разрешено принимать публичные депозиты в сумме, не превышающей 1 млн швейцарских франков без получения банковской лицензии, даже если средства получены от более, чем 20 вкладчиков (sandbox) на срок, не превышающий 60 дней (ранее было 7).

На этом швейцарский финансовый регулятор не удовлетворился и планирует ослабить для финансовых технологических компаний (ФинТек) строгие лицензионные и операционные требования, предусмотренные для банковских институтов, в частности по вопросам финансовой отчетности, аудиту и страхованию вкладов.

В настоящий момент в стадии парламентских обсуждений находится предложение разрешить ФинТек компаниям принимать вклады в размере, не превышающем уже 100 млн швейцарских франков [10] . Компании, принимающие такие вклады, однако, не получат разрешение их инвестировать или выплачивать проценты с них, за исключением случаев, когда основным видом деятельности такой компании является коммерческая или производственная деятельность.

  1. ICO: можно, но осторожно

29 сентября 2017 FINMA выпустила пресс-релиз [11] о результатах расследования процедур ICO. Согласно регулятору, сбор средств для собственного счета без платформы или эмиссионного банка не подпадает под действие финансового регулятора в случаях, когда возврат средств не является обязательным, платежные инструменты не выпущены и вторичный рынок не существует. Однако в зависимости от того, как структурировано ICO, могут применяться общие нормы регулирования финансовых рынков. В частности это относится к следующим случаям: [12]

  1. Если создание токена вендором ICO включает в себя выпуск платежного инструмента, на вендора распространяются обязательства по противодействию отмыванию денежных средств, в особенности это касается профессиональных криптоброкеров и трейдинговых платформ, осуществляющих обменные операции или переводы токенов (вторичный трейдинг);
  2. В случае приема публичных вкладов, в которых у ICO -оператора возникает обязательство перед участниками, потребуется банковская лицензия;
  3. Если выпущенные токены классифицируются как ценные бумаги (например, деривативы), потребуется лицензия для торговли ценными бумагами;
  4. Если активы, собранные по коллективной инвестиционной схеме, управляются извне, может потребоваться разрешение FINMA.
Это интересно:  МФЦ для бизнеса - что это такое, какие услуги оказывает

Напоследок FINMA рекомендует предварительно убедиться в том, какая именно часть законодательства о финансовых рынках применима в конкретном случае ICO. Юридических консультаций регулятор, к сожалению, не дает, поэтому всем задумавшим ICO в Швейцарии потребуется хороший локальный специалист по финансовому регулированию с пониманием блокчейн-технологий.

В качестве итога. Швейцария – безусловно страна с большим потенциалом для работы с криптовалютами, однако не стоит также забывать, что законодательство Швейцарии налагает на финансовые компании довольно жесткие ограничения и требования. Насколько изменится эта картина, и будут ли созданы для ФинТек компаний действенные условия работы, станет понятно скорее всего не раньше 2018 – 2019гг.

[1] См. Stock Exchanges and Securities Trading Act of 24 March 1995 (SESTA)

[2] См. Art. 13 para. 1 Collective Investment Schemes Act of 23 June 2006 (CISA)

Швейцария: как и почему небольшая страна стала столицей криптомира

Швейцария — это сыр, шоколад, часы, самая сильная в Европе армия и очень спокойное в мире место для денег. Чуть более двух лет назад Швейцария привлекла к себе внимание еще одной особенностью. Сразу же после краудсейла Ethereum она стала самой востребованной юрисдикцией для бизнеса, ориентированного на работу с технологией блокчейн.

По данным CoinDesk ICO Tracker, совокупная сумма всех инвестиций в ICO за первые 6 месяцев 2017 года превысила 1 млрд долларов США. Треть этой суммы ($370 млн) собрали швейцарские компании. Такой популярности способствует прогрессивное законодательство, относительно низкие налоговые ставки, развитая банковская инфраструктура, высокий уровень конфиденциальности и, наконец, статус страны-пионера в хорошем отношении к криптобизнесу.

В кантоне Цуг (административный центр — город Цуг) расположена так называемая “Криптодолина” (Crypto Valley Association) — организация, основной целью которой является построение лучшей в мире экосистемы для блокчейна и других смежных технологий.

В Криптодолине разместились сотни финтех- и блокчейн-стартапов, включая Ethereum, ShapeShift, Xapo, Status, Cosmos Network и многие другие. В Цуге также зарегистрирована Tezos Foundation, которая собрала на ІСО рекордную сумму в $232 млн по состоянию на август 2017 года.

Сам кантон традиционно считается одним из лучших мест для ведения криптовалютного бизнеса благодаря своей дружественной регулятивной среде и политике относительно привлечения технологических стартапов для ведения бизнеса в кантоне. Правда, процесс регистрации компании в кантоне является трудоемким и дорогостоящим.

Правовое регулирование криптовалют

Биткоин и другие криптовалюты рассматриваются в Швейцарии как активы в соответствии с докладом Федерального совета Швейцарии (пункт 2.2.1), а потому они не являются ни ценными бумагами, ни финансовыми контрактами, то есть деривативами (фьючерсами, опционами и т. д.), ни имущественными правами. Криптовалютная деятельность регулируется также положениями Уголовного Кодекса Швейцарии (Swiss Criminal Code; далее — “SCC”), например, за отмывание денег при помощи криптовалют лицо несет ответственность в соответствии со статьей 305bis SCC.

На данный момент Федеральный совет Швейцарии предпринимает шаги по разработке правового статуса криптовалют и правил регулирования финтех-индустрии в стране.

Власти швейцарских кантонов также активно интегрируют криптовалюты в повседневную жизнь людей. Так, в городе Цуг уже более года возможно оплачивать коммунальные и другие услуги при помощи биткоина.

Правовое регулирование токенов и ICO

Криптографические токены могут являться:

  1. Ценными бумагами при наличии соответствующих признаков, таких как предоставление доли в прибылях компании, право на получение прибыли в целом, права голоса и т.д.
  2. Активами, в случае, если токены не подпадают под определение ценных бумаг.

Швейцария не устанавливает специальных правил для проведения токенсейлов, хотя и требует придерживаться положений законодательства в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (KYC / AML Policy).

16 февраля 2018 года Управление надзора за операциями финансового рынка Швейцарии (Swiss Financial Market Supervisory Authority; далее — FINMA) опубликовало рекомендации по проведению ICO. В них регулятор разбил все токенсейлы на три основные категории:

  1. Payment ICO (имеется в виду ICO, в рамках которого реализуются токены, которые будут выступать в роли платежного средства на определенной платформе).
  2. Utility ICO (токены полезности).
  3. Asset ICO (токены-активы).

Токены, продаваемые в рамках Payment ICO, могут передаваться и выступать в роли платежного средства. Их продажа должна вестись в рамках Закона Швейцарии о противодействии отмыванию доходов (Swiss Anti-Money Laundering Act, AMLA), однако в роли ценных бумаг они не рассматриваются. Под ними, как правило, понимаются привычные криптовалюты.

Токены, продаваемые в рамках Utility ICO, не подпадают под определение ценных бумаг, если их единственное назначение — предоставлять цифровые права доступа к приложению или сервису.

Токены, продаваемые в рамках Asset ICO, рассматриваются как акции или облигации если, к примеру, по токенам выплачивают дивиденды, проценты или же токены дают права на получение части прибыли. Такие ICO проводятся в рамках строгих требований законодательства в сфере ценных бумаг и фондового рынка.

Также ICO могут существовать в гибридной форме этих трех категорий. Например, законодательство в сфере борьбы с отмыванием денег применяются к utility-токенами, которые также могут широко использоваться в качестве платежного средства.

Правовое регулирование криптовалютной деятельности

Использование криптовалют для покупки товаров и/или оплаты услуг, а также прием криптовалют в качестве средства оплаты не требуют получения какой-либо лицензии.

При покупке и продаже биткоинов, а также других криптовалют на коммерческой основе, юридическим и физическим лицам необходимо соответствовать требованиям Закона Швейцарии о противодействии отмыванию доходов, включая необходимость проведения KYC (Know Your Customer).

Трейдинговые платформы (криптовалютные биржи), которые используются для перевода денежных средств или криптовалют между пользователями платформы (между криптовалютными кошельками биржи) или от пользователя платформы к другим лицам (с криптовалютного кошелька, предоставленного биржей, на сторонний криптовалютный кошелек), также обязаны вести свою деятельность в соответствии с положениями Закона Швейцарии о противодействии отмыванию доходов.

В соответствии с позицией FINMA трейдинговая платформа (криптовалютная биржа) до начала операций должна либо стать членом саморегулируемой организации (self-regulated organization — SRO) 1 , либо обратиться в FINMA для получения специальной лицензии, чтобы осуществлять деятельность в качестве непосредственно контролируемого финансового посредника (directly subordinated financial intermediary — DSFI).

FINMA также считает, что для осуществления определенных коммерческих действий, связанных с биткоинами и криптовалютами, может потребоваться специальная банковская лицензия. Например, лицензия необходима в том случае, если организация на коммерческой основе принимает деньги от клиентов и хранит их на своих счетах или же принимает криптовалюту от клиентов и управляет данными криптовалютными активами в интересах своих клиентов.

После получения лицензии компания будет подвергаться надзору со стороны FINMA, которое будет следить за деятельностью компании, проверять соответствие такой деятельности всем установленным для ведения определенного вида деятельности правилам, а также соответствие требованиям по достаточности капитала, которые установлены для банковских учреждений.
____________________
1 SRO — это юридические лица, которые сами определяют требования к due diligence своих контрагентов и связанных (аффилированных) компаний, а также осуществляют контроль за своими аффилированными финансовыми посредниками в вопросе соответствия их деятельности требованиям законодательства о противодействии легализации доходов, которые получены незаконным путем.

Стоимость регистрации и обслуживания компании

В Швейцарии установлены жесткие требования к уставному капиталу компании. Например, обществу с ограниченной ответственностью (рус. — “ООО”; нем. — Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH) необходимо иметь 20 тысяч швейцарских франков (около $21,4 тысячи по состоянию на март 2018 года) в качестве уставного капитала, и такой капитал должен быть полностью оплачен на момент регистрации (в соответствии с главой 21 Кодекса обязательств (англ. — Swiss Code of Obligations)). Такой уставный капитал может использоваться юридическим лицом при осуществлении своей деятельности в течение налогового периода. В связи с этим необходимо открыть банковский счет заранее, еще до регистрации компании, или же сделать это в первую очередь при осуществлении регистрации.

Также необходимо иметь локальный офис в кантоне регистрации (например, в кантоне Цуг). Кроме этого, один из членов совета директоров должен быть резидентом или гражданином Швейцарии.

Еще одним законодательным ограничением для компаний является ограничение суммы средств, которую можно привлечь в ходе токенсейла. Законодательство Швейцарии позволяет получать во время ICO средства в сумме до 1 млн швейцарских франков (приблизительно $1 млн 71 тысяча по состоянию на март 2018) без каких-либо лицензий. В случае, если сумма превысит 1 млн франков, необходимо будет получить все необходимые для проведения сбора средств лицензии.

Для обхода данного ограничения создаются неприбыльные организации (англ. — Non-Profit Foundation; нем. — Stiftung), которые могут принимать только “пожертвования” (donations), сумма которых не может быть ограничена. Однако неприбыльные организации лишь осуществляют управление средствами и предпринимают действия, необходимые для осуществления заявленной в учредительных документах цели. Разработкой дальнейшего продукта и экосистемы занимается специально созданная операционная компания (чаще всего в организационно-правовой форме GmbH / LLC). Такая корпоративная структура впервые была использована проектом Ethereum. После этого структура стала часто использоваться и другими проектами, инкорпорированными в Швейцарии, такими как Tezos, Cosmos Network, CORION Platform и др.

Налогообложение операций с криптовалютами

Налоговая система Швейцарии предполагает взимание налогов как на федеральном, так и на кантональном, а также местном (муниципальном) уровнях. Большинство налогов взимаются с криптовалютных компаний на федеральном уровне, однако налог на доходы и налог на прирост капитала взимаются также на уровне кантона, а их ставки и правила уплаты зависят непосредственно от кантона. Как уже отмечалось выше, официального правового статуса криптовалюта на территории Швейцарии не имеет, хотя ее и приравнивают к традиционным валютам в целях обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), о чем речь пойдет ниже.

Это интересно:  Обмен грабельов, как обменять грабельки в магазине на новый

Налог на прибыль (федеральный налог — 7,83%, кантональный — от 1% до 26%). В Швейцарии криптовалюты определяются как активы, что соответствующим образом отражается в бухгалтерских документах. В связи с этим криптовалюты будут налогооблагаться в соответствии с Законом о федеральном налоге на прибыль (Swiss Federal Income Tax Act; далее — FITA), то есть по указанным выше ставкам.

В Швейцарии майнинг рассматривают как хобби, хотя сейчас такой подход кажется устаревшим. Федеральная налоговая служба Швейцарии признает, что такая деятельность может быть признана предпринимательской, учитывая тот факт, что майнеры объединяются в пулы и добывают криптовалюту с целью заработка. Налоговый орган сообщает, что если майнинг признается предпринимательской деятельностью, то он будет облагаться налогом на прибыль в соответствии с FITA. Позиция регуляторов в этом случае неоднозначна, и, вероятнее всего, будет зависеть также от кантона, в котором осуществляется майнинг.

Налог на прирост капитала (применяется ставка федерального налога на прибыль — 7,83%). В целях обложения данным налогом криптовалюты также рассматриваются как активы. Сам налог взимается на основе прироста капитала после проведения каких-либо операций с активами, в основном, продажи актива по более высокой цене, чем та, по которой он был изначально куплен. В соответствии с законодательством Швейцарии все активы (в данном случае криптовалюты) учитываются по их балансовой стоимости (стоимость, которая указана в бухгалтерских книгах организации).

Налог на добавленную стоимость (НДС). Несмотря на то, что Швейцария не является членом Европейского Союза, в целях обложения налогом на добавленную стоимость используется Решение Суда Европейского союза (European Court of Justice 2 ). По этому документу биткоин является валютой, а не товаром, а потому операции с биткоином и другими криптовалютами не облагаются НДС, а компании не уплачивают данный налог с операций с криптовалютами.
____________________
2 Согласно мнению SFAT (Swiss Federal Tax Administration), прецедент Решения Европейского суда справедливости распространяется и на швейцарские законы (cf. ruling obtained reffered to in : MEIER CHRISTOPH/MEISSER LUZIUS, Bitcoin und Mehrwertsteuer, Mehrwertsteuerfragen für EU und Schweiz geklärt, EF 3/2016, p.186ss).

Налогообложение DAO

Швейцария не просто создала привлекательное для криптовалютных стартапов законодательство, но и нашла способ урегулировать деятельность нового вида организаций, так называемых DAO (Decentralized Autonomous Organization).

Четкого определения DAO или положений о налогообложении таких структур в швейцарском законодательстве не существует. Однако согласно статье 11 Закона о федеральном налоге на прибыль (FITA), иностранные партнерства и другие группы лиц, не имеющие юридического статуса (к ним можно отнести DAO), подлежат налогообложению на основе принципа экономической принадлежности, уплачивают все предусмотренные налоги в соответствии с положениями, которые применяются к швейцарским юридическим лицам (применимые налоги указаны выше).

Существуют также особые правила обложения налогом на добавленную стоимость для DAO: при оказании услуг или поставки товаров для DAO компания-контрагент обязана уплатить НДС только в случае, если DAO расположена на территории Швейцарии (причем существует риск, что если сервера DAO расположены на территории Швейцарии, то и DAO могут признать расположенной на территории страны). Если же DAO расположена за пределами Швейцарии, налог не взимается.

Причины выбора Швейцарии как юрисдикции: комментарии представителей проектов

Бенедикт Шуппли, глава юридического департамента компании Lykke прокомментировал выбор данной юрисдикции:

“Швейцария — не просто один из лидирующих финансовых центров, она также стала одним из ведущих крипто-хабов мира просто потому, что вместо противостояния перспективным технологиям, регуляторы пытаются помочь создавать новые проекты и не зарегулировать сферу сверх меры. Криптодолина в кантоне Цуг является домом для многих блокчейн-стартапов, таких как Ethereum и Lisk. В связи с этим, а также легкостью ведения бизнеса в Швейцарии, данная юрисдикция казалась и до сих пор кажется отличным выбором. Именно поэтому Lykke и зарегистрировала компанию здесь. Известно, что правовое регулирование в Швейцарии довольно прагматичное и в то же время понятное для обычных граждан в отличие от законодательства стран, входящих в Европейский союз. Именно поэтому в Швейцарии довольно легко создать бизнес, к тому же финансовый регулятор — FINMA и Федеральный совет открыто приветствуют инновационные стартапы, одновременно пытаясь сдержать негативные последствия криптовалютного бума и защитить как рынок, так и инвесторов. Несмотря на это, законодательство довольно сбалансировано, т.е. предоставляет равные условия как бизнесу, так и физическим лицам. Кроме того, Швейцария имеет очень удобное законодательство, основанные на суверенитете кантонов и общин. С другой стороны, Швейцария не является частью Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), и это явный недостаток для тех, кто создает регулируемый финансовый бизнес в Швейцарии, и желает получить доступ к ЕЭЗ. Если говорить о регулировании криптовалют, то было бы отлично получить больше разъяснений по определенным вопросам, но в данный момент это глобальная проблема.”

Дружественное законодательное регулирование и кантон Цуг привлекают множество проектов, а у этого также есть обратная сторона. Стас Оськин, менеджер по развитию и CoreDev проекта Wings рассказал о нынешних сложностях при открытии швейцарской компании или неприбыльной организации, а также поделился причинами выбора Швейцарии для ведения бизнеса:

“В 2016 году ICO не было настолько популярным способом привлечения средств как сейчас, потому мы решили делать все практически также, как это делал Ethereum, поскольку он был одним из самых удачных кейсов на тот момент. Правовое регулирование в Швейцарии очень умеренное. Обычно с регуляторами не возникает никаких проблем, если ваш проект использует токены доступа, — они относятся к таким проектам дружелюбно. Если токен похож скорее на ценную бумагу, то могут возникнуть вопросы. А в целом в Цуге отличная экосистема, все-таки Криптодолина. Налоги на территории Швейцарии невысокие, поэтому нагрузка не ощущается, но в последнее время много других неприятных моментов. В связи с ростом популярности Швейцарии как юрисдикции для проведения ICO регулятор опасается сложностей, а потому компанию или неприбыльную организацию открыть стало сложнее, а сама процедура занимает больше времени. Если не ошибаюсь, только за 2017 год в Цуге было зарегистрировано несколько сотен неприбыльных организаций, FINMA даже назвало кантон “столицей неприбыльных организаций”. Кроме того, стало в Швейцарии стало сложнее открыть счет для ICO блокчейн-проекта. Практически все банки, которые до этого момента дружелюбно относились к криптовалютам и открывали счета для токенсейлов, попросту отказались от этого.”

Выводы

Сейчас швейцарский Цуг — премиум-юрисдикция для токенсейла. Это обусловлено прогрессивным законодательством и хорошими условиями для ведения бизнеса в кантоне Цуг. Главные плюсы Швейцарии:

  • законодательная ясность в регулировании криптовалют и связанного с ними бизнеса;
  • дружеское отношение регуляторов к инновационной деятельности, в особенности деятельности, которая связана с криптовалютами и технологией блокчейн.

Несмотря на то, что налоги в Швейцарии взимаются на федеральном, кантональном и местном уровнях, налоговая нагрузка значительно ниже, нежели во многих других европейских странах, таких как Германия, Франция, Австрия и Великобритания. На территории Швейцарии также возможно налогообложение DAO в том случае, если сервера организации расположены на территории страны.

Правда, стоимость создания и обслуживания компании в Швейцарии тоже соответствует премиум-статусу. Однако на швейцарские компании приходится значительная часть средств, собранных на ICO в 2017 году, что говорит о качестве проектов и доверии инвесторов к юрисдикции. Выходит, что стоимость себя оправдывает.

Несмотря на привлекательность инфраструктуры и все необходимые условия для дальнейшего ведения криптовалютного бизнеса, популярность Швейцарии как юрисдикции для проведения ICO будет снижаться в связи с тем, что компании, которые собирают деньги на токенсейле, являются стартапами. И большинство таких стартапов расходуют большую часть бюджета на организацию бизнеса, что нельзя назвать рациональным. Именно поэтому регистрация компании в Швейцарии будет иметь смысл для крупных токенсейлов, которые намерены собирать суммы от 20 млн долларов США, а популярность данной юрисдикции для менее масштабных краудсейлов будет постепенно снижаться.

Материал опубликован в рамках совместного спецпроекта ForkLog Consulting, Axon Partners и European Business Association «Блокчейн и право». С полным списком опубликованных материалов можно ознакомиться здесь.

Налоги на криптовалюту во всем мире: от 0% до 55%

Налогообложение криптовалют уже давно является предметом жарких споров в рамках криптовалютного сообщества. Несмотря на то, что сейчас крипто-индустрия находится в центре медвежьего рынка, общая рыночная капитализация по-прежнему превышает 100 миллиардов долларов США. С такими цифрами неудивительно, что государственные органы стремятся срочно вернуть контроль над фондами, которые в общем и целом ускользнули от них.

Несмотря на многочисленные международные встречи и форумы, до сих пор нет единого подхода к определению того, что такое криптовалюта и как страны могут разработать общую политику налогообложения. Это происходит отчасти из-за анонимности многих монет, а отчасти из-за стремления виртуальных валют обойти традиционные финансовые институты.

На данный момент официальное регулирование в отношении налогообложения криптовалюты существует примерно в 25% странах (пример на карте ниже)

В то время, как каждая страна продвигается вперед по-своему, различные налоговые подходы можно разделить на три основные категории. Разница заключается в том, как страна оценивает криптовалюты, что влияет на это, как интерпретируются действия пользователя при работе с валютой.

Подоходный налог на криптовалюту

Более половины первопроходцев в криптовалютах рассматривают виртуальные валюты как источник личного или корпоративного дохода, облагая их налогом так же, как и деньги, получаемые от занятости, производства и торговли. В большинстве случаев доходы от майнинга или торговли криптовалютами определяются как «другие виды деятельности». Чтобы считаться доходом, криптовалютная транзакция должна быть получена как форма платежа с целью получения прибыли.

Список мест, где используется подоходный налог для криптовалют, включает в себя большинство стран ЕС, а также некоторые страны Латинской Америки и Азии.

Ниже приведены ставки подоходного налога для большинства стран, где он используется. Хотя способ использования криптовалюты влияет на тип налога и уплачиваемую сумму, эта таблица, по крайней мере, дает информацию, на которую можно ориентироваться, пока налогообложение не будет до конца урегулировано.

Это интересно:  Какую музыку можно использовать без нарушения авторских прав

Ставки подоходного налога

Страна Личный подоходный налог Корпоративный подоходный налог
Аргентина от 5% до 35% 30%
Азербайджан от 14% до 25% 20%
Бельгия от 25% до 50% 29.58%
Канада 25% (самозанятость) 15% (федеральный) +11% до 16% (провинциальный или территориальный)
Чешская Республика 15% 19%
Дания от 11.13% до 42%»> 22%
Германия от 0% до 45% 15.825%
Венгрия 15% 9%
Италия от 23% до 43% 24%
Япония От 5% до 45% 23.2%
Лихтенштейн от 0% до 8% 12.5%
Литва 15% 15%
Люксембург от 8% до 42% 26.01%
Малайзия от 0% до 28% 24%
Мальта от 0% до 35% 35%
Нидерланды от 36.55% до 52% 25%
Норвегия 22% 22% (Общий) или 25% (финансовый)
Филиппины от 0% до 35% 30%
Польша от 18% до 32% 19%
Португалия от 14.5% до 48% (28%, Если облагается налогом как прирост капитала) 21%
Румыния 0% до 50% (25%, если облагается налогом как прирост капитала) 16%
Словакия от 19% до 25% 21%
Словения от 0% ло 50% (25%, если облагается налогом как прирост капитала) 19%
Испания От 19% до 45% 25%
Швейцария От 0% до 11,5% (федеральный) + от 0% до 19% (кантональный) 11.5% до 24,2% (федеральные и кантональные)

Из этого общего обзора выявляются некоторые привлекательные с точки зрения налогообложения страны в отношении криптовалютной деятельности. К ним относятся Лихтенштейн и три государства Восточной Европы — Румыния, Венгрия и Литва — все они имеют простые и выгодные фиксированные ставки подоходного налога, как для физических лиц, так и для юридических. Нет накопления федеральных и местных налогов, нет путаницы с прогрессирующими ставками, нет никаких осложнений в отношении богатства и доходов.

Это отличная новость для криптоинвесторов и трейдеров в этих странах.

Налог на прирост капитала криптовалюты

Вторым наиболее популярным подходом к крипто-прибыли для целей налогообложения является учет прибыли как прироста капитала. Идея такого выбора заключается в том, что криптовалюты обычно приобретаются для владения или торговли, подобно акциям, облигациям, недвижимости и другим формам личной собственности. Как таковые, они могут либо дорожать, либо обесцениться со временем.Только если криптовалюты продаются по более высокой цене, чем та, для которой они были изначально куплены, эта деятельность считается облагаемой налогом как прирост капитала.

Как правило, имущество и прирост капитала получают более благоприятный налоговый режим, чем доход, иногда даже достигая статуса налогового освобождения (например, если закон не классифицирует их).

В приведенный ниже список включены страны, которые используют налог на прирост капитала по отношению к криптовалюте.

Налог на прирост капитала

Страна Налог на прирост капитала
Австралия 30% (компания; 33% Скидка после 1 года), 15% (индивидуальный; 50% скидка после 1 года)
Бразилия 15%
Болгария 10%
Хорватия от 12% до 36% (индивидуальный), 18% (компания)
Финляндия от 30% до 34%
Франция 36,2% (планируется 30%)
Израиль 30%
11% (продажи) или 22% (прирост)
Латвия 20%
Эстония 20%
Новая Зеландия 15%
Соединенные Штаты От 10% до 37% (меньше 1 года), 0%/15%/20% (больше 1 года)

В таблице мы видим еще одно восточноевропейское отличие с точки зрения простоты и привлекательности закона о крипто налогообложении. Эта страна — Болгария. Еще в 2014 году официальная позиция Болгарии заключалась в том, что продажа криптовалют сопоставима с продажей любых других финансовых активов. С этим четким различием применяется простая фиксированная ставка в 10%. Там нет прогрессивного налогообложения или каких-либо других дополнительных сборов.

Смешанный налоговый подход к криптовалюте

Некоторые страны не соответствуют приведенным выше классификациям либо из-за неопределенного положения криптовалюты, либо из-за смешанного или противоречивого подхода к работе с ней. Ниже приведены топ-5 примечательных примеров в этом лагере:

  1. Сингапур. Если торгуются цифровые валюты, прибыль облагается налогом, но если прибыль представляет собой долгосрочные инвестиции, они не облагаются налогами. Торгуемые как инвестиции, прибыли и убытки в криптовалюте считаются приростом капитала; но как неимущественный тип прироста капитала они не облагаются налогом.
  2. Швеция. С точки зрения физического лица, продажа или обмен криптовалюты вызывает налогообложение прироста капитала. Если они хранятся как акции, любая прибыль считается доходом от деловых операций. Майнинг промышленность облагается налогом либо как доход от трудоустройства, либо как доход от коммерческой деятельности.
  3. Великобритания. Великобритания интерпретирует криптовалюты с точки зрения доходов и прироста капитала. Например, сотрудники, оплачиваемые в виртуальной валюте, должны платить не только подоходный налог с физических лиц, но и социальное обеспечение, связанное с ним. Если криптовалюты используются для торговли, они рассматриваются как прирост капитала.
  4. Австрия. В целях налогообложения криптовалюты относятся к категории «прочие активы бизнеса» в списке видов деятельности, облагаемых подоходным налогом (до 55% — в зависимости от уровня дохода). Компании, занимающиеся торговлей криптовалютами, должны платить корпоративный подоходный налог в размере 25%. Однако, если происходит распределение прибыли, общая налоговая ставка (вместе с приростом капитала), вероятно, составляет где-то около 46%.
  5. Греция. Хотя страна все еще находится на пути к использованию криптовалют, она определила, что криптовалюты могут облагаться налогом одновременно и как прирост капитала и как доход. В случае компаний любая деловая деятельность или прирост капитала, полученные в результате майнинга или торговли виртуальными валютами, приводят к уплате фиксированной ставки налога в 29%. В случае физических лиц существует разделение: прирост капитала облагается налогом в размере 15%, в то время как личный доход привлекает ставки от 22% до 45%.

Налогообложение криптовалюты в Беларуси

Ни в одном из перечисленных выше «лагерей» Беларусь не привлекает к себе всеобщее внимание в качестве крипто-налогового убежища: доход от операций по майнингу и криптовалюте не подлежит налогообложению до 2023 года. Кроме того, такие компании, как биржи криптовалют, могут получить невероятно низкий 1%. Ставка налога с их оборота до 2049 года при условии, что они осуществляют свою деятельность в «Парк высоких технологий» на окраине столицы Минска.

Налоги на криптовалюту в России

В Российской Федерации пока нет четкого представления о налогах на криптовалюту и майнинг на законодательном уровне, но все к этому движется. Уже неоднократно откладывали слушание о принятии законопроекта, регулирующего цифровые активы.

Согласно новому определению, в будущем законе под криптовалютой понимается:

«Цифровыми финансовыми активами признаются обязательственные и иные права, включая денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске и порядке, установленных настоящим федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра».

Также стоит отметить и майнинг, который российские депутаты не обошли стороной. Планируется ввести налог на электроэнергию для тех категорий населения, которые в месяц будут расходовать свыше 500 кВт·ч. Эти граждане заплатят за электричество по «экономически обоснованному тарифу», то есть завышенной цене. К этой категории, как мы понимаем, относятся и майнеры.

Однако стоит сразу ответить, что рассмотрение законопроекта о повышении цен на электроэнергию было отложено на неопределенный срок.

Получается, что на данный момент криптовалюта в России налогом не облагается, но и нет четкого ее определения. Пребывание в «подвешенном состоянии» давит на криптоинвесторов и майнеров, так как они не знают, чего ожидать: полного запрета, жестких ограничений или отличного исхода.

Преодоление путаницы

Сложность национальных прогрессивных систем налогообложения в сочетании с длительной процедурой регистрации и расчета всех прибылей и убытков за всю историю транзакций может стать настоящим кошмаром, если не будет автоматизирована. Однако, как только последовательность действий и формулы расчета налога будут установлены, все может быть автоматизировано с применением искусственного интеллекта, и, таким образом, станет процедурой в один клик.

Одним из примеров раннего внедрения этой системы является заявление виджета ORS CryptoHound, который записывает исторические значения удерживаемых криптоактивов и генерирует банковские выписки, которые можно использовать для заполнения налоговых деклараций. Некоторые дальнейшие интеграции между приложениями могут даже полностью автоматизировать вычисления и регистрацию всей необходимой отчетной информации к сроку исполнения.

Резюме

Налогообложение на криптовалюту далеко не всегда согласовано, однако это похоже на обычное налогообложение, которое сильно варьируется от страны к стране.

Тем не менее, почти четверть мира является пионером в той или иной форме политики в этой области, воспринимая криптовалюты либо как источник дохода, либо как актив, который генерирует прирост капитала.

Хотя подходы различаются и в большинстве случаев относятся к уже существующим системам налогообложения, время покажет, какой подход окажется наиболее эффективным. Только после этого будет установлен глобальный образец для подражания.

На сегодняшний день мировые лидеры в крипто-регулировании (например, США, Канада, Австралия) имеют довольно сложную систему налоговых режимов, в то время как некоторые государства Восточной Европы (Румыния, Венгрия, Литва, Беларусь) являются определенными победителями (в зависимости от того, кто Вы) с точки зрения простоты и привлекательных налоговых ставок, по крайней мере, пока.

Статья написана по материалам сайтов: zakon.ru, forklog.com, bytwork.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector