Прием на работу лиц, имеющих судимость

Хотя судимость не может являться законной причиной для отказа в трудоустройстве, на практике часто получается наоборот. Как устроиться на работу с судимостью и на какие сферы занятости обратить внимание?

Черная метка

Если в прошлом у потенциального кандидата на должность была судимость по УК РФ, но свою повинность он оплатил сполна и освободился от наказания, то с юридической точки зрения он приравнивается к ранее несудимому. То есть никаких плачевных последствий от этой ситуации чисто технически ожидать не стоит. Однако нельзя забывать о человеческом факторе: ведь судимость для многих – это клеймо на всю жизнь.

Даже если вы исправились и ведете честный образ жизни, скрыть ранее зафиксированную судимость вряд ли удастся. Более того, нелицеприятные подробности могут всплыть наружу в самый неподходящий момент – например, при устройстве на любую должность. Можно ли устроиться на работу, имея судимость? В принципе, да, но велик и шанс отказа. Причем даже без логических причин или в весьма завуалированной форме.

Что нужно знать о том, как устроиться на работу с судимостью? Здесь ваш козырь – юридическая подкованность. При заключении любого трудового договора существуют гарантии, установленные на законодательном уровне. Дискриминировать работников по критериям, никак не связанным с их деловыми качествами, запрещено. А значит, если вам отказали в работе при наличии судимости, то ограничили ваши права. Всем тем, кого постигла такая неприятность, советуем попробовать оспорить ничем не подкрепленный отказ работодателя.

Нюансы выбора должности

Правда, есть случаи, когда наличие судимости действительно станет серьезным препятствием. Поэтому нужно знать, на какую работу можно устроиться с судимостью, а на какую – лучше и не пытаться.

Согласно Конституции нашей страны, свободное право на труд имеет каждый человек. Однако определенные должности налагают ограничения, и лица, запятнавшие свою репутацию в уголовном плане, претендовать на них никак не могут. Как раз такой запрет, регулируемый на законодательном уровне, является окончательным и безоговорочным препятствием к трудоустройству на желаемую должность. В любом другом случае отказать в приеме на работу не имеют права. Ведь наказание уже отбыто, а значит, человек юридически «чист».

Кем нельзя стать при условии бывшей судимости?

  • Работником прокуратуры, адвокатуры и судебных органов.
  • Военнослужащим и работником ФСБ.
  • Таможенником.
  • Служащим авиационных сил.
  • Аудитором.
  • Педагогом.
  • Депутатом, членом государственной комиссии.
  • Президентом.

Мы привели лишь основные позиции. На самом деле в этом списке имеются многие другие профессии. Например, специалистам в сфере охраны, банковского дела или кредитования можно ли устроиться на работу с судимостью? Скорее всего, нет.

Как видите, прошлая судимость (хорошо, если снятая, а ведь бывает и иначе) накладывает ограничения в выборе будущей профессии. Само собой, в государственные структуры устроиться, скорее всего, не удастся – начальство побоится накладывать на работника с судимостью такую высокую ответственность. Да и доверия к нему будет гораздо меньше, чем к лицу без уголовного прошлого.

Не все так просто

С одной стороны все логично и понятно. Но ведь с человеческой точки зрения бывших судимых понять можно. Среди них много таких, которые раскаялись и в буквальном смысле начали новую жизнь. А что уж говорить о тех, которые стали жертвой банального наговора или судебной ошибки?

Вот почему по данному направлению на законодательном уровне ведется работа по непрерывному совершенствованию ситуации. Положение амнистированных стараются улучшить, а для судимых несколько лет назад по статьям, сегодня получившим упразднение, действуют свои поблажки.

Да и выбор вакансий на современном рынке трудоустройства настолько велик, что, к счастью, есть возможность обратиться не только в полицию или таможню. Поэтому при желании устроиться на работу, имея судимость, вполне реально.

Погашение и досрочное снятие судимости

Можно ли устроиться на работу с судимостью? Как видим, в большинстве случаев уголовное прошлое является серьезной проблемой на пути к заветному рабочему месту. Однако у осужденных лиц есть возможность досрочного снятия судимости в судебном порядке. Здесь решающим фактором для суда станет ваша незапятнанная репутация после выхода из мест лишения свободы и безупречное поведение. Поэтому соберите все требуемые доказательства, и шансы на успех возрастут.

Конкретных указаний о том, как устроиться на работу с судимостью, закон не дает. Кроме того, он не определяет, какой конкретно срок должен пройти после того, как человек отбыл наказание. Но обратиться в высшие инстанции с просьбой о снятии судимости – ваше неоспоримое право. К ходатайству следует приложить подтверждения вашего законного образа жизни и нравственного поведения – постарайтесь собрать как можно больше, ведь это напрямую влияет на решение суда.

Доказательная база

  • Характеристика по месту жительства.
  • Справка с работы.
  • Справка из полиции о том, что вы не привлекались ни к какой ответственности.

Если решение суд все же вынесет не в вашу пользу, можно обратиться повторно. Правда, не раньше, чем через год после предыдущего судебного постановления.

Погасить судимость вам могут по истечении определенного срока, указанного в Уголовном Кодексе. Здесь все индивидуально и зависит от тяжести преступления. После чего вы сможете устроиться на работу с погашенной судимостью и чистой совестью. Если же наказание было назначено условно, погашение его происходит после окончания испытательного срока, установленного судом.

Справка о судимости: имеют ли право требовать

Сегодня Трудовым кодексом строго регламентирован список документов, которые следует предъявить при приеме на работу и заключении договора. Среди них и доказательство наличия или отсутствия факта уголовного преследования, проще говоря, справка о судимости/несудимости. Правда, обязательным к предъявлению данный документ будет лишь при приеме на работу, связанной с деятельностью, подобной указанным выше. Остальные работодатели данную справку не требуют. И устроится на работу после судимости будет проще простого.

Более того, если вы претендуете на вакансию, для которой законодательные ограничения относительно судимости никак не действуют, требование работодателя принести справку можно считать незаконным. Если вас коснулась подобная ситуация, можете смело жаловаться в РосТруд. Работодателя могут наказать за нарушение ваших трудовых прав.

Как и куда обращаться за справкой о судимости

Пойти можно не только в МВД по месту прописки, но и в Многофункциональный центр. Или же зайти на сайт Госуслуги, оформив заявку через интернет. В последнем случае на электронную почту придет письмо с указанием даты приема.

Вот какие документы требуются для предоставления данной справки:

  • Заявление, бланк которого вам выдадут прямо в отделении. Здесь указываются также ваши личные данные.
  • Копия паспорта.

Как видите, список документов минимален. Важный нюанс: подавать заявление может только сам гражданин лично. Ну и, разумеется, заполнять его нужно грамотно и без ошибок.

В идеале справку вам должны выдать не позднее, чем через 30 дней. Процесс может растянуться и на два месяца, но только при наличии веских оснований.

Лучше горькая правда

Бывает и так, что справку от вас никто не требует, однако, в анкете, которую необходимо заполнить, есть пункт о судимости. Стоит ли писать нелицеприятную правду? Здесь есть важный нюанс. Вы можете смело указывать «судимости не имею», но лишь в том случае, если ее действительно сняли. Ведь согласно 86 статье, никаких правовых последствий ваше прошлое более не имеет. То же самое касается и тех, кто задается вопросом, как устроиться на работу с условной судимостью.

Стоит также понимать: если работа никак не связана с деятельностью, включающей в себя ограничения лицам с судимостью, анкета эта, мягко говоря, неправомерна. Другими словами, ее изобрел сам работодатель. Так что даже если вы укажете, что не имеете судимости, а впоследствии всплывет факт, что она у вас была в прошлом, уволить или наказать за неверные данные невозможно.

У многих работодателей имеется свободный доступ к данным МВД, в том числе, и к закрытой информации о лично вашем уголовном преследовании. Конечно, доступ этот не совсем законный и считается неформальным средством отбора на работу. Но при желании получить данные о наличии или отсутствии у вас судимости вполне возможно. Так что скрывать их или честно рассказать все, как есть, – решать вам.

По закону, отказать в работе после получения информации о судимости потенциального кандидата, нельзя. Но тем не менее, часто так и происходит, причем без объяснения реальных причин.

Что делать?

Если вы получили отказ в трудоустройстве и подозреваете, что он связан с судимостью в прошлом, постарайтесь не зацикливаться на этом. Еще раз проанализируйте результаты проведенного собеседования: возможно, причиной стал недостаток опыта, квалификации или все-таки отсутствие у вас необходимых качеств? Если есть сомнения, увы – отказ работодателя вполне правомерный и оспариванию не подлежит.

Уверены, что получили отказ именно из-за «темного прошлого»? Бывает, что работодатель так и говорит – вы не приняты на работу из-за наличия судимости. В этом и подобных случаях можно попытаться обжаловать результат. Вот как это можно сделать.

  • Записать на диктофон причину отказа в трудоустройстве, озвученную работодателем. Если при этом речь идет об ущемлении ваших законных прав, то допустимо вести запись без его разрешения. Впоследствии это доказательство вы сможете предъявить в суде и доказать факт дискриминации.
  • Попросить работодателя предоставить в письменном виде причины отказа в приеме на работу. Не исключено, что правды вам никто не скажет, однако, может случиться и так, что причиной действительно станет прошлая судимость. Это тоже сыграет вам на пользу и послужит доказательством в судебных разбирательствах.
  • Если вы просто идеальный кандидат для данной должности, обладаете всеми требуемыми навыками и достаточным уровнем квалификации, но вам предпочли менее опытного работника без судимости – будет несложно доказать наличие дискриминации.

Если судимость была у родственников

Не только судимость кандидата на должность может стать отказом в приеме на работу. Часто проверяют не только его самого, но родственников перед тем, как устроиться на работу. С судимостью, само собой, шансы на положительное решение снижаются. Стоит ли говорить о том, что данная ситуация тоже незаконна. Однако встречается она сплошь и рядом.

Куда устроиться на работу с судимостью, если она имеет место у близких родственников? В первую очередь невозможно будет получить должность в некоторых структурах. Это касается оборонных ведомств, государственных и силовых органов. Но и здесь не все потеряно: ведь всегда можно, что называется, «зайти через заднюю дверь». То есть попробовать устроиться на мелкую должность, где требования к кандидатам не столь жесткие. А потом все зависит от вас: вполне возможно быстрое продвижение по карьерной лестнице, демонстрация своих качеств с положительной стороны.

Главное – не отчаиваться!

На различных форумах и в соцсетях на вопрос о том, возможно ли устроиться на работу с судимостью, чаще всего люди отвечают отрицательно. Более того, есть масса плачевных историй о том, как люди, ранее имевшие проблемы с законом, остаются без средств к существованию. Во многих случаях это заканчивается повторным правонарушением.

Но ситуация эта вовсе не безвыходная. Скорее всего, в вашем городе имеется центр занятости для безработных или агентство по трудоустройству, в которое и нужно обратиться. Там вам не только подскажут, куда устроиться на работу с судимостью, но и окажут консультационную помощь.

Уместным будет и обращение в социальный центр, который предоставляет различного рода услуги адаптации лицам после отбытия срока в местах лишения свободы. Например, здесь вам окажут правовую поддержку и даже помогут поменять квалификацию с целью трудоустройства на более выгодную вакансию.

Наличие судимости как препятствие для выполнения трудовой функции

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 11

НАЛИЧИЕ СУДИМОСТИ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ

Статья посвящена проблеме ограничений на занятие определенными видами деятельности для лиц, имеющих (имевших) судимость, подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию.

Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ в трудовое законодательство России были внесены изменения, не сразу замеченные большинством россиян (Закон был опубликован в «Российской газете» 27.12.2010, вступил в силу 07.01.2011), но при этом создавшие впоследствии очень непростую правоприменительную практику.

Речь идет о появлении в ст. 65 ТК РФ указания на предъявление при заключении трудового договора еще одного документа — справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Деятельность, требующая справки.

Данная справка должна предъявляться только при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Надо отметить, что справка о наличии либо отсутствии судимости предъявлялась при приеме на некоторые виды работ и до появления соответствующего указания в ТК РФ.

Так, например, ст. 52 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что на должности авиационного персонала (к авиационному персоналу относятся работники, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения) не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Не допускаются к работе, связанной с использованием наркотических средств и психотропных веществ, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ред. от 01.03.2012).

Это интересно:  Совмещение должностей (профессий) в одной организации

В еще не вступившем в силу Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в ст. 7, предусмотрено, что в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, не могут иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Все связанные с наличием судимости ограничения при приеме на работу, а также вытекающее из них требование предъявления дополнительного документа при заключении трудового договора перекликаются с положениями ч. 2 ст. 65 ТК РФ, согласно которой в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Появление изменений в списке предъявляемых при заключении трудового договора документов обусловлено в первую очередь тем фактом, что Федеральным законом N 387-ФЗ в ТК РФ была введена ст. 351.1, согласно которой к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Здесь надо уточнить, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления; оно начинается стадией возбуждения уголовного дела, затем следует расследование дела, завершается уголовное преследование судебным разбирательством.

Уголовное преследование может быть прекращено по различным основаниям на любой его стадии. При этом реабилитирующими основаниями для прекращения уголовного преследования в первую очередь необходимо признать отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления и установления непричастности подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления [1].

Для педагогических работников наличие судимости и ранее являлось препятствием для поступления на работу — согласно ст. 331 ТК РФ лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не допускались к педагогической деятельности.

Снятие и погашение судимости: не все так однозначно

7 января 2011 г. ч. 2 ст. 331 ТК РФ также была изменена — запрет на занятие педагогической деятельностью был установлен для лиц, имеющих или имевших судимости, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

И здесь сразу проявилось существенное отличие — если раньше учитывалась только неснятая или непогашенная судимость, то отныне формулировка «имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию» [выделено авт.] однозначно и пожизненно прекратило доступ к профессии всем лицам, которые раньше в силу снятия или погашения судимости могли заниматься педагогической деятельностью (хотя при этом, согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, то есть после снятия или погашения судимости лицо должно считаться несудимым).

Тут также надо уточнить, что согласно ст. 86 УК РФ судимость погашается по истечении определенного срока после отбытия или исполнения наказания (данный срок составляет от одного года до 8 лет в зависимости от вида наказания и тяжести совершенного преступления), а при условном осуждении — по истечении испытательного срока.

Снятие судимости осуществляется в судебном порядке при безупречном поведении осужденного до истечения срока погашения судимости по его ходатайству либо в несудебном порядке актом амнистии или помилования.

Таким образом, в настоящее время наличие судимости или факта уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности создает непреодолимое препятствие для лиц, желающих заниматься трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

А для педагогов запрет по-прежнему шире — учитывается неснятая (непогашенная) судимость не только за перечисленные, но и за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Частные вопросы по кругу лиц.

Необходимость предъявления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования порождает ряд вопросов. В первую очередь — по кругу лиц, на которых возлагается обязанность предъявлять указанную справку.

Так, нуждается в уточнении, какая именно трудовая деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних имеется в виду.

В частности, можно ли принять на работу в детскую поликлинику санитарку, не спрашивая у нее справку о судимости? И нужно ли получать подобные справки от всех работников взрослой поликлиники, где обслуживаются подростки?

Должен ли представлять такую справку гражданин, решивший поработать дворником в школе, — ведь он не будет непосредственно контактировать с несовершеннолетними? Наконец, должны ли приносить справку об отсутствии судимости артисты цирка, гримеры, бутафоры и музыканты оркестра — ведь во многих представлениях заняты несовершеннолетние артисты? А если судимость имеет руководитель циркового номера (и по совместительству — глава семейства)?

Ведь в этом случае номер должен быть закрыт, а все артисты, включая несовершеннолетних, уволены (при этом несовершеннолетние — с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав — ст. 269 ТК РФ) и сидеть дома все с тем же имеющим судимость родственником, с которым им нельзя работать вместе. Однозначного ответа на данные вопросы законодатель не дает. Однако попытки найти решение все-таки предпринимаются.

Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ, которым были внесены перечисленные выше изменения в ТК РФ, были также внесены изменения в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно новой редакции данного Закона, в случае если физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ, при государственной регистрации данного физического лица в качестве индивидуального предпринимателя помимо прочих необходимых документов в регистрирующий орган представляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 N 285 Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, в числе прочих видов деятельности включено образование (дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, начальное профессиональное, а также обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования), деятельность лечебных учреждений, учреждений скорой медицинской помощи, различные виды зрелищно-развлекательной деятельности, деятельность в области культуры и спорта.

Однако данный Перечень утвержден для лиц, регистрируемых в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющих соответствующие виды деятельности. Специальных указаний, сужающих круг лиц, для которых требуется представление справок о судимости при заключении трудового договора в определенных сферах деятельности, законодательство не содержит.

В этой связи небезынтересным может показаться Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2011 N 23-2/10/2-4424, в котором рекомендовано учитывать названный Перечень при направлении граждан и безработных граждан на постоянные и временные рабочие места в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних в рамках оказания соответствующих государственных услуг в области содействия занятости населения, с тем чтобы не допустить трудоустройства в данной сфере лиц, имеющих судимость и (или) факт уголовного преследования. Но так как Письмо не является нормативно-правовым актом и представляет собой образец толкования нормы права должностным лицом органа исполнительной власти, возможности его применения на практике весьма ограниченны.

Но в самом Законе не содержится оснований для подобного сужения круга лиц, предъявляющих справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования при заключении трудового договора, следовательно, не может быть признана бесспорной и высказанная Рострудом точка зрения. Также возникает вопрос о необходимости предъявления справки лицами, занимающимися трудовой деятельностью в соответствующих сферах и приступившими к работе до вступления в силу соответствующих изменений в законодательстве.

Учитывая, что необходимость предъявления справки упоминается только в ст. 65 ТК РФ и связана с заключением трудового договора, требовать указанную справку с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не управомочен.

Тем не менее практика показывает, что работодателей обязывают получать от работников соответствующие документы.

Пример. Так, в Орловской области прокуратура Краснозоренского района выиграла ряд исков к местным школам, через суд обязав их руководство организовать сбор данных об отсутствии погашенной и непогашенной судимостей у работников [2].

Есть и другая точка зрения, основанная на буквальном толковании закона — единственная законная возможность у работодателя получить с работника справку об отсутствии судимости существует только при заключении трудового договора, что позволяет говорить о правовом тупике и, несомненно, требует внимания законодателя [3].

Порядок получения справки и проблемы трудоустройства

Подробно об этом читайте в следующих номерах журнала «Кадровик», тетради «Кадровое делопроизводство».

В настоящее время порядок получения справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования определен Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Работодатели, не относящиеся к имеющим соответствующее право государственным или муниципальным органам, не могут получать сведения о наличии судимости работников иначе, нежели как от самих работников. Государственные и муниципальные учреждения могут получать справки об отсутствии у своих работников судимости списком — через администрацию муниципального образования, которое, в свою очередь, уже вправе обращаться с запросом в ГУВД.

Однако стоит помнить, что от каждого работника в таком случае требуется письменное согласие на обработку его персональных данных (заверенное государственным или муниципальным органом), — в противном случае последует отказ в выдаче справки.

В связи с достаточно долгим сроком подготовки документа трудоустройство является процессом длительным, и в настоящее время работодатель, осуществляющий деятельность в сфере, например, медицинского обеспечения несовершеннолетних, не может быстро закрыть неожиданно образовавшуюся вакансию — даже в случае подбора подходящего работника может потребоваться более месяца для получения им справки об отсутствии судимости.

И здесь встает не просто проблема нарушения непрерывности процесса производства, речь может пойти об угрозе жизни и нормальным жизненным условиям части населения. Так, невозможность приема на работу хирурга или врача-инфекциониста в районную больницу в связи с отсутствием у них в конкретный момент времени справки об отсутствии судимости может закончиться трагедией.

В сельской местности, где всегда остро стоит проблема трудовых ресурсов, порой заменить учителя с судимостью некем — других просто нет [3]. В некоторых населенных пунктах найти подходящего кандидата на вакансию, обладающего надлежащими деловыми качествами и к тому же не имеющего в прошлом судимости и (или) факта уголовного преследования, не просто сложно — фактически невозможно. Законодателю необходимо обратить внимание на отсутствие правовых механизмов, позволяющих решать подобные проблемы.

Стоит иметь в виду, что в настоящее время справка выдается заявителю в количестве не более двух подлинных экземпляров, поэтому одновременное трудоустройство более чем в две организации, прием на работу в которые требует предъявления подобной справки, может быть сопряжено с определенными затруднениями. Случаются и перегибы — в ряде организаций требовали от работников справки об отсутствии судимости при приеме на работу по внутреннему совместительству.

Но это скорее исключение из правила, к сожалению, приходится признать, что работодатели в большинстве своем халатно относятся к соблюдению требования об обязательном предъявлении справки и даже пытаются обойти его, заключая трудовые договоры с условием об испытании либо на определенный срок, ошибочно полагая, что в этом случае предъявления работником справки не требуется.

Это интересно:  Субсидия молодому специалисту на жилье в 2019 году

В то же время необходимо отметить, что в ст. 65 ТК РФ говорится о предъявлении документов (в том числе справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования) при заключении трудового договора. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, глагол «предъявлять» означает в первую очередь «являть, показывать», в то время как практика придала ему в контексте процедуры приема на работу значение «отдавать работодателю».

Таким образом, работодатель не вправе забирать справку о наличии (отсутствии) судимости у работника, а лишь может снять с нее копию и, заверив ее, поместить в личное дело работника. Однако копия справки вместо оригинала не вызывает одобрения у контролирующих органов, что заставляет работодателей все же требовать оставления работником оригинала справки в документах работодателя.

Более того, при прекращении трудового договора такая справка не возвращается работнику, а остается в архиве организации, в то время как работник вполне мог бы воспользоваться данной справкой при новом трудоустройстве.

Дело в том, что действующее законодательство не содержит указаний на срок действия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, — и работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора, опираясь на «несвежесть» справки.

Здесь скорее уместно говорить об актуальности содержащихся в справке сведений — в случае выявления факта предъявления неактуальной справки работодатель вправе применить к работнику предусмотренные законом меры, — в подобной ситуации это будет увольнение.

Основания прекращения трудового договора

Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ в ТК РФ также были внесены дополнительные основания прекращения трудового договора, связанные с наличием у работника судимости и (или) факта уголовного преследования. Часть 1 ст. 84 ТК РФ была дополнена новым абз. 6 следующего содержания: «заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

В порядке, предусмотренном ст. 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, — в связи с нарушением установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Необходимость применения данной нормы может возникнуть в ситуации, когда трудовой договор на выполнение работы, связанной с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, был заключен с лицом, имеющим (имевшим) судимость или подвергающимся (подвергавшимся) уголовному преследованию.

Такое может случиться либо по вине работодателя, не запросившего с работника предъявления справки, либо по вине работника, предъявившего справку об отсутствии судимости, не соответствующую фактическим обстоятельствам.

Несмотря на то что и в том и в другом случае трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в порядке, предусмотренном ст. 84 ТК РФ, последствия все же различаются. Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работодателя, работник при увольнении получит выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае вины работника пособие ему выплачиваться не будет.

Что же касается обязанности работодателя при нарушении установленных правил заключения трудового договора не по вине работника предлагать ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), то, по нашему мнению, если организация осуществляет деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, другой работы работнику, имеющему судимость, предложено быть не может.

Если же наличие судимости является препятствием для осуществления трудовой деятельности по конкретной профессии в сфере, не связанной с несовершеннолетними, то при отсутствии вины работника в нарушении правил заключения трудового договора работодатель обязан предложить ему другую работу в организации.

Стоит помнить, что в случае предъявления подложной справки о наличии (отсутствии) судимости трудовой договор расторгается по иному основанию — п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с представлением работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора [4].

Кроме того, ч. 1 ст. 83 ТК РФ была дополнена п. 13: «возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности». По данному основанию трудовой договор прекращается, если судимость возникает уже после приема на работу, в процессе осуществления трудовой деятельности.

Возникает вопрос, как уволить работника, заключившего трудовой договор до 07.01.2011, осуществляющего трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и уже имевшего судимость (подвергавшегося уголовному преследованию) на момент заключения трудового договора?

Многие специалисты ссылаются на ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В то же время необходимо признать, что внесенные в законодательство изменения не устанавливают меры дополнительной ответственности совершивших преступление лиц, а призваны защитить несовершеннолетних, следовательно, формула «закон обратной силы не имеет» в данном случае не подлежит применению.

Определенную точку в споре поставил Верховный Суд РФ, который, давая разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, однозначно указал, что «трудовые отношения, возникшие до 07.01.2011 с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору» [5].

Все же считаем необходимым отметить, что лексическое значение слова «возникновение» Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова определяет как «начало чего-нибудь, появление, зарождение», что в применении к рассматриваемой ситуации должно означать, что судимость возникла у работника уже после заключения трудового договора.

В случае же, если у лица, заключившего трудовой договор до 07.01.2011 и осуществляющего деятельность, связанную с определенными ограничениями, на момент приема на работу уже была судимость, более уместной была бы такая формулировка увольнения, как «наличие установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору».

1. Кибальник А. Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция. 2000. N 8. С. 35.

2. Арсеньев П. В Орловской области учителей проверят на наличие судимостей // Интернет-портал «Российской газеты». 27.04.2012. [Электронный ресурс] URL: rg. ru/2012/04/27/reg-cfo/proshloe-anons. html.

3. Вавилова А. А. Справка о несудимости: в правовом тупике — и учителя, и директора // Первое сентября. 2012. N 10.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 4-изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2008. С. 312.

5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2011 года. Утв. Президиумом ВС РФ 14.03.2012 [Электронный ресурс] URL: vsrf. ru/second. php. Дата обращения 10.09.2012.

Правила принятия комиссией о допуске или не допуске лиц имевших судимость

Правила
принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. N 796)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно — деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

2. Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

е) общественной безопасности.

3. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее — заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

б) перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение;

в) перечень документов, необходимых для принятия решения;

г) порядок принятия комиссией решения;

д) форму решения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения»;

е) порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии;

ж) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

4. Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее — заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

5. В заявлении указываются:

а) наименование комиссии, в которую подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия — о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем;

в) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем;

г) намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования;

д) сведения о ранее поданных заявлениях;

е) сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

ж) адрес, по которому необходимо направить решение (в случае, если заявитель не желает его получать в комиссии);

з) согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

и) перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

6. К заявлению прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);

б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

Это интересно:  Какие статьи за оскорбление личности предусмотрены КоАП РФ и УК РФ

8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

9. Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:

б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

10. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

11. Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 9 настоящих Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления.

13. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии.

О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

14. Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя.

15. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме.

Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

16. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными).

17. В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

18. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается.

19. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

20. При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:

а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;

б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;

г) вид наказания;

д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;

е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);

ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;

з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;

и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

21. Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

22. Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

23. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

24. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

25. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление.

Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

26. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения», в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии.

При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

27. Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28. Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

29. Решение может быть обжаловано в суд.

30. Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте.

31. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

32. Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Соискатель с судимостью: правила приема на работу

Запрет на работу с судимостью

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе:

  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

Проверка соискателей на наличие судимости

Среди обязательных документов, которые при поступлении на работу гражданин предъявляет работодателю, фигурирует справка о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования (ст. 65 ТК РФ). Форма и порядок выдачи такой справки утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Если ТК РФ либо другой закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, справка обязательна. В других случаях работодатель не вправе запрашивать у соискателя подобную информацию — это будет считаться дискриминацией.

Если при проверке справки работодатель сделает вывод, что гражданин не может быть допущен к трудовой деятельности на «запрещенную» должность, в заключении трудового договора ему откажут. Также отказ в приеме на работу возможен при непредставлении справки о судимости в нарушение ст. 65 ТК РФ.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. На письменный отказ у работодателя есть 7 дней (ст. 64 ТК РФ).

Если впоследствии работодатель обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, подделана, трудовой договор с таким работником будет расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основание — представление работником подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки и выяснилось, что у того есть или была судимость, препятствующая дальнейшей работе, работника уволят по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание — нарушение правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы.

Обратите внимание! На основании ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить сотруднику другую работу, на которую не распространяется запрет на трудоустройство судимых граждан. Кроме этого, сотруднику в данном случае выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уголовное дело во время работы

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

Ответственность за незаконное трудоустройство судимых

Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Судебная практика подтверждает обязанность работодателей проверять соискателей на предмет судимости. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.02.2018 № Ф04-210/2018 возложил на работодателя ответственность за допуск к работе в области транспортной безопасности лиц, данными о судимости которых при заключении трудового договора он не располагал.

По мнению суда, работодатель должен обладать достоверной информацией, что принимаемое на работу лицо не имеет неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Для этого он должен потребовать у работника справку об отсутствии судимости (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Отсутствие у работодателя такой информации не освобождает его от ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, работодатель может и должен требовать справку об отсутствии судимости у потенциального работника в тех случаях, когда к работе невозможно допустить лицо с судимостью.

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, mkdn.mos.ru, buh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector