Процесс планирования госзакупок вновь урегулирован

Название Регламент планирования закупок
Дата 17.10.2016
Размер
Тип Регламент

приказом НИУ ВШЭ

от 30.03.2012г. №______________

Оглавление

1.Общие положения 3

2.Формирование плана-графика размещения заказа на год 4

3.Формирование плана закупки товаров, работ, услуг на год 5

Общие положения

1.1. Административный регламент планирования закупок (далее – Регламент) разработан в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – Положение о закупке), устанавливает порядок определения бюджета закупок на очередной плановый период, ориентировочных сроков проведения закупок, а также полномочия и ответственность должностных лиц и коллегиальных органов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – университет) при планировании закупок.

    1. Вопросы, связанные с планированием закупок и не урегулированные настоящим Регламентом, решаются Закупочной комиссией при ректоре университета в соответствии с административным регламентом работы Закупочной комиссии при ректоре университета, утвержденным приказом университета.
    2. Термины и определения, применяемые в настоящем Регламенте, приведены в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

1.4. Регламент распространяется на деятельность подразделений-заказчиков, закупающих подразделений, Управления закупок, Планово-финансового управления, Управления бухгалтерского учета и Закупочной комиссии при ректоре университета, осуществляемую в целях:

— определения объема средств, необходимых для удовлетворения нужд университета в товарах, работах, услугах;

— планирования деятельности университета, направленной на размещение заказов;

— определения сроков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

— определения временных, кадровых и материально-технических ресурсов, необходимых для своевременного удовлетворения нужд университета в товарах, работах, услугах.

    1. При планировании закупок работниками университета должны обеспечиваться:

— своевременное удовлетворение нужд университета в товарах, работах, услугах;

— эффективное расходование денежных средств университета.

    ^

Формирование плана-графика размещения заказа на год

  1. Сводные заявки передаются подразделениями-заказчиками, закупающими подразделениями в Управление закупок в соответствии с пунктом 2.1.8 административного регламента формирования заявок на закупку и документации о размещении заказа.
  2. Управление закупок в течение семи дней со дня окончания срока приема сводных заявок на закупку анализирует такие заявки и идентифицирует товары, работы, услуги, сведения о которых содержатся в сводных заявках на закупку, полученных и зарегистрированных в соответствии с административным регламентом формирования заявок на закупку и документации о размещении заказа по статьям расходов, по применяемой Управлением закупок номенклатуре товаров, работ, услуг. По результатам анализа сводных заявок на закупку Управление закупок формирует план-график размещения заказа на год. Форма плана-графика размещения заказа на год установлена в Приложении 2 к настоящему Регламенту.
  3. Управление закупок в целях координации и устранения дублирования деятельности подразделений университета при размещении заказов в течение четырнадцати дней со дня окончания срока приема сводных заявок на закупку, по результатам анализа таких заявок формирует предложения о возможности консолидировать однородные потребности в товарах, работах, услугах и передает такие предложения координирующему Управление закупок проректору.
  4. Координирующий Управление закупок проректор в течение пяти рабочих дней рассматривает предложения, переданные в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Регламента, и принимает решение о перечне однородных товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться консолидировано.
  5. Подготовленный Управлением закупок план-график размещения заказа на год передается на утверждение координирующему Управление закупок проректору.
  6. Подразделения-заказчики и закупающие подразделения в течение десяти рабочих дней после получения утвержденных лимитов на финансирование товаров, работ и услуг на календарный год готовят в соответствии с административным регламентом формирования заявок на закупку и документации о размещении заказа, утвержденным приказом университета, уточненные сводные заявки на закупку и передают их в Управление закупок для внесения изменения в план-график размещения заказа.
  7. Управление закупок в течение семи дней со дня окончания срока приема уточненных сводных заявок на закупку анализирует такие заявки и вносит изменения в план-график размещения заказа.
  8. Подготовленный Управлением закупок уточненный план-график размещения заказа на год передается на утверждение координирующему Управление закупок проректору.
  • ^

    Формирование плана закупки товаров, работ, услуг на год

    1. На основании утвержденного в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Регламента плана-графика размещения заказа на год, Управление закупок в течение семи дней со дня утверждения плана-графика размещения заказа формирует план закупки товаров, работ, услуг на год. Форма плана закупки товаров, работ, услуг установлена в Приложении 3 к настоящему Регламенту.
    2. На основании сведений о требуемых сроках заключения договора, обозначенных в плане-графике размещения заказа на год, в плане закупки товаров, работ, услуг должны быть определены сроки осуществления основных этапов закупки. Длительность основных этапов закупки, установленная Положением о закупке, указана в Приложении 4 к настоящему Регламенту.
    3. Подготовленный Управлением закупок план закупки товаров, работ, услуг на год передается на утверждение координирующему Управление закупок проректору.
    4. Заявки на закупку, не предусмотренные планом-графиком размещения заказа на год, принимаются Управлением закупок для учета в плане закупки товаров, работ, услуг не позднее, чем за десять рабочих дней до начала квартала.
    5. Управление закупок ежеквартально корректирует план закупки товаров, работ, услуг. Не позднее, чем за три рабочих дня до наступления очередного планируемого квартала, Управление закупок включает сведения о каждой закупке, обозначенной в плане-графике размещения заказа на год, сформированном в соответствии с разделом 2 настоящего Регламента, и определенной к размещению в очередном планируемом квартале, в план закупки товаров, работ, услуг.
    6. При возникновении необходимости в размещении заказа, не предусмотренного планом-графиком размещения заказа на год, по заявке на закупку, представленной в Управление закупок менее чем за десять рабочих дней до начала квартала, соответствующие коррективы в план-график размещения заказа на год вносятся Управлением закупок по решению Закупочной комиссии при ректоре университета.
    7. Сформированный или скорректированный в соответствии с пунктами 3.1, 3.3, 3.5, 3.6 настоящего Регламента план закупки товаров, работ, услуг в течение трех рабочих дней со дня утверждения координирующим Управление закупок проректором размещается на официальном сайте.
  • Приложение 1

    ^ Термины и определения

    Официальный сайт — официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

    ^ План закупки товаров, работ, услуг — документ, содержащий сведения о сроках выполнения основных этапов, являющихся составной частью процесса размещения заказа, по каждой закупке, предусмотренной планом-графиком размещения заказа на год к осуществлению в планируемом году.

    ^ Закупающее подразделение – структурное подразделение университета, осуществляющее сбор, анализ и обобщение заявок на приобретение определенных групп товаров, работ, услуг для нужд университета в соответствии с локальными актами университета, и от имени которого выступает руководитель подразделения.

    ^ Закупка — приобретение университетом товаров, работ, услуг на основе договора.

    Закупочная комиссия при ректоре университета – коллегиальный орган, созданный для осуществления контроля за деятельностью, связанной с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд университета, а также в целях принятия оперативных решений по вопросам, связанным с закупочной деятельностью университета.

    ^ Заявка на закупку – комплект документов, передаваемый в Управление закупок в целях организации размещения заказа, содержащий основные сведения о закупаемых товарах, работах, услугах и о требуемых условиях исполнения договора.

    ^ Однородные потребности – потребности в товарах, работах, услугах, отличающихся по потребителю или месту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но полностью совпадающие по спецификации товара (по содержанию задания на выполнение работ, оказание услуг).

    ^ План-график размещения заказа на год — документ, содержащий свод сведений о товарах, работах, услугах, закупаемых университетом в планируемом году, требуемых сроках заключения и исполнения договоров, заключаемых по результатам размещения заказа, а также сведения об объемах и источниках финансирования каждого заказа.

    Подразделение-заказчик – структурное подразделение университета, наделенное локальными актами университета правом совершать действия, направленные на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд такого подразделения, и от имени которого выступает руководитель подразделения.

    ^ Размещение заказов – процесс определения поставщика (исполнителя, подрядчика), с целью заключения с ним договора для удовлетворения нужд.

    Сводная заявка на закупку – заявка, оформленная в соответствии с административным регламентом формирования заявок на закупку и документации о размещении заказа, утвержденным приказом университета, содержащая основные сведения о товарах, работах, услугах, для формирования плана-графика размещения заказа на очередной год.

    Приложение 2 УТВЕРЖДАЮ

    _______________ /ФИО координирующего Управление закупок проректора/

    План-график размещения заказа на _________ год

    5. Каковы особенности планирования государственных закупок при использовании контрактной системы?

    Законом о ФКС предусмотрено обязательное планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

    Глава 2 Закона о ФКС подробно регламентирует порядок формирования планов закупок и планов-графиков. Планы закупок должны формироваться заказчиками исходя из целей и мероприятий, предусмотренных госпрограммами РФ (в том числе ФЦП, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ, муниципальными программами, а также с целью выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов (ст. 13 и 17 Закона о ФКС).

    Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете, т.е. на три года. Планы-графики будут составляться заказчиками ежегодно.

    Кроме того, Законом о ФКС определены условия и порядок внесения изменений в планы закупок и планы-графики.

    В главе 2 Закона о ФКС также уделено внимание таким вопросам, как обоснование и нормирование закупок (ст.18 и 19).

    При формировании планов закупок обоснованию подлежит объект закупки, а при формировании плана-графика также и способ определения поставщика и начальная (максимальная) цена контракта (ч.2-3 ст.18 закона о ФКС).

    Под нормированием в соответствии с Законом о ФКС понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Под требованиям к товарам, работам, услугам понимаются «требования к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточное потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметом роскоши» (ч.2 ст.19 закона о ФКС).

    Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. План закупок утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и размещается в единой информационной сети.

    Планы закупок и планы-графики включают довольно подробную информацию:

    1) идентификационный код закупки;

    2) цель осуществления закупки;

    3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов, а также объем закупаемых товаров, работ, услуг;

    4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

    5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

    6. Опишите применение электронных систем в фкс (Федеральной Контрактной Системе).

    Закон «О федеральной контрактной системе» (далее – Закон о ФКС) вступил в силу с 1 января 2014 года, однако его влияние на рынок госзакупок ощущается уже несколько лет. И чем ближе срок перехода к новому закону, тем сильнее проявляются изменения в жизни заказчиков и поставщиков.

    Самым значимым изменением с точки зрения доступа к торгам станет переход заказчиков и поставщиков на новую, квалифицированную электронную подпись (далее – ЭП). Для поставщиков это означает замену одного сертификата ЭП на другой, с сохранением возможностей по участию в торгах на пяти торговых площадках, отобранных правительством, и многих коммерческих торговых площадках. А вот для заказчиков изменения более значительны – они переходят от обслуживания в удостоверяющем центре Федерального казначейства к приобретению сертификатов подписи и сопутствующих услуг в коммерческих удостоверяющих центрах.

    Во-первых, заказчикам нужно заранее связаться с удостоверяющим центром и уточнить процедуру выпуска сертификата ЭП, поскольку она может отличаться от процедуры, принятой в Федеральном казначействе.

    Во-вторых, заказчикам нужно приготовиться к «отложенному» получению ЭП, так как окончательные требования к ней еще не утверждены нормативными актами. В такой ситуации очень важно взаимодействовать с удостоверяющим центром, оперативно отслеживающим изменения в законодательстве и способным уведомить заказчика и начать процедуру выпуска сертификата подписи, как только требования к ней будут утверждены.

    Получение Электронной Цифровой Подписи (ЭЦП)

    Сертификаты ключей электронных цифровых подписей (далее — ЭЦП), используемые при осуществлении электронного документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме должны изготавливаться только авторизованными удостоверяющими центрами.

    Правила ведения торгов

    Закон о ФКС изменит правила проведения конкурсов, позволит вести централизованные закупки, заметно усилит контроль на этапе планирования и обоснования закупок. Обновление коснется и электронных аукционов.

    Процедуры аккредитации поставщиков, проведения электронного аукциона, выбора победителя и заключения контракта претерпят небольшие изменения. Однако есть несколько моментов, которые заранее стоит учитывать заказчикам и поставщикам. Во-первых, появляется механизм одностороннего отказа от исполнения контракта, доступный как заказчикам, так и поставщикам (ч.ч. 8–26 ст. 95 Закона о ФКС). Он заранее может быть прописан в документации об электронном аукционе.

    Во-вторых, могут измениться перечни товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в форме электронного аукциона. Сокращение числа позиций в этих перечнях не обязательно приведет к сокращению числа электронных аукционов, так как за заказчиками закрепляется право проводить в форме электронного аукциона закупки товаров, работ и услуг, не включенных в перечни.

    В-третьих, электронный документооборот может выйти за пределы электронных аукционов, так как части 1 и 2 статьи 5 Закона о ФКС позволяют передавать документы в электронном виде при любых способах определения поставщиков, а не только в рамках электронных аукционов. При этом документы должны быть подписаны квалифицированной ЭП.

    В рамках отношений, возникающих в процессе гос. закупок допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    2. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи», или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    3. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, устанавливает порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации.

    Внедрение федеральной контрактной системы: ожидаемые изменения в сфере госзакупок (Воробьева А.И.)

    Дата размещения статьи: 30.10.2015

    Переход страны на новую систему государственных закупок становится неизбежным: законопроект о федеральной контрактной системе (далее — ФКС) был принят в первом чтении 20 июня 2012 г. Государственной Думой. Второе чтение проекта запланировано на сентябрь — октябрь 2012 г.

    Хронология событий

    Впервые о необходимости реформирования государственных закупок было заявлено 30 ноября 2010 г., когда, выступая в Кремле с третьим Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, Д.А. Медведев выделил отдельной темой ситуацию с Федеральным законом N 94-ФЗ. Президент отметил, что, по данным Контрольного управления Кремля, нецелевые расходы при госзакупках, прямое воровство и откаты составляют не менее 1 трлн руб. в год. В соответствии с этим было дано распоряжение о необходимости начала работы «над новой редакцией закона о госзакупках».
    Во исполнение поручения Президента РФ к работе приступили два ведомства: Министерство экономического развития РФ, представившее проект закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», и Федеральная антимонопольная служба, разработавшая поправки в действующий Закон N 94-ФЗ. Главной интригой для всех оставался вопрос: быть или не быть Закону N 94-ФЗ? Однако о том, что федеральная контрактная система все же заменит действующий Закон о закупках, стало известно 11 октября 2011 г. на совещании по вопросам исполнения поручений Президента РФ, где Медведев высказался о необходимости завершить подготовку закона о ФКС и передать согласованный проект на рассмотрение в Государственную Думу.
    Далее события стали развиваться стремительно: ФАС России подготовила свою концепцию ФКС, а Минэкономразвития России обнародовало разработанный ранее документ для общественного обсуждения. 2 мая 2012 г. на заседании Правительства РФ был одобрен законопроект, разработанный Минэкономразвития России, который 7 мая был направлен в Государственную Думу. Рассмотрение законопроекта в первом чтении прошло 20 июня.

    Новации законопроекта

    Отличие ФКС от действующей системы закупок заключается в том, что сферой нормативного регулирования законопроекта о ФКС является весь цикл закупок: планирование, размещение, исполнение. Появляется также институт контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о ФКС.

    Планирование заказа

    Одним из недостатков Закона N 94-ФЗ, по мнению экспертов, является отсутствие четкой и структурированной системы планирования закупок. В настоящее время планированию посвящена ч. 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ, которая гласит, что «заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в Порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи». До 4 марта 2012 г., когда вступил в силу совместный Приказ Минэкономразвития России N 761 и Федерального казначейства N 20н (от 27 декабря 2011 г.), утвердивший форму планов-графиков размещения заказов, а также их Порядок размещения на официальном сайте, заказчики не имели нормативной базы, определяющей порядок планирования. Однако принятие данного документа в должной степени не решило всех проблем.
    Во-первых, планы-графики, разрабатываемые сегодня, не имеют привязки к целевым мероприятиям, поэтому обосновать целесообразность указанных в них закупок представляется крайне затруднительным. На этом этапе и возникают ситуации с закупкой товаров по завышенным ценам, а также предметов роскоши. Во-вторых, законодательно не регламентирована процедура внесения изменений в план-график. Поэтому хаотичность осуществления закупок может привести к необходимости регулярной корректировки лимитов, а в конечном итоге — к большему расходу бюджетных средств на удовлетворение государственных нужд. В-третьих, невнесение закупок в план-график фактически не несет правовых последствий, так как санкция за такое правонарушение в законодательстве отсутствует. Данный факт зачастую приводит к злоупотреблениям должностных лиц заказчика. Так, не аффилированные с заказчиком поставщики фактически не имеют возможности провести подготовку к участию в крупных торгах (например, взять кредит, собрать необходимые документы) в том случае, если сведения о таких торгах не были своевременно внесены в план-график.
    Предполагается, что большинство проблем в планировании будет решено с помощью ФКС. Глава 2 законопроекта посвящена прогнозированию и планированию закупок, которые будут осуществляться посредством разработки и реализации сводных прогнозов, прогнозов, планов и планов-графиков закупок. Сводный прогноз закупок будет являться частью прогноза социально-экономического развития РФ (прогноза субъекта РФ), который составляется на основании прогнозов закупок, необходимых для реализации государственных программ РФ (программ субъектов РФ). Планы закупок будут формироваться заказчиками на основании вышеописанных прогнозов исходя из мероприятий государственных программ РФ, целевых программ, планов и программ развития субъектов РФ и составляться сроком на три года. Планы-графики должны будут разрабатываться заказчиками ежегодно сроком на один год и утверждаться после принятия закона (решения) о бюджете, но до начала очередного финансового года.
    Законопроектом четко определено, что «заказчики осуществляют закупки только в строгом соответствии со сведениями, включенными в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены» (ч. 8 ст. 21 законопроекта о ФКС). Также регламентированы и случаи, в соответствии с которыми планы и планы-графики закупок подлежат изменению.
    В рамках гл. 2 законопроекта о ФКС отдельными статьями выделены положения об обосновании и нормировании закупок. Так, при формировании планов закупок обоснованию подлежат объект закупки, способ определения поставщиков и объем денежных средств, необходимых для осуществления закупок (ч. 2 ст. 19 законопроекта о ФКС). Нормирование, в соответствии с законопроектом о ФКС, устанавливает требования к приобретаемым товарам, достаточным для обеспечения деятельности заказчиков. Эти требования должны обеспечивать «приобретение товаров (работ, услуг), которые по количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам позволяют достичь полного обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметом роскоши» (ч. 2 ст. 20 законопроекта о ФКС). Очевидно, институт нормирования должен ограничить возможность заказчика закупать люксовые товары за счет бюджетных средств.
    Таким образом, система планирования в ФКС имеет четкую взаимосвязанную структуру, позволяющую повысить прозрачность процедуры закупок, а также ограничить возможные злоупотребления со стороны заказчиков.

    Размещение заказа

    Еще одной проблемой госзаказа согласно Закону N 94-ФЗ является демпинг, приводящий к поставке товаров, работ и услуг низкого качества. Связано это с двумя факторами.
    Во-первых, во всех предусмотренных Законом N 94-ФЗ способах закупки существенным фактором при определении победителя является цена контракта. Так, весовое значение критерия «цена контракта» в конкурсе среди прочих составляет более 50%, поэтому на конкурсах зачастую побеждают те участники, которые предлагают наиболее низкую цену. В электронном аукционе отбор победителя происходит только по предложенной цене контракта, оценка квалификации участников не производится. Поэтому предложенные способы закупки подходят скорее под закупку типовых товаров и не являются эффективными при определении победителя для выполнения определенного вида работ, оказания определенных видов услуг (НИР, строительство, создание произведений литературы или искусства и др.).
    Во-вторых, законодательно отсутствует порог снижения начальной (максимальной) цены контракта — участник вправе понизить цену своего предложения вплоть до нуля. Заигравшись на электронном аукционе или максимально сбросив цену на конкурсе для того, чтобы «взять» контракт, поставщик, не желая работать себе в убыток, скорее всего, предоставит низкокачественный продукт, а эффект от такой экономии для заказчика будет сомнительным.
    Возможно, ФКС не решит всех проблем, связанных с качеством поставляемого товара, однако существенно ограничит возможность демпинга. Что для этого сделано?
    Первое. Кардинальным нововведением становится расширение способов закупок. Наряду с существующими способами появляются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Это сделано прежде всего для того, чтобы для отдельных товаров, работ и услуг оптимальным способом выбрать поставщика. Так, конкурс с ограниченным участием может быть проведен, когда объект закупки по причине его специализированного характера способно поставить ограниченное число поставщиков. Двухэтапный конкурс применим в целях проведения научных исследований, проектных работ, создания произведения литературы и др. Запрос предложений будет применяться при срочной потребности в объекте закупок или когда ранее проведенные процедуры закупок признаны несостоявшимися. При этом для отдельных товаров, работ и услуг Правительством РФ могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к участникам закупки: наличие финансовых и трудовых ресурсов, опыта работы и деловой репутации. Порядок оценки заявок, как в случае с Законом N 94-ФЗ, будет дополнительно определен Правительством РФ.
    Второе. Теме демпинга в ФКС посвящена ст. 35 «Отклонение заявок с демпинговой ценой». Теперь в том случае, если предложение участника содержит цену на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе своей заявки такой участник должен представить соответствующее обоснование предложенной цены, которым может быть расчет цены, гарантийное письмо от производителя, заключение саморегулируемой организации. При отсутствии такого обоснования участник закупки должен быть отклонен конкурсной комиссией, а при проведении закупок на выполнение НИР, НИОКР или технологических работ такие заявки отклоняются независимо от наличия обоснования.

    Исполнение контракта

    Немало проблем у заказчика существует и на этапе исполнения контракта. Рассмотрим типичный пример. Заказчик получил от поставщика по государственному контракту товар ненадлежащего качества. В том случае, если поставщик отказывается устранить недостатки товара, перед заказчиком встает выбор: осуществить приемку ненадлежащего товара (при этом потребности заказчика не будут удовлетворены), обратиться в суд с иском о расторжении контракта в одностороннем порядке (потеряв при этом время на судебную тяжбу и не получив заказанный товар в первоначально установленные сроки) или расторгнуть договор с поставщиком по обоюдному согласию (что на практике чаще всего невозможно по причине несогласия поставщика). Зачастую заказчик выбирает самый простой первый способ, жертвуя качеством товара. Но бывают случаи, когда невозможность расторжения контракта с неблагонадежным поставщиком приводит к негативным социальным последствиям, например в случае закупки продуктов питания для детских учреждений.
    Теперь в рамках ФКС существенным облегчением для заказчика станет возможность расторжения контракта с поставщиком в одностороннем порядке. Произвола быть не должно, так как случаи строго оговорены законопроектом: при поставках товара ненадлежащего качества либо некомплектного товара, при нарушении сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также при существенном нарушении условий исполнения контракта. Такая же возможность предоставлена и поставщику: расторжение контракта возможно при неоднократном нарушении заказчиком сроков оплаты товара, работ, услуг либо если заказчик не предоставил исходные материалы или не выполнил иные обязательства, которые привели к невозможности поставщика исполнить свое обязательство по контракту. Важным условием для расторжения контракта в одностороннем порядке является наличие такой возможности в документации об осуществлении закупки. Контракт будет считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления от другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора.

    Контрольная деятельность

    В качестве отдельного и самостоятельного процедурного блока ФКС стоит рассмотреть контрольную деятельность в отношении закупок, осуществляемую посредством аудита, надзора и двух видов контроля: со стороны федеральных органов власти и общественности.
    В последнее время с повышением политической активности граждан институт государственных закупок все чаще стал привлекать внимание общественности. Поэтому перевод взаимодействия с общественностью в урегулированные законодательством рамки является весьма актуальным для государства. В соответствии со ст. 4 законопроекта о ФКС общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчиков признаков состава преступления, а также подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ФКС. Данная норма усиливает ощущение публичности и общественной подотчетности деятельности заказчиков, однако механизм и порядок осуществления такого контроля остаются неясными.
    Аудиту, контролю и надзору, осуществляемыми федеральными органами власти, в ФКС посвящена отдельная гл. 2. В соответствии со ст. 90 законопроекта о ФКС аудит будут осуществлять Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, муниципальных образований и иные органы, уполномоченные законодательством РФ. Органы аудита будут анализировать обоснованность планирования закупок, эффективность осуществления закупок, влияние результатов закупок на достижение целей государственных программ РФ (программ субъектов РФ), федеральных и региональных целевых программ, а также других документов стратегического и программно-целевого планирования РФ и субъектов РФ.
    Контроль и надзор будут осуществлять федеральные органы исполнительной власти путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб заказчиков, уполномоченных органов, комиссий по осуществлению закупок, операторов электронных площадок и других лиц, участвующих в процедуре закупок.

    Требования к заказчику

    Применение норм ФКС требует наличия у заказчика определенных навыков. Поэтому ст. 9 законопроекта о ФКС устанавливает, что деятельность заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа и надзорного (контрольного) органа должна осуществляться преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок. Заказчики должны поддерживать уровень квалификации, в том числе путем проведения профессионального переобучения.
    Наряду с новыми полномочиями, возлагаемыми на заказчика, усиливается и его ответственность. Так, должностные лица заказчиков будут нести ответственность за результативность осуществления закупок и эффективность расходования бюджетных средств. Лица, виновные в нарушении законодательства о ФКС, будут нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Вступление закона в силу и переходные положения

    Статья 99 устанавливает срок вступления закона в силу — по истечении одного года со дня его официального опубликования. Такой срок вводится не случайно. Для начала существования ФКС как отдельной системы потребуется, по самым скромным оценкам экспертов, внести изменения в 11 федеральных законов, признать утратившими силу или изменить более 30, а также вновь разработать и принять не менее 15 нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.
    Переходными положениями (ст. 100) установлено, что закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены после его вступления в силу. До начала функционирования операторов электронных площадок, отобранных в соответствии с ФКС, электронные аукционы будут осуществляться на площадках, отобранных в соответствии с Законом N 94-ФЗ. До утверждения Правительством РФ дополнительных квалификационных требований к участникам закупки заказчики вправе устанавливать к таким участникам требования о наличии у них за последние пять лет опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по аналогичному контракту, стоимость которого составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится процедура закупок.

    Выводы

    Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее. Во-первых, процедуры закупок, в соответствии с ФКС, затрагивают теперь весь цикл работ, связанных с осуществлением закупок. Основными этапами являются планирование, размещение, исполнение и контроль. Упор в законопроекте сделан прежде всего не на экономию бюджетных средств, а на результат закупки, который должен быть напрямую связан с началом закупочного процесса — планированием.
    Во-вторых, законопроект о ФКС позволяет урегулировать многие положения, которые остались вне зоны внимания Закона N 94-ФЗ. Как отмечалось ранее, это планирование закупок, антидемпинговые меры, возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке и пр.
    В-третьих, несмотря на положительные аспекты данного законопроекта, нельзя забывать о том, что процедура перехода на новые условия торгов будет проходить длительно и, вероятно, болезненно как для заказчиков, так и для поставщиков. И тем и другим необходимо запастись терпением для того, чтобы изучить нормы нового законопроекта для успешного применения их на практике. Заказчикам также будет необходимо пройти профессиональное переобучение в целях повышения своей квалификации.
    В-четвертых, для того, чтобы привести в действие систему ФКС, требуется разработать и принять большое количество дополнительных нормативных правовых актов и внести правки в уже имеющиеся документы. Без своевременного разрешения этой задачи переход к ФКС будет невозможен.
    Остается надеяться, что все положительные аспекты законопроекта о ФКС будут применимы на практике, а все неурегулированные положения разъяснены на законодательном уровне в кратчайшие сроки.

    Перспективы развития контрактной системы закупок

    Порядок госзакупок следует изменить

    Для начала отметим, что необходимость реформирования системы госзакупок вызвана объективными причинами и нормальной логикой развития государства. Так как в действующей системе закупок совершенно очевиден ряд проблем, которые невозможно решить «косметическими» корректировками законодательства. К таким проблемам относятся:

    • неполнота правового регулирования процесса закупок (урегулированы только вопросы размещения заказа);
    • отсутствие контроля планов закупок, открывающее возможности для осуществления закупок, не отвечающих интересам общества и государства;
    • отсутствие ответственности заказчика за результат;
    • неприспособленность действующего законодательства для проведения конкурентных процедур в области науки и культуры;
    • увеличение количества контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то есть без проведения каких-либо конкурентных процедур;
    • демпинг и незащищенность заказчиков от недобросовестных поставщиков и фирм-однодневок.

    Эти проблемы активно обсуждались и в предыдущие годы, и необходимость совершенствования системы госзакупок была зафиксирована в распоряжении Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года». В развитие этого распоряжения был принят План разработки проектов нормативно правовых актов по вопросам планирования и исполнения госзаказа (утвержден председателем Правительства РФ 12 января 2011 года). Исходя из того, что половина основных мероприятий, предусмотренных распоряжением, выполнена, можно с уверенностью сказать, что федеральная контрактная система в России будет создана независимо от того, какой из ныне существующих подходов к ее формированию будет взят за основу и реализован.

    Построение контрактной системы зависит от выбранного подхода

    Теперь разберемся, что же представляет из себя федеральная контрактная система (ФКС). По сути, это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществления закупок товаров, работ и услуг; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

    Надо признать, что ничего революционного и инновационного в создании такой системы нет. Во всех экономически развитых странах подобные системы есть и функционируют уже многие десятилетия. Есть разные подходы и местные нюансы, но необходимость четкой и эффективной регламентации всех этапов удовлетворения государственных нужд очевидна и нигде не оспаривается.

    Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что необходимость четкой регламентации всех стадий государственных закупок в России никем не оспаривается, но в настоящее время существует два принципиально разных видения в подходах к построению ФКС. Одно из них нашло отражение в законопроекте «О федеральной контрактной системе», подготовленном в Минэкономразвития России, другое видение – в документах по развитию системы госзакупок, инициируемых ФАС России. Постараемся кратко и комплексно рассмотреть каждый из этих подходов.

    Концептуальные подходы Минэкономразвития России

    Законопроект «О федеральной контрактной системе» – очень объемный документ и возможно будет еще неоднократно меняться в ходе согласования в правительстве и прохождения через Госдуму, поэтому мы рассмотрим только основные концептуальные моменты этого подхода и его отличия от видения развития госзакупок ФАС России.

    Итак, принципами ФКС с точки зрения Минэкономразвития являются:

    • открытость (прозрачность) федеральной контрактной системы (в том числе усиление общественного контроля);
    • конкуренция в федеральной контрактной системе;
    • профессионализм заказчика (закупки должны проводиться на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками);
    • создание контрактной службы заказчика;
    • единство федеральной контрактной системы;
    • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

    Усилится общественный контроль за закупками

    В рамках создаваемой ФКС предполагается усиление контроля и введение помимо государственного общественного контроля. Это безвозмездная деятельность общественных объединений граждан и юридических лиц и создание Совета по федеральной контрактной системе при Правительстве РФ.

    В Совет по ФКС при Правительстве РФ входят представители уполномоченных органов, контрольных органов, органов власти, общественных объединений, а также представители общественных объединений, которые составляют простое большинство членов Совета.

    В круг контрольных полномочий общественных объединений граждан и юридических лиц входят подготовка предложений по совершенствованию законодательства о ФКС, запрос информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов у заказчиков, независимый общественный мониторинг и информирование контрольных органов о фактах нарушений законодательства.

    Также данный орган подготавливает предложения по развитию федеральной контрактной системы, рассматривает результаты общественного контроля. Положение и порядок его деятельности утверждаются Правительством РФ, при этом государственные органы, органы местного самоуправления, заказчики обязаны взаимодействовать с Советом.

    Вводится контрактная служба заказчика

    В рамках подхода к профессионализации госзакупок предполагается также формирование специальных самостоятельных структурных подразделений заказчиков (департамента, главного управления, управления, отдела) для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок. Такие подразделения будут называться «контрактная служба заказчика».

    Контрактная служба заказчика будет действовать в соответствии с положением (регламентом), при этом типовое положение (регламент) утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Подобная служба будет участвовать в подготовке плана обеспечения государственных и муниципальных нужд, разрабатывать план-график закупок, осуществлять закупки, в том числе обеспечивать заключение и исполнение контракта, а также принимать его результаты. Это же подразделение участвует в обжаловании и ведет претензионную работу.

    Именно контрактная служба заказчика при необходимости проводит на стадии планирования консультации с поставщиками с целью определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках продукции, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд.

    При заключении контракта из числа сотрудников контрактной службы заказчика назначается должностное лицо, ответственное за исполнение этого контракта, – контрактный офицер.

    Ужесточен процесс планирования закупок

    Новацией законопроекта «О федеральной контрактной системе» также является установление более жестких требований и более полная регламентация процесса прогнозирования и планирования в госзакупках. В частности, предполагается создание трехуровневой системы.

    Верхним уровнем является разработка сводного прогноза закупок, который будет? частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (5 лет). Он разрабатывается Минэкономразвития России.

    Следующим уровнем станет план закупок, являющийся, по сути, реестром государственных нужд (потребностей) и содержащий номенклатуру и объем товаров, работ, услуг в разрезе государственных услуг, функций, мероприятий государственных программ на очередной год и плановый период (до 3 лет). План закупок разрабатывается органами исполнительной власти (главными распорядителями бюджетных средств).

    Нижним уровнем системы является построение плана-графика закупок, который является графиком размещения заказов, содержит основные даты закупки и исполнения контракта на очередной год (1 год).

    Планы-графики разрабатываются заказчиками, причем регламентировано, что корректировка этого документа возможна только в строго ограниченных случаях.

    Установлены минимальные требования к закупаемым товарам

    Еще одной новацией законопроекта является введение понятия нормирования, то есть установление минимально достаточных требований к товарам, работам, услугам.

    Минимально достаточные требования – это требования, которые обеспечивают приобретение достаточных по количеству и качеству товаров, работ, услуг, потребительские свойства которых позволяют достичь полного удовлетворения государственной или муниципальной нужды, но не приводят к закупкам товаров, являющихся предметом роскоши либо категории «люкс».

    Также регламентировано, что правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления о нормировании размещаются в единой информационной системе, за исключением тех органов, деятельность которых связана с обеспечением обороны и безопасности, а также правоохранительной деятельностью. Правительство РФ может определить требования к порядку разработки и принятию правовых актов о нормировании, установить дополнительные требования к их содержанию и обеспечению.

    Изменятся способы размещения заказов

    Новшества в системе госзакупок коснутся и способов размещения государственных и муниципальных заказов. В законопроекте перечислены:

    1) открытый конкурс (в тот числе с предквалификацией, двухэтапный конкурс);
    2) электронный аукцион;
    3) запрос котировок;
    4) запрос предложений;
    5) закрытые способы;
    6) из единственного источника.

    Возможны также совместные и централизованные закупки (через уполномоченный либо через специализированный орган). Сохранилась обязанность заказчиков проводить закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 процентов от годового объема закупок, при этом максимальный размер не ограничен.

    Отличительными особенностями нового регламента проведения процедуры конкурса являются иные критерии и значимость. Причем цена и расходы на эксплуатацию и ремонт товара должны будут составлять не менее 50 процентов от суммы значимости всех критериев оценки.

    Изменения предполагаются и в других моментах этапа размещения заказов. В частности, это коснется отмены процедур закупки.

    В случае принятия новых норм отменить процедуру возможно будет до вскрытия конвертов с заявками (предложениями) участников или подачи заявки на участие в электронном аукционе.

    Также это допускается после вскрытия конвертов с заявками (предложениями) участников процедур закупок и до заключения контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

    Требования к участникам закупки будут жестче

    Планируется, что к числу таких требований относятся:

    1) лицензии, допуски, государственная аккредитация и прочее;
    2) участники процедур закупок должны быть правомочны заключать контракт;
    3) непроведение ликвидации;
    4) неприостановление деятельности;
    5) отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
    6) отсутствие сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков;
    7) отсутствие у участника процедуры закупки (руководителя, главного бухгалтера) либо судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью, или предоставления заведомо ложных или недостоверных сведений, а также применения в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации;
    8) обладание участниками процедур закупок исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

    Обратите внимание, Правительство РФ вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам.

    К числу дополнительных единых требований относятся: наличие необходимой профессиональной квалификации; наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта; управленческая компетентность; опыт и деловая репутация; трудовые ресурсы для исполнения контракта.

    Уточнены подходы и правила составления техзаданий

    Регламентируется, что описание предмета закупок должно носить объективный характер, причем указываются предусмотренные планом-графиком функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупок.

    Указание на товарный знак в технических заданиях не допускается, за исключением случаев, когда не имеется другого достаточно точного или четкого способа описания характеристик (при этом должны быть указаны слова «или эквивалент»). При составлении технических заданий должны использоваться стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся характеристик объекта закупок. Кроме того, в состав технических заданий могут включаться спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и прочее. При составлении технических заданий на закупку лекарственных средств используются только указания на международные непатентованные наименования. Исключение делается только при закупках лекарств, вошедших в специальный перечень.

    В отличие от действующего законодательства в законопроекте предусмотрены специальные антидемпинговые меры. Так, при снижении участником цены на 25 процентов и более:

    • в конкурсе, запросе котировок участник должен представить расчет цены контракта и ее обоснование;
    • при проведении электронного аукциона – автоматическое завершение и признание несостоявшимся. После признания такого аукциона несостоявшимся возможно провести укороченную процедуру – запрос предложений.

    Отсутствие обоснования либо вывод заказчика о невозможности участником исполнить контракт влекут за собой отклонение заявки.

    Нюансы вступления в силу законодательных норм

    Еще один важный момент законопроекта – срок и порядок его вступления в силу. В законопроекте указано, что закон вступит в силу по истечении года после дня его официального опубликования. Причем со дня его вступления в силу признается утратившим силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Это очень важная оговорка, которая означает, что у всех заказчиков будет целый год на изучение норм закона и подготовку к его правоприменению на практике.

    Концептуальные подходы ФАС России

    Общий концептуальный подход ФАС России по переходу к федеральной контрактной системе – это последовательное эволюционное изменение и совершенствование действующей нормативной базы. Изменения должны коснуться Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, Гражданского и Бюджетного кодексов РФ.

    Первоочередными направлениями реформирования, предлагаемыми ФАС России, являются централизация закупок и уточнения, касающиеся заключаемых по итогам процедур размещения заказов контрактов. В частности, планируется централизация закупок через уполномоченные органы. При новых подходах они будут организовывать планирование; проверять обоснование начальной (максимальной) цены контракта; формировать требования к закупаемым товарам, работам или услугам; осуществлять проведение процедур размещения заказов; участвовать в процедуре заключения контрактов; осуществлять организацию контроля исполнения контрактов и анализ результатов их исполнения.

    Предполагается, что заказчики будут размещать заказы самостоятельно только в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

    В отношении контрактов предлагаются следующие коррективы.

    Так, если в контракте предусмотрены этапы, то оплата по контракту должна подразумевать этапность. Оплата по контракту возможна только при наличии в реестре контрактов сведений и документов, подлежащих включению в указанный реестр на момент оплаты. Срок оплаты по контрактам не должен превышать 15 дней со дня подписания актов сдачи-приемки. Планируется, что формировать сметы и спецификации должен заказчик (через понижающий коэффициент). Запрет на установление ограничений по привлечению соисполнителей. Должна быть предусмотрена возможность расторжения контракта через специальную комиссию. Нормативно закрепить обязательность использования типовых форм при заключении контрактов. Приемка результатов по контрактам должна осуществляться комиссией, состоящей не менее чем из трех человек. При затребовании допуска СРО по организации строительства введение запрета на требование лицензии на монтаж пожарной сигнализации и вывоз отходов I-IV классов опасности.

    Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, e.budgetnik.ru.

    »

    Это интересно:  Налог при продаже валюты в 2020 году
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector