Регулирование госзакупок по закону № 223-ФЗ: особенности процедуры, разъяснения

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия (котировка», «аукцион», «конкурс» итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса gozapedia.ru если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).

В том числе любая «наличность» в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках — документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся «внебюджетка» тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз, которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ, а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных — у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Важные изменения в регулировании закупок по 223-ФЗ

1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены важные и объемные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

Часть изменений вступила в силу 31 декабря 2017 года. Большинство правил, относящихся к конкурентным закупкам, в том числе с участием только СМиСП, начнут действовать с 1 июля 2018 года.

Из наиболее существенных изменений, вступивших в силу 31 декабря 2017 года, следует отметить следующие:
1) Исключение из сферы действия закона № 223-ФЗ следующих закупок, связанных с:
— исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;
-осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом и перечень которых определен Положением о закупке с соответствующим обоснованием;
— закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.
2) Предание законного статуса типовым положениям о закупке (для унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений) и присоединению к положению о закупке «материнской» компании.
3) Расширение возможностей для обжалования закупок в ФАС России, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона № 223-ФЗ и (или) положения о закупке. При этом в закон внесено ограничение: рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
4) Заказчикам предоставлено право не размещать в ЕИС информацию о следующих закупках:
— о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
— о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
5) Правительству РФ предоставлено право утвердить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
6) Федеральное казначейство будет вести в ЕИС реестр заказчиков.
7) Заказчикам предоставлено право создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок, взаимодействующие с ЕИС. Региональные и муниципальные информационные системы, созданные в соответствии с законом № 44-ФЗ, могут быть использованы для размещения в ЕИС информации по закону № 223-ФЗ.
8) Введен ведомственный контроль закупочной деятельности, осуществляемый учредителями бюджетных и автономных учреждений, собственниками имущества унитарных предприятий.
9) Определены рамки для осуществления закупок в соответствии с правилами закона № 44-ФЗ в случае неразмещения заказчиком в ЕИС положения о закупке в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ.

С 1 июля 2018 года вводятся новые правила для осуществления конкурентных закупок, которые могут осуществляться следующими способами:
1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс),
2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),
3) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),
4) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными Положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 закона № 223-ФЗ.

Вводятся ограничения на использование товарных знаков при описании предмета договора. В частности, установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованноеограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В отношении закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечни (группы), информация о которых не подлежит размещению в ЕИС по решению Правительства, планируется утверждение особенностей их осуществления в электронной форме, внесения и возврата обеспечения заявок, перечня и требований к функционированию операторов электронных площадок.

Введены новые статьи, подробно регламентирующие процесс осуществления конкурентных закупок:

Статья 3.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки», в которой, среди прочего, предусмотрено право отменить конкурентную закупку без обстоятельств непреодолимой силы только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке; установлен запрет на требование обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;

Статья 3.3 «Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки»;

Статья 3.4 «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего», в которой жестко регламентированы способы закупок, этапы и сроки их проведения, требования к заявкам на участие в закупке, протоколам, установлена обязанность проводить закупки на площадках и по отдельным правилам, предусмотренным законом № 44-ФЗ;

Статья 3.5 «Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом» (проведение таких закупок возможно, если сведения о закупке составляют государственную тайну, или принято соответствующее решение Правительства, координационного органа Правительства).

Установлено, что закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются исключительно в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В части размещения информации о закупках в ЕИС предусмотрены следующие изменения:
— для запросов котировок не требуется размещения документации;
— для закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) исключена обязанность по размещению извещения, документации, проекта договора;
— в извещении и документации о закупке вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно указывать формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
— ежемесячно нужно размещать только три вида отчетов:

а) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
б) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
в) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Предусмотрено, что требования к привлекаемым участниками субподрядчикам (соисполнителям) и (или) изготовителям товара могут быть включены в документацию о закупке только в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Положение о закупке нужно привести в соответствие с новой редакцией закона № 223-ФЗ и разместить в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют закону № 223-ФЗ, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе со всеми вытекающими последствиями.

2. Федеральным законом от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действие закона № 223-ФЗ распространено на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, стоимость которых превышает 500 млн. руб.
Предусмотрено, что при осуществлении за счет средств инвестиционных проектов с государственной поддержкой закупок товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов, обязаны учитывать особенности, установленные статьей 3.1 закона № 223-ФЗ.

Это интересно:  Референдум против повышения пенсионного возраста

Инвестиционным проектом с государственной поддержкой признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства юридического лица обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым юридическим лицом, которое отобрано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проектного финансирования) и (или) финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10 миллионов рублей) за счет средств: федерального бюджета, Фонда национального благосостояния или Внешэкономбанка.

Ограничения на закупки будут распространяться теперь не только на продукцию машиностроения, которая включена в перечни, утвержденные Правительством, но и на закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции.
До представления перечней продукции машиностроения в соответствии с требованиями Правительства, изменений, вносимых в перечни, в координационный орган Правительства Российской Федерации юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с господдержкой, не вправе осуществлять закупки соответствующей продукции машиностроения.

В закон № 223-ФЗ включена новая статья 3.1-1 «Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками — государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам», предусматривающая обязанность соответствующих заказчиков согласовывать отдельные закупки в специально созданном органе — координационном органе Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков.

До согласования с указанным органом заказчики не вправе включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки товаров, включенные в специальные перечни, утвержденные Правительством, а также включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.

Федеральный закон № 496-ФЗ вступит в силу 30 июня 2018 года.

3. Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено еще одно возможное основание для неразмещения информации о закупках ЕИС.
Предусмотрено право Правительства РФ определить перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.
Закон вступил в силу 31 декабря 2017 года.

4. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» расширена сфера действия Постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Постановления от 29 октября 2015 г. № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия. »
Предусмотрено, что с 1 января 2018 года Постановление № 1352 распространяется на заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, кредитные организации, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также автономные учреждения, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.

В новой редакции Постановления № 1169 предусмотрено, что процедура оценки соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы, будет проводиться в отношении конкретных заказчиков, включаемых в перечень с учетом новых критериев. Среди таких критериев:
— общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком федерального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. рублей;
— общая стоимость договоров, которые заключены заказчиком регионального или муниципального уровня по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год превышает 50 млн. рублей;
— годовой объем выручки заказчика от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, величина активов заказчика, который является кредитной организацией, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.

В перечень конкретных заказчиков будут включены также государственные компании, созданные на основании федерального закона, годовой объем выручки которых не превышает 500 млн. рублей, а также заказчики, которые включены в сферу действия постановления № 1352 поправками от 20 мая 2017 года и от 15 ноября 2017 года.

Процедура мониторинга соответствия с 1 июня 2018 года будет проводиться в отношении:
— заказчиков федерального уровня, общий объем заключенных договоров которых по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год составляет от 250 млн. рублей до 1 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
— заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей, и указанными заказчиками заключены договоры по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год в размере менее 50 млн. рублей.
В отношении обязанности осуществлять закупки у СМиСП постановление № 1383 вступило в силу с 1 января 2018 года, в отношении оценки соответствия проектов планов, проектов изменений планов – вступит в силу с 1 марта 2018 года.

5. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1429 «О приостановлении действия подпунктов «е» и «к» пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» приостановлено действие обязанности заказчика по размещению в реестре договоров информации о поставщике, подрядчике, исполнителе, субподрядчиках.
С учетом возможного санкционного режима в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Правительство временно, до 1 июля 2018 года, приостановило действие пунктов Постановления от 31.10.2014 № 1132, «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки», обязывающих заказчиков размещать в реестре договоров следующую информацию:
— сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):
в отношении юридического лица — наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
— информацию о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цену договора с субподрядчиками.

Предполагается, что до 1 июля 2018 года Правительство утвердит перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор (федеральный закон от 31.12.2017 г. № 481-ФЗ

Антимонопольный орган признал ПАО «Ростелеком» нарушившим закон № 223-ФЗ в связи с тем, что в документацию о закупке было включено условие о недопустимости привлечения исполнителем при исполнении договора субподрядчиков или соисполнителей. Три суда оставили решение ФАС России в силе, однако Верховный Суд в указанном определении отметил следующее.

Условие документации о закупке, устанавливающее запрет на привлечение участником закупки для исполнения договора, заключенного по результатам закупочных процедур, субподрядчиков или соисполнителей, не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 Гражданского кодекса, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).

Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону о закупках и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Условие о выполнении работ, являющихся предметом закупки, собственными силами (без привлечения субподрядчиков), может рассматриваться как нарушающее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Требование ПАО «Ростелеком» о признании недействительным решения ФАС России в указанной части было удовлетворено.

Следует отметить, что актуальность данной позиции, с учетом принятых поправок к закону № 223-ФЗ, сохраняется, поскольку запрет на необоснованное ограничение количества участников закупки включен в новую редакцию статьи 3 закона, в связи с чем заказчику для правомерности включения соответствующего условия в документацию о закупке необходимо его обосновать.

Министерство финансов разъяснило, что если участник закупки, участниками которой являются только СМиСП, не является вновь созданным юридическим лицом и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также сведения о таком участнике отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.

Госзакупки по 223-фз

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ

В 2017 году принято несколько нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.

1. Федеральным законом от 07.06.

2017 № 108-ФЗ “О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и статьи 15 и 112 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” изменены правила осуществления закупок для унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями.

В часть 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ внесено дополнение о праве государственных, муниципальных унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями, осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установлено, что до 1 сентября 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления соответствующих закупок в 2017 году.

2. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г.

№ 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены существенные изменения в правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением от 11 декабря 2014 г. № 1352, а также в постановление Правительства от 29 октября 2015 г. № 1169 “О порядке проведения мониторинга соответствия…».

Постановлением предусмотрены новые виды заказчиков, обязанных при осуществлении закупок поддерживать субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением № 1352.

Среди них дочерние общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежат государственным компаниям, их дочерние общества (независимо от размера их выручки); хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ и муниципального образования превышает 50%, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, при условии, что такие заказчики сами не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, а также их дочерние общества, дочерние общества их дочерних обществ, имеющие соответствующий объем выручки (величину активов).

Установлено, что для новых категорий заказчиков общий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки с привлечением субподрядчиков из числа СМиСП, за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года должен составлять не менее 9% совокупного объема договоров, а объем закупок с участием только СМиСП должен быть не менее 5%.

С 1 января 2018 года меняется форма годового отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства: в отчете появятся новые строки, в которых нужно будет отразить закупки только у субъектов малого предпринимательства, а также новые графы о количестве и стоимостном объеме оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год.

Новая форма годового отчета включает 14 строк (в действующей пока редакции отчет включает 8 строк).

Изменениями, внесенными в Постановление № 1169, предусмотрено, что на новые виды заказчиков распространяются правила о проведении мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. Также указанные правила распространяются и на федеральные государственные унитарные предприятия, которые продолжают осуществлять закупки по 223-ФЗ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. №2931-Р.

Кроме того, предусмотрено, что мониторинг соответствия будет осуществляться в отношении заказчиков федерального уровня, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 40 млрд. рублей (в ранее действовавшей редакции – 50 млрд. руб.), и в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 10 млрд. рублей.

Это интересно:  Виза в Кению в 2020 году: правила оформления, стоимость и другие особенности

Аукционы по 223 ФЗ, разъяснения и основные моменты

ФЗ 223 был принят в 2012 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.

Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:

Важно помнить, что:

  1. 223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
  2. договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
  3. сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.

Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).

Какие закупки НЕ регулирует 223 ФЗ?

  1. Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
  2. приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
  3. закупки в соответствии с 44-ФЗ;
  4. закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
  5. международные договоры РФ;
  6. договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
  7. осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения. Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу бесплатную поисковую систему.

Разъяснения по закупочной документации в рамках 223 ФЗ

Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме – бумажной или электронной.

Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации.

Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.

Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:

  1. в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
  2. план закупки — не менее, чем на 1 год;
  3. документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
  4. ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
  5. изменения в договорах.

Разъяснения по плану закупок в рамках 223 ФЗ

Средний срок плана закупок – 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период.

Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет.

Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:

Как провести закупку по 223 ФЗ?

Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:

  1. у единственного поставщика (прямая);
  2. торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
  3. запрос котировок и предложений;
  4. другие способы, обозначенные в положении о закупке.

Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.

Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Ответственность за нарушение 223 ФЗ

За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.

Поводы для жалобы в ФАС:

  1. неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
  2. требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
  3. осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.

После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.

Запрос котировок по 223 ФЗ

Рамочные договоры и 223-ФЗ

Штрафы по 223 ФЗ

Способы закупок по 223-ФЗ – конкурентные и иные

Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44.

Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов.

Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке – это аукцион и конкурс.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два – это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности.

Однако они не должны противоречить положениям закона.

В частности – в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

С обязательными способами связан один интересный момент.

Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам.

Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс – обычном или электронном.

Другие способы закупок по Федеральному закону №223

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования – от формы подачи до состава документов.

Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.

    Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых – необходимость регистрации.Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают.

Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.

  • Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.
  • Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило – это “простая” закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.
  • Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.
  • Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно.

    Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки.

    Перечисленные выше 4 способа – это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.

    Неконкурентные способы закупок

    В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них – закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие – прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.

    Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит “не более 100 тысяч рублей”, определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.

    Электронные закупки 223 ФЗ

    Электронные госзакупки

    Покупать что-либо виртуально – это распространенное явление как среди частных лиц, так и среди предприятий. «Электронные закупки» – современная альтернатива походам по магазинам.

    Когда же речь идет о приобретении товаров на государственном и международном уровнях, без интернет-ресурсов просто не обойтись.

    Электронные закупки по 223 ФЗ имеют прямое отношение к закупкам, которые осуществляет государство.

    К ним относятся госкомпании, монопольные предприятия, по добыче полезных ископаемых, госкорпорации, а такж учреждения с долей государственного участия, которые производят электронные госзакупки.

    Электронные закупки контролируются по 223 ФЗ со стороны специальных органов. Такие «электронные закупки» дают предприятиям возможность открыто производить торги, обеспечивают полную информативность и защиту интересов.

    Закон ФЗ-223 не ограничивает проведение госзакупок, предоставляет организациям проводить торги в любых удобных для них формах. Это могут быть как электронные, так и традиционные госзакупки.

    Основное требование Федерального закона № 223 – упорядочить проведение традиционных и электронные госзакупки, описание участниками порядка проведения торгов и используемых форм.

    Предприятиям, осуществляющим электронные закупки по 223 ФЗ, необходимо публиковать информацию о проведении торгов в Положении о закупках.

    Составить такое положение не сложно, так как форма этого документа не регламентирована. Предприятие может опубликовать нужную информацию самостоятельно или обратиться в компетентные организации.

    В целом, нужно отметить, что электронные закупки (по 223 ФЗ) помогают государственным организациям в торгах.

    В соответствии с законом предприятия должны предоставлять всю информацию о товаре, способах доставки, оговаривать все условия сотрудничества.

    «Электронные интернет-закупки» сегодня являются необходимым условием товарооборота на государственном уровне.

    Электронные площадки, предназначенные для продажи товаров, экономичны в использовании, так как не требуют расходов на специальные помещения и рекламу.

    Торги в Интернет-пространстве привлекают к сотрудничеству организации со всего мира, что значительно расширяет возможности и конкурентоспособность торгов. Большая конкуренция способствует снижению цен и повышению эффективности предлагаемых товаров.

    Госзакупки в интернете происходят открыто и прозрачно.

    По сравнению с традиционными формами продажи электронные госзакупки имеют много преимуществ: эффективный контроль закупок на всех этапах, автоматизация закупочных процессов, оперативность торгов.

    Все это подтверждает практика проведения электронных торгов государственными предприятиями. Можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время все государственные торги будут осуществляться только посредством электронных закупок.

    «Изменения к закону № 223-ФЗ в 2019-2020 гг.: разъяснения по вопросам применения. Порядок, этапы осуществления «правильных» закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ. Правила описания предмета закупки. Мастер-классы по подготовке технических заданий. Разъяснения министерств и ведомств о закупках по 223-ФЗ. Ведомственный контроль»

    ЧТО БУДЕТ НА СЕМИНАРЕ:

    1. Осветим все нововведения 223-ФЗ и расскажем, как их применять.
    2. Проведем практические занятия в форме мастер-классов для развития навыков составления технического задания в соответствии с новыми требованиями Закона.
    3. Предоставим разъяснения и консультации каждому участнику семинара.
    4. Предоставим понятный алгоритм осуществления «правильных» закупок.
    5. ВСЁ ВКЛЮЧЕНО— комплексное питание в ресторане (обед, кофе-брейк), методический материал на CD-диске, именной сертификат об участии в семинаре.

    Даты и время

    03 и 04 октября 2019 г. с 10:00 до 17.00

    Аудитория

    руководители структурных подразделений, специалисты по закупкам, юристы, бухгалтеры, иные специалисты, принимающие участие в процессе закупочной деятельности, представители участников закупок.

    Каждому участнику предоставляется:

    1. Комплексное питание в ресторане (обед, кофе-брейк).
    2. Методический материал на CD-диске.
    3. Фирменный раздаточный материал письменных принадлежностей.
    4. Именной сертификат об участии в обучении.
    5. Скидка на курс повышения квалификации.

    ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ:

    03 октября 2019 г.

    9.40–10.00 Регистрация участников
    10:00-11.30 Изменения к закону № 223-ФЗ в 2019-2020 гг.

    • Намерения Минфина России максимально сблизить 223-ФЗ с 44-ФЗ;
    • Планы о возможном создании Единого кодекса о закупках!
    • Перспективы развития законодательства о закупках. Чего ожидать в ближайшем будущем?
    • О расширении случаев закупок по нормам 223-ФЗ для бюджетных учреждений и унитарных предприятий, введенных Федеральным закономот01.05.2019г. № 70-ФЗ;
    • Новые требования к Положению о закупке товаров, работ, услуг.
    • Обязаны ли бюджетные учреждения и унитарные предприятия к 1 октября 2019 года привести свои Положения о закупке в соответствие с изменениями 223-ФЗ введенными Федеральным законом от 01.05.2019г. № 70-ФЗ?
    • Локальные нормативные акты заказчика, регулирующие закупки. Положение о закупке товаров, работ, услуг: структура, рекомендации по изменению и дополнению Положения о закупке с учетом изменений Закона № 223-ФЗ.
    • Стандарт закупочной деятельности по 223-ФЗ от ФАС России.
    • Порядок применения типовых положений. Неизменяемые правила в типовых положениях. Возможность присоединения к положениям о закупках. Как правильно присоединиться к Положению о закупке?
    • Право и обязанность присоединения к типовому положению дочерних компаний;
    • Применение типовых положений, рекомендованных для Заказчиков (на примере Московской области);
    • Планирование закупок на 2020 год не за горами! Что нужно делать заказчикам уже сейчас.
    • Недопустимость заключения договоров с предельным сроком исполнения более 1 года либо 3 лет и более;
    • Отличительные черты срока поставки, завершения работ, графика оказания услуг и срока действия договора, обуславливающие специфику правоприменения;
    • Преддоговорные переговоры по условиям заявки в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся;
    • Приобретение товаров (материалов, техники, комплектующих изделий и прочее) для целей исполнения государственных (муниципальных) контрактов, в которых не указаны товарные знаки;
    • Заключение рамочного договора с участниками прошедшими переквалификацию: механизм реализации в 2019 году;
    • Закупки тепловой и электрической энергии как с единственным поставщиком и размещением в ЕИС с учётом изменений 223–ФЗ;
    • Добавление оснований заключения договоров с ед. источником в типовое положение.
    • Большинство унитарных предприятий вернули свои закупки в требования 223-ФЗ. Что делать таким предприятиям с контрактами ранее заключенными по нормам 44-ФЗ? Требования законодательства. Рекомендации регулирующего органа;
    • Особенности осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ в случае несоблюдения требований, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Какие именно нормы 44-ФЗ обязан соблюдать «опальный» заказчик?

    Что нужно знать практикам о важнейших законопроектах:

    • об исчерпывающем перечне документов для конкурсной заявки;
    • о требованиях к банковским гарантиям;
    • о расширении административной ответственности за неисполнение требований законодательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц;
    • о введении новых унифицированных способов закупок и ограничении закупок способом «запрос котировок»;
    • о переводе закупок малого объема через электронные магазины или из каталога;
    • об увеличении доли субъектов МСП в закупках госкомпаний;
    • об импортозамещении в 223-ФЗ;
    Это интересно:  ФНС: схема перевода сотрудников в самозанятые не работает

    Особенности заключения и исполнения договоров при изменении ставки НДС с 1 января 2019 г.

    • Влияние новой ставки НДС на отношения, связанные с заключением и исполнением «длящихся» и «переходных» договоров;
    • Обеспечение применения новой ставки НДС в размере 20 % по новым отгрузкам и покупкам наряду со старой ставкой НДС в размере 18 % по отгрузкам, осуществленным по 31 декабря 2018 года;
    • Увеличение стоимости товаров (работ, услуг) на 1,67 % в 2019 году: все «за» и «против»;
    • Заключение дополнительных соглашений к уже заключённым договорам после 1 января 2019 года;
    • Ставка НДС до и после 1 января 2019 г. в авансовых платежах, первичных учетных документах (накладных, актах, счетах-фактурах и т.п.);
    • «Искусственное» увеличение или уменьшение ставки НДС в составленных до 1 января 2019 г. и полученных после 1 января 2019 г. документах о приемке.

    11.30-11.45 Перерыв на кофе-брейк

    11.45-12.45 Практические рекомендации по организации планирования закупок.

    • Формирование и утверждение плана закупки товаров, работ, услуг. Постановление Правительства РФ № 932 от 17.09.2012 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
    • Как часто можно корректировать планы закупок? Основания и порядок внесения изменений в план закупки.
    • Мнение контролирующего органа о частом редактировании заказчиками планов закупок.
    • Планирование закупок на 2020 год не за горами! Что нужно делать заказчикам уже сейчас.
    • Практические рекомендации по организации планирования закупок. От выявления потребностей заказчика до оформления планов и размещения их в ЕИС. Просто, легко, обосновано!
    • Обоснование начальной (максимальной) цены договора, договора с единственным поставщиком: основные методы и практические рекомендации.
    • Планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения продукции к инновационной, высокотехнологичной.
    • Планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
    • Оценка и мониторинг соответствия планов закупки, проектов планов, изменений планов и проектов изменений в части соответствия законодательству о развитии малого и среднего предпринимательства.
    • Обзор основных нарушений при составлении и размещении планов закупки.

    12.45-13.00 Правовой минимум по смежному законодательству

    • Что нужно знать любому специалисту, участвующему в закупочном процессе?
    • Кратко и понятно (с примерами):

    — Конституция РФ;
    — Гражданский кодекс РФ;
    — Антимонопольное законодательство;
    — Законодательство о противодействии коррупции.

    13.00-14.00 Перерыв на обед (участники приглашаются в ресторан)

    14.00-15.00 Порядок, этапы осуществления «правильных» закупок:

    Не учли последние изменения законодательства о закупках? А надо бы!
    • Краткий обзор важнейших изменений 223-ФЗ с 1 июля 2018 года по настоящее время;
    • Ошибки заказчиков в части попытки признания конкурентных способов закупок не торгами. Последствия, ответственность;
    • Ошибки электронизации закупок!
    • Попытки заказчиков осуществлять закупки не в электронной форме без законных оснований и пр.
    Общие правила и алгоритмы осуществления закупок. «Как правильно закупать то, что нужно, и чтобы нам за это ничего не было?»
    • Понятие закупки и общий порядок ее проведения.
    • Классификация способов закупки.
    • Обоснование и выбор способа закупки.
    • Алгоритм проведения конкурентной закупки.
    • Алгоритм проведения неконкурентной закупки.
    • Функции и роль Комиссии по осуществлению закупок. Ответственность членов комиссии.
    Порядок проведения закрытых конкурентных закупок
    • Случаи и способы проведения закрытых конкурентных закупок.
    • Особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.
    Порядок проведения отдельных видов закупок
    • Особенности закупки услуг аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по правилам, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе». Алгоритм проведения. Порядок размещения сведений и документов в ЕИС.
    • Особенности проведения «ЗОНТИЧНЫХ» закупок. Содержание документации. О возможности заключения рамочных договоров по итогам «зонтичных» закупок.
    • Особенности проведения консолидированных (централизованных) закупок.
    О рамочных договорах – договорах с регулируемым объемом поставки продукции
    • возможности и случаи заключения;
    • обязательное содержание;
    • случаи недействительности;
    • порядок регистрации в реестре договоров;
    • контроль исполнения;
    • порядок отчетности.
    Закупки по цене единицы товара/работы/услуги:
    • в каких случаях можно проводить;
    • тонкости при подготовке документации;
    • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
    • как правильно опубликовать и провести закупку;
    • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.
    Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС)
    • Документы и сведения, подлежащие размещению в ЕИС. Последовательность и сроки размещения информации о закупке в ЕИС.
    • Структура, содержание, новые требования к размещению и неразмещению информации о закупках. Постановление Правительства РФ № 908 от 10.09.2012.
    • Развитие и последние изменения функционала ЕИС по 223-ФЗ.
    • Обязан ли поставщик (участник) регистрироваться в ЕИС, если у него действует аккредитация на ЭТП (электронной торговой площадке)?
    • Новый функционал для закупок с участием только субъектов МСП.
    • Перечень и виды информации о закупках, которая не размещается в ЕИС.
    • Последствия неразмещения либо несвоевременного размещения информации о закупках в ЕИС.
    Порядок, этапы проведения запроса предложений, конкурса, запроса котировок, аукциона в электронной форме
    • Извещение. Документация о закупке. Разработка технических заданий, проекта договора. Практика обжалования документации о закупке.
    • Требования к участникам закупок: обязательные и дополнительные. Квалификация участников: требование и критерий оценки заявок. Требования к субподрядчикам, соисполнителям, изготовителям товара, являющегося предметом закупки.
    • Имеет ли право заказчик установить запрет на привлечение соисполнителей (субподрядчиков) при исполнении договора?
    • Комплекс мер против недобросовестных поставщиков.
    • Рассмотрение и оценка заявок. Основания для отклонения заявок.
    • Правила установления критериев, подкритериев (показателей) для оценки заявок. Примеры и условия применения.
    • Дополнительные процедуры: квалификационный отбор, переговоры, «переторжка», подача альтернативных заявок и др.
    Новые правила для проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года по настоящее время (с учетом ошибок, допущенных заказчиками):
    • Порядок разъяснения положений извещения и документации при проведении конкурентной закупки;
    • Обеспечение заявки: размеры, способы предоставления, порядок возврата, случаи, когда обеспечение не возвращается. Запрет на установление обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
    • Новые правила отмены закупок;
    • Требования к протоколам конкурентных закупок. Что забывают указать заказчики в протоколах?
    • Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки;
    • Требования к проведению конкурентных закупок в электронной форме.
    Обязательные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)
    • Постановление Правительства №1352. Способы закупок у субъектов МСП. Обязательные требования к закупкам, составу заявки. Отчетность о закупках у субъектов МСП.
    • Порядок проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме с участием только субъектов МСП:

    — Проведение закупок на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными и дополнительными требованиями, утвержденными Правительством РФ;
    — Порядок предоставления обеспечения заявок при работе на площадках по 44-ФЗ; договор специального счета;
    — Требования к заявкам на участие в конкурентных закупках в электронной форме с участием только субъектов МСП;
    — Заключение договора в электронной форме на электронной площадке; протокол разногласий.

    Что нужно знать заказчику о любимом способе закупки?
    Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Случаи, ограничения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
    • Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием электронных магазинов, агрегаторов торговли.
    • «Рамочные» договоры, пролонгация договоров.
    • Практика контроля неконкурентных закупок и применения ответственности. Отчетность о закупках по 223-ФЗ.
    Порядок заключения и исполнения договоров
    • Порядок заключения и изменения договоров по результатам закупки.
    • Особенности заключения договоров на выполнение подрядных работ.
    • Контроль исполнения договоров. Изменение и расторжение договоров. Размещение информации об изменении и исполнении договоров в ЕИС.
    • Реестр договоров ЕИС: структура, содержание, требования Федерального Казначейства к размещению информации.

    16.30-17.00 Разъяснения по вопросам слушателей. Консультации.

    • Разъяснения наиболее часто возникающих вопросов:

    — обязан ли заказчик заключить договор в полном соответствии с проектом договора и если нет, то на каком основании?

    — обязан ли заказчик изменить срок оплаты по договору, который заключается по результатам обычного электронного аукциона, на который допускались все участники, если победитель является субъектом малого и среднего предпринимательства?

    — можно ли заказчику объявлять торги с целью заключения договора на оказание услуг (выполнение работ), если на такие услуги прежний договор еще действует?

    — какие «иные способы закупок» заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке, чтобы они не противоречили действующему законодательству?

    • Консультации по вопросам слушателей

    ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

    04 октября 2019 г.:

    10.00-11.30 Правила описания предмета закупки. Составление технического задания.

    • Правила описания предмета закупки: практические рекомендации заказчику – понятно о сложном;
    • Принципы разработки технического задания (ТЗ) по нормам 223-ФЗ и 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
    • Порядок формирования лотов – предметов закупки;
    • Кто должен разрабатывать ТЗ и почему?
    • На каком этапе закупочной деятельности разрабатывается ТЗ?
    • Необходимость описания закупаемой продукции при обосновании и определении начальной (максимальной) цены договора;
    • Пошаговый алгоритм составления ТЗ!
    • Поиск нужных ГОСТов – это легко;
    • Законодательство о техническом регулировании;
    • Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
    • Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;
    • Требования, влекущие ограничение количества участников закупки;
    • Ошибки Заказчиков при формировании технического задания;
    • «Дробление» лотов с целью избежать конкурентной закупки;
    • «Укрупнение» закупок с целью избежать конкурентной закупки;
    • Нужно ли устанавливать требования к эквивалентности товаров, работ, услуг? Как правильно это сделать?
    • Распространенные ошибки в структуре и содержании закупочной документации. Правила составления Информационной карты;
    • Ошибки Заказчиков при описании требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Как не допустить ограничения конкуренции?
    • 15 практических советов по составлению ТЗ.

    11.30-11.45 Перерыв на кофе-брейк

    11.45-12.30 Установление приоритета продукции российского происхождения: требования к документации о закупке, составу и содержанию заявки на участие, порядку оценки заявок. Практика осуществления закупок с приоритетом

    • Порядок установления приоритета;
    • Правильность применения приоритета;
    • Практические советы по применению приоритета и решение вопроса о двоякости толкования требований по предоставлению приоритета.

    12.30-13.00 Мастер-классы и практические занятия по подготовке технических заданий:

    Деловая игра №1 (ТЗ на закупку товаров):

    • Рассмотрение участниками предложенного преподавателем ТЗ на закупку товаров на предмет соответствия требованиям законодательства;
    • Индивидуальная работа;
    • Работа в группе;
    • Разбор ошибок (при наличии).

    13.00-14.00 Перерыв на обед (участники приглашаются в ресторан)

    14.00-15.00 Мастер-классы и практические занятия по подготовке технических заданий:

    Деловая игра №2 (ТЗ на закупку услуг):

    • Рассмотрение участниками предложенного преподавателем ТЗ на закупку услуг на предмет соответствия требованиям законодательства;
    • Индивидуальная работа;
    • Работа в группе;
    • Разбор ошибок (при наличии).

    Деловая игра №3 (ТЗ на закупку работ):

    • Рассмотрение участниками предложенного преподавателем ТЗ на закупку работ на предмет соответствия требованиям законодательства;
    • Индивидуальная работа;
    • Работа в группе;
    • Разбор ошибок (при наличии).

    15.00-17.00 Практика контроля закупок, обжалование действий Заказчика:

    Разъяснения федеральных министерств, ведомств и других структур власти в сфере законодательства о закупках по 223-ФЗ:

    • Разъяснения Федеральной антимонопольной службы России, Министерства финансов России, Минэкономразвития России, Казначейства России по сложным вопросам применения норм законодательства о закупках;
    • Основные проблемные зоны 223-ФЗ в новой редакции и поиск путей их решения.

    Ведомственный контроль:

    • Порядок проведения ведомственного контроля заказчиков;
    • Выездная и документарная проверки;
    • Передача материалов проверки в федеральные органы исполнительной власти и правоохранительные органы;
    • Механизм межведомственного взаимодействия, установленный сцелью привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о закупках.

    Обжалование действий (бездействий) заказчиков при организации и проведении закупок в органах исполнительной и судебной власти:

    • Изменение процедуры обжалования с учетом 505-ФЗ от 31.12.2017г.;
    • Практика рассмотрения дел ФАС России в конце 2018 года – начале 2019 года;
    • Практические рекомендации по подготовке возражений заказчиками при рассмотрении жалоб и обращений;
    • Нарушения законодательства о закупках, допускаемые антимонопольными органами при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок по 223-ФЗ;
    • Обзор актуальной судебной практики по применению Закона № 223-ФЗ;
    • Нарушения призакупках по 223-ФЗ, выявленные по итогам прокурорских проверок;
    • Основные подходы антимонопольных органов к привлечению должностных лиц заказчиков к административной ответственности в сфере закупок. Практические примеры наложения административных штрафов.

    17.00-17.15 Ответы на вопросы участников семинара

    Адрес места проведения семинара: г. Москва, Измайловское шоссе д. 71, корп. 2Б, отель «Бета» Измайлово, конференц-зал «Афины».

    Проезд: станция метро «Партизанская».

    Преподаватель:

    Миронов Евгений Николаевич — юрист-практик, один из наиболее востребованных преподавателей г. Москвы по закупкам (44-ФЗ, 223-ФЗ), ведущий эксперт и старший преподаватель учебно-методического центра «Аукцион Консалтинг». Опыт работы в сфере закупок более 12 лет. Автор обучающих методик по курсам:

    1. «Управление государственными и муниципальными закупками»,
    2. «Организация закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ»,
    3. «Формирование технического задания»,
    4. «Тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как победить участнику закупок?»,
    5. «Стратегии и тактики защиты прав и интересов в суде и ФАС России по спорам в сфере закупок».

    Успешная практика защиты прав и законных интересов в суде и органах антимонопольной службы (ФАС России и её территориальных органах).

    СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

    10.900 руб. / 1 день

    Скидки на участие в семинаре:

    Скидка 10% — слушателям, участвующим в 2-х днях обучения.

    Скидка 20% — группам слушателей от 2-х человек, участвующим в 2-х днях обучения.

    Скидки действуют до 01 октября 2019 г.!

    Документы по итогам обучения:

    СЕРТИФИКАТ – включен в стоимость обучения.

    УДОСТОВЕРЕНИЕ – доплата составит:

    • 3.900 руб. при участии в 2-х днях обучения,
    • 5.900 руб. при участии в 1 дне обучения.

    Удостоверение – это официальный документ о профессиональном дополнительном образовании в сфере закупок, необходимый каждому специалисту, принимающему участие в закупочной деятельности организации.

    Статья написана по материалам сайтов: trbyte.ru, businessizakon.ru, www.auccons.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector