Первая партия обучающих курсов уже в пути

Легкий путь в профессию

Компания «Инжкар» помимо своей основной деятельности – полного комплекса ремонтных работ и обслуживания автомобилей – на протяжении уже нескольких лет занимается обучением. Курсы для диагностов в «Инжкаре» ведет Федор Александрович Рязанов, известный в профессиональных кругах диагност.

Полный цикл обучения состоит из двух 20-дневных курсов: бензинового и дизельного. За этот время обучающие познают секреты профессии от самых азов до глубоких технических тонкостей. С лета нынешнего года ≪Инжкар≫ предоставляет возможность пройти новый курс, так называемый лайт-курс по устройству и обслуживанию впрысковых бензиновых двигателей и дизельных двигателей с электронной системой управления. Новая программа, о которой нам рассказали Федор Александрович и Леонид Силкин, владелец автотехцентра «Инжкар», ориентирована на начинающих диагностов. Также целевой аудиторией данного курса являются, по их словам, мастера-приемщики техцентров.

– Проблема заключается в том, что во многих автосервисах менеджер по продаже автосервисных услуг, которого называют мастером- приемщиком, не умеет эффективно взаимодействовать с клиентом и доходчиво объяснить ему необходимость проведения тех или иных работ, – рассказывает Леонид. – Такой специалист, который, кстати говоря, является связующим звеном между клиентом и ремзоной, оказывается порой несостоятельным в плане технических знаний. И возникает ситуация, когда клиент, успевший уже изучить проблему своего автомобиля в Интернете, просто не понимает мастера-приемщика и начинает с ним конфликтовать. Или другой типичный случай: клиент приехал в автосервис, чтобы решить проблему с автомобилем, а мастер-приемщик не может доходчиво обосновать ему необходимость проведения тех или иных ремонтных работ. Диагност или другой специалист ремзоны вряд ли сможет перевести на обычный, доступный клиенту язык свои технические термины. Это люди с техническим складом ума, а потому они обычно не блещут красноречием.

И действительно, полноценно общаться с клиентом – не создавать конфликтных ситуаций, а также решить проблемы с автомобилем и продать именно нужные услуги – невозможно без технических знаний. Мастеру-приемщику необязательно иметь глубокие познания в области ремонта автомобилей, для него оптимален максимально широкий спектр знаний, которые позволят правильно и продуктивно общаться с любым клиентом, приехавшим в автосервис.

– Поэтому свой новый курс мы сделали по такому рецепту: взяли два 20-дневных курса, уменьшив глубину проникновения в темы и оставив при этом ширину охвата, составили новую программу обучения, –рассказывает Леонид.

Компания «Инжкар» реализует обучающие программы на протяжении последних восьми лет. Курсы по диагностике бензиновых и дизельных систем за это время прошли почти 800 человек из разных регионов страны. Как рассказал Леонид, три года тому назад, когда компания внедряла курс по дизельным системам, был проведен опрос среди специалистов, уже прошедших обучение. Выяснился любопытный факт: 40 % из общего числа, пройдя обучение на курсах «Инжкар» приняли решение не заниматься работами по диагностике автомобильных систем.

–Пройдя курс, многие поняли, что на самом деле представляет собой работа диагноста, оценили свои возможности и стремления и приняли решение не оставаться в этой профессии, –объясняет Леонид. –И дело не в ее сложности как таковой, а в непонимании некоторыми студентами того, чем и как вообще предстоит заниматься на рабочем месте диагноста. Тогда нам пришла идея разработать вводный курс, своеобразный облегченный вариант большого курса. Это не усеченная программа, а оптимально сформированный с точки зрения подбора тематик курс, который позволяет войти в профессию диагноста, потратив при этом меньше денег и времени.

Знания, которые преподаются в рамках большого 20-дневного курса, порой сложно воспринять совсем неподготовленному человеку. Занятия в рамках курса идут ежедневно с 10 утра до 14 часов дня. При этом, как объяснил Федор Александрович, даже технически сложная информация преподносится изначально в доступной форме. Лайт-курс длится пять дней, из которых четыре дня – это лекции в аудитории, а еще один день – практика, отработка знаний в реальных условиях автосервиса на автомобилях. «Новый лайт-курс, – как сформулировал Леонид, – это верхний слой пирога в обучении профессии диагноста».

Новый курс уже готов, информация о нем есть на сайте компании «Инжкар». Первая группа приступает к обучению в июле нынешнего года. Ставя целью сделать курс массовым, было решено принимать в группу до 10 чело- век, это тот максимум по наполняемости, который позволяет ученикам и преподавателю эффективно организовывать и проводить обучающую работу.

– Люди, которые записываются на полный курс, чаще всего готовы потратить достаточно времени и средств на обучение, – рассказывает Федор Александрович. – Они понимают, зачем приехали к нам, знают, что для получения такого объема важной и полезной для последующей работы информации необходимо достаточно много времени. Однако не все могут позволить себе отложить работу на 20 дней, приехать на обучение в Москву и взять на себя соответствующие расходы по проживанию здесь. Для таких людей мы и разработали новую обучающую программу, которую лично я рассматриваю как вводный курс в профессию диагноста. Знаний, которые можно получить в рамках этого курса достаточно, чтобы мастер-приемщик чувствовал себя уверенно в общении с клиентом во всем спектре диагностических проблем, причем как с бензиновыми, так и с дизельными системами.

Сделать из полного курса, который занимает 20 дней, облегченную версию – задача не из простых. Она требует правильной формулировки темы, подбора информации, настройки обучающего процесс так, чтобы за минимум дней дать в понятной форме максимум знаний, которые сможет воспринять и использовать даже новичок.

– Чтобы сделать из большого курса сокращенный, – рассказывает Федор Александрович, – я представил себя начинающим диагностом и задал себе вопрос: какого объема знаний хватило бы мне, чтобы начать работать диагностом или мастером-приемщиком. Исходя из этой задачи, мы и подобрали темы для курса.

В рамках первого дня обучения рассматриваются вопросы, связанные с бортовой само- диагностикой, с основами работы двигателя, дается также информация об основах работы бензинового мотора, о процессах наддува. Второй день занятий посвящен системам топливоподачи, рассматриваются системы зажигания. В течение третьего дня курса преподаются основы работы дизельного двигателя, а на четвертый день рассматриваются основы работы электронных компонентов систем впрыска. Пятый день курса отдан практике: в условиях автосервиса обучающие имеют возможность провести проверку электрических цепей с помощью мультиметра и осциллографа, а также научиться работать с диагностическим сканером. Эффективность работ автосервиса во многом зависит также и от слаженности работы мастера-приемщика, мастера цеха и непосредственного исполнителя работ, ремонтника или механика. Для получения результата ремонта, который удовлетворит клиента, решит его проблему, а также позволит СТО заработать, важно, чтобы каждый в этой связке правильно выполнял свою работу. Задача мастера-приемщика – взять на себя общение с клиентом, обсудить с ним комплекс работ и правильно составить заказ-наряд, по которому затем специалист в ремонтной зоне сможет приступить к своей работе.

Эффективность работ автосервиса во многом зависит также и от слаженности работы мастера-приемщика, мастера цеха и непосредственного исполнителя работ, ремонтника или механика. Для получения результата ремонта, который удовлетворит клиента, решит его проблему, а также позволит СТО заработать, важно, чтобы каждый в этой связке правильно выполнял свою работу. Задача мастера-приемщика – взять на себя общение с клиентом, обсудить с ним комплекс работ и правильно составить заказ-наряд, по которому затем специалист в ремонтной зоне сможет приступить к своей работе.

Автор: Татьяна АКИМОВА
15.05.2014 г.

Написать комментарий

Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо Хорошо

Введите код, указанный на картинке:

Важнейшее звено подготовки кадров

Центру политической учёбы ЦК КПРФ исполняется пять лет.

На вопросы «Правды» о работе главного учебного центра партии отвечает заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков

— Дмитрий Георгиевич, не могли бы вы рассказать о том, как создавался Центр политической учёбы, какие задачи перед ним поставила партия?

— О необходимости создания центра было заявлено в докладе Г.А. Зюганова на ХIII пленуме Центрального Комитета КПРФ в июне 2012 года. Менее чем через год — в феврале 2013-го — необходимое решение принял XV съезд партии.

Перед Центром политической учёбы было поставлено несколько взаимосвязанных задач. Прежде всего — это общеполитическая подготовка коммунистов. Реализация этой задачи жизненно важна для нашего дела. И.В. Сталин, говоря об итогах XIII съезда РКП(б), утверждал: «Один из опасных недостатков нашей партии состоит в понижении теоретического уровня её членов. Причина — адская практическая работа, отбивающая охоту к теоретическим занятиям и культивирующая некую опасную беззаботность, чтобы не сказать больше — к вопросам теории». Эти слова нужно помнить всегда. Партийный актив и в наши дни погружён в тяжёлую повседневную практическую работу. Посмотрите, сколько внимания требуют, например, избирательные кампании. Сложность их проведения усиливается и крайним бюрократизмом процедур, и необходимостью преодолевать административный ресурс.

Это интересно:  Какими способами можно узнать полную стоимость потребительского кредита - ПапаЮрист.ру

Сложившаяся ситуация всё больше поднимает роль и значение политической учёбы. Кроме того, в партию постоянно приходит новое пополнение, не имеющее должной идейно-теоретической подготовки. Именно партийная учёба и самообразование помогают формировать и закреплять твёрдое мировоззрение коммуниста.

Ещё одна важнейшая задача, стоящая перед центром, это переподготовка кадров действующих партийных работников и обучение кадрового резерва. Очевидно, что без хорошо подготовленных в идейно-теоретическом и профессиональном отношении товарищей нам не достичь серьёзных политических целей, стоящих перед КПРФ.

— Дмитрий Георгиевич, удалось ли вам учесть при создании центра прежний опыт Коммунистической партии в деле партийно-политической учёбы?

— Деятельность учебного центра мы рассматриваем как продолжение традиций партийного обучения. На всех исторических этапах наши предшественники уделяли самое пристальное внимание идеологической подготовке — своей и своих товарищей.

В дореволюционный период социал-демократическое движение в России вырастало из политических кружков, на которых рабочие, студенты, служащие изучали труды К. Маркса, Ф. Энгельса, других авторов. Начальные шаги по изучению теории марксизма в России были предприняты ещё выходцами из народнической среды. Первым российским революционером, ставшим на путь марксизма, был выдающийся учёный и публицист Г.В. Плеханов. В сентябре 1883 года он и его единомышленники — В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов — основали группу «Освобождение труда». За 20 лет своей деятельности она выпустила более 250 переводов и оригинальных марксистских работ, доходивших из-за границы до самых отдалённых промышленных центров России.

Практически одновременно с группой «Освобождение труда» в 80-х годах XIX столетия в Петербурге возник ряд марксистских кружков. Наиболее известные из них — «Партия русских социал-демократов» под руководством Димитра Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» под руководством Павла Точисского, «Социал-демократическое общество» под руководством Михаила Бруснёва. Известен был также кружок в Казани, образованный Николаем Федосеевым. Именно в нём начал свою революционную деятельность юный В.И. Ленин.

Став лидером русского социал-демократического движения, Владимир Ильич отводил особую роль делу воспитания партийных кадров. Находясь в эмиграции, весной 1911 года он организовал в местечке Лонжюмо под Парижем специальную школу. Она действовала для рабочих, делегированных из России местными партийными организациями, а также для тех профессиональных революционеров, которые жили в эмиграции, но должны были поехать на подпольную работу в свою страну. Школа в Лонжюмо дала мощную теоретическую закалку слушателям. Её выпускники смогли успешно руководить партийными организациями, нести в массы ленинские идеи. Многие из них затем состоялись уже в Советской России.

Школа в Лонжюмо стала предшественницей советских партийных школ. Опыт её организации сохраняет свою актуальность. Приступая к созданию Центра политической учёбы, мы обратили внимание на то, как современно звучат темы, обсуждавшиеся более ста лет назад: история партии, история социалистического движения, рабочее и кооперативное движение в России, отношение социал-демократии к парламентской работе, национальный вопрос и другие. Все эти темы не утратили своей теоретической и практической значимости и в наше время.

Кроме того, нам показалась очень удачной структура образовательной программы в Лонжюмо. Она сочетала в себе теоретические лекции и семинары с практическими занятиями, с культурно-воспитательной и экскурсионной программой. Эти особенности ленинского партийного обучения мы учитываем при формировании системы своих образовательных курсов.

— В чём вы видите специфику обучающей программы Центра политической учёбы?

— Программа варьируется в зависимости от продолжительности курсов. Базовая программа на данный момент — две недели. При этом за пять лет работы мы апробировали несколько временных форматов — от семи недель до краткосрочных курсов, которые занимают четыре—семь дней. Очевидно, что продолжительность работы оказывает влияние и на содержание программы.

Второй важный момент — это специализация обучения. Назову основные направления: «Идеологическая, агитационно-пропагандистская работа», «Организационно-партийная и кадровая работа», «Политические технологии в избирательных кампаниях», «Партийная работа с молодёжью». В апреле 2018 года в центре мы провели специализированный курс для актива нашего женского движения.

При обучении идеологов акцент сделан на идейно-теоретической подготовке. Здесь важное место занимают лекции по истории партии, истории мирового рабочего и национально-освободительного движения, по марксистско-ленинской философии, политической экономии, проблемам мировой политики. Надо сказать, что именно эти курсы цементируют мировоззрение коммунистов. Вот почему они актуальны и для обучающихся по другим направлениям.

Для слушателей по профилю организационно-партийной и кадровой работы сделаны специальные акценты на изучении таких дисциплин, как «Организационные основы КПРФ», «Нормативно-правовые документы ЦК КПРФ», «Организация работы партийного аппарата», «Основы документооборота», и ряд других.

Руководителям избирательных штабов и партийным политтехнологам были прочитаны специальные курсы по стратегии и тактике избирательных кампаний, их этапам, подготовке и распространению предвыборных агитматериалов.

В рамках курса «Партийная работа с молодёжью» изучаются, в частности, методы работы в студенческих и школьных коллективах, роль культурно-досуговых центров, научно-исследовательской работы и спортивных мероприятий в работе с молодёжью. В программу курса «Развитие женского движения» включены дисциплины по истории женского движения и вопросам демографии. Особое внимание уделено законодательным инициативам КПРФ в сфере материнства и детства.

Наконец, в образовательной программе центра придаётся большое значение изучению идеологии КПРФ и основ партийного строительства. Слушатели прорабатывают Программу и Устав партии, наиболее значимые материалы съездов и пленумов ЦК.

Знания, полученные на лекциях, закрепляются тренингами и деловыми играми. В ходе их проведения слушатели отрабатывают, например, практические приёмы и навыки организации агитационных кампаний и протестного движения. Особым интересом пользуются прикладные занятия, связанные с информационной и журналистской работой, овладением приёмами ораторского мастерства.

В рамках образовательной программы проводятся встречи с руководителями КПРФ. Не было ещё ни одного случая, чтобы перед слушателями центра не выступил Председатель ЦК партии Г.А. Зюганов. В числе ораторов — его заместители и секретари Центрального Комитета. При проведении таких встреч молодые коммунисты имеют возможность получить ответы на злободневные вопросы. Это помогает постигать тонкости партийной работы и перенимать необходимый опыт.

Значимой частью образовательной программы стали посещения театров и музеев, экскурсии по историческим и революционным местам, кинопоказы и занятия спортом.

Делаем всё, чтобы образовательная программа была эффективной, насыщенной и разнообразной.

— Вы, как профессиональный педагог, кандидат наук, хорошо понимаете, что эффективность обучения зависит не только от проработанной учебной программы. Очень важны люди, которые эту программу реализуют. Как подходите к подбору преподавателей?

— К преподавателям предъявляем высокие требования. Стараемся приглашать лучших в своей области. Общественные дисциплины в центре ведут доктора и кандидаты наук, известные своими научными исследованиями, обладающие значительным опытом педагогической работы. И среди таковых можно назвать фамилии порядка тридцати человек.

В качестве преподавателей задействуем и опытных партийных работников. Помимо руководителей партии, назову Ю.П. Белова, Н.А. Останину, Л.Н. Швец, И.Н. Макарова, Л.Г. Баранову-Гонченко, Е.И. Колюшина, Л.Н. Доброхотова, Г.Н. Сенина, А.М. Буланову, Я.И. Листова.

Кстати, есть повод ещё раз обратиться к опыту ленинской школы в Лонжюмо. Напомню, что там выступали в качестве лекторов представители разных течений в социал-демократии: большевики, меньшевики, бундовцы и другие. Ленин это делал сознательно. Ему было важно, чтобы слушатели напрямую общались с ними, самостоятельно анализировали их аргументацию и тем самым убеждались в справедливости ленинской позиции по актуальным вопросам. В разное время в нашем центре выступали не только члены КПРФ, но и известные российские журналисты и публицисты. В их числе Валентин Катасонов, Максим Шевченко, Константин Сёмин. Как впоследствии отмечали сами учащиеся, такие встречи были полезны для них, позволяли уяснить пробелы в своих познаниях, выработать систему собственных аргументов и контраргументов.

Что же касается практической организации деятельности центра, то здесь основная нагрузка ложится на плечи С.Э. Аниховского и М.С. Музаева. Их вдумчивая работа заслуживает самых добрых слов.

— Дмитрий Георгиевич, эта работа ведётся уже пять лет. Каковы главные результаты?

— Пять лет — это срок, который заслуживает подведения итогов. Мы можем сказать, что центр эффективно выполняет функцию подготовки кадрового резерва партии. Обучение в нём прошли уже 27 потоков слушателей. Без малого это 900 человек. В их числе не только представители региональных комитетов КПРФ, но и наши товарищи из Донецкой и Луганской народных республик, Грузии, Киргизии и Южной Осетии. Практически все слушатели отмечают, что полученные ими знания, умения и навыки оказались востребованы в партийной деятельности и политической борьбе. На мой взгляд, это и есть главный результат нашей работы. Свидетельством того, что Центр политической учёбы ЦК востребован партией, является большое число желающих пройти обучение. Не в каждом случае нам удаётся удовлетворить все заявки.

Это интересно:  Обмен резинки, как обменять резинку в магазине на новую

Ещё одним результатом работы является развитие политического и идеологического просвещения внутри партии. Многие выпускники, используя полученный опыт, организуют у себя на местах партийные школы и теоретические кружки.

— Вы назвали серьёзное число обучившихся. Как складывается дальнейшая партийная и общественная деятельность ваших выпускников?

— Конечно, это очень значимый момент. Мы имеем об этом полное представление, интересуемся их последующей деятельностью. С удовольствием отмечу, что абсолютное большинство наших слушателей ведут активную партийную работу. Десять наших выпускников возглавляют комитеты региональных партийных отделений. Это Е.А. Ульянов в Карелии, К.К. Бытдаев в Карачаево-Черкесии, С.В. Богатыренко в Крыму, Р.Т. Тамоев в Туве, М.Н. Прусакова в Алтайском крае, А.Н. Морозов в Вологодской области, А.Д. Бойков в Ивановской области, Н.П. Мухин в Кемерове, П.В. Алексеенко в Псковской области, П.Г. Ашихмин на Сахалине. В мае прошлого года выпускник первого потока ЦПУ В.П. Исаков был избран секретарём Центрального Комитета.

Для значительного числа молодых коммунистов учёба в центре стала основой дальнейшего роста. В ходе отчётов и выборов в партии в 2013—2017 годах многие получили новые обязанности. Вырос уровень их личной ответственности в своих партийных отделениях. В настоящее время порядка ста человек стали секретарями региональных или местных комитетов. Более трёх десятков выпускников возглавляют профильные отделы выборных партийных органов. 25 выпускников руководят работой региональных комитетов ЛКСМ РФ.

Свыше 500 слушателей Центра политической учёбы принимали активное участие в выборных кампаниях разных уровней. 83 человека стали депутатами. Раскрывая свои творческие возможности, многие выпускники пришли в партийные СМИ. Екатерина Иваненко и Николай Быковских нашли применение своим силам на телеканале КПРФ «Красная Линия».

Тем не менее проблема востребованности выпускников центра в региональных отделениях партии решена не полностью. Здесь есть над чем поработать.

— Каковы дальнейшие перспективы развития Центра политической учёбы ЦК КПРФ?

— В этом году мы организуем обучение ещё нескольких потоков слушателей. Что же касается дальнейших перспектив работы центра, то его необходимо развивать. Уже традиционные двухнедельные курсы — не единственный формат, который может использоваться. Важно было бы разнообразить учебные программы. Непростое, но перспективное направление — отработка системы очно-заочного образования.

Создание разноплановой системы партийной учёбы значительно повысит её эффективность. Такая система, с одной стороны, позволит проводить массовое обучение, а с другой — содействовать отбору наиболее перспективных партийных работников, обеспечивать их целенаправленную профессиональную подготовку. Ну и конечно, для реализации образовательных программ и должной работы центра предстоит продолжить разработку методических, учебных и справочных пособий по базовым дисциплинам.

Типовые ошибки при продвижении онлайн-курсов

Сегодня – кратко о самых распространенных ошибках, которые совершают организаторы онлайн-курсов при их продвижении. Увидели в них себя? Есть пища для размышления и точки роста.

Ошибка №1. Запускать курс без анализа рынка

Во всем цикле запуска и продажи онлайн-курса один из самых быстрых по времени этапов – это оценка рынка. При этом большинство этот пункт пропускают и рискуют временем, деньгами и силами, потраченными на создание курса, который может никто не купить.

  • Проанализируйте продажи очных курсов. Что продается в офлайне, имеет больше шансов и в онлайне;
  • Посмотрите поисковую аналитику по тематике курса в Яндексе и Гугле: если много ищут, значит, есть спрос;
  • Поищите тематические сообщества и форумы, где обитают ваши потенциальные клиенты. Если нашли – это хороший знак и выгодный канал продвижения;
  • Сделайте тестовый запуск рекламной кампании еще до того, как курс готов: если пошли заявки от потенциальных клиентов, значит, вы попали в точку!

Ошибка №2. Продажа «в лоб»

Очное обучение «продает» здание учебного заведения, люди в коридорах и многое другое. В дистанционном обучении этого нет, и изначальное доверие к продукту несколько ниже. С этим надо работать! Что делать?

  • Предложите бесплатную демо-версию курса, чтобы потенциальные клиенты могли оценить качество ваших материалов;
  • «Подогревайте» свою целевую аудиторию через публикацию статей и постов, проведением вебинаров и других мероприятий. Продавайте свою экспертность, а потом уже курсы;
  • Давайте понятные гарантии качества своих курсов: например, возврат денег в течение 7 дней после покупки, если материалы не понравились. Мало кто этим будет пользоваться, но доверие повысит.

Ошибка №3. Купить сложно!

Когда клиент мысленно потянулся к своему кошельку, чтобы купить ваш курс, облегчите ему задачу. Повесьте видную кнопку «Купить» на сайт, сделайте сценарий покупки легким и логичным. Сделайте под каждый курс четкую посадочную страницу.

И – обязательно дайте возможность оплаты банковской картой онлайн! Не заставляйте студентов идти с квитанцией в банк: по дороге они могут передумать из-за очереди в банке, например. Берите клиента, когда он горячий!

P.S. Полную запись мастер-класса вы можете посмотреть здесь

Автор: Андрей Ковалев
Основатель образовательного центра Смарт Консалт и сервиса для дистанционного обучения Смарт Платформа.

Редкий пользователь доберется до середины MOOC, или как повысить результативность прохождения онлайн-курсов

В 2016 году идея МООС отметило свое пятилетие. За это время количество тех, кто прошел обучение на онлайн-курсах в мире, достигло 50 миллионов человек. Но до сих пор остается главная проблема – низкая результативность онлайн-курсов (из числа слушателей, зарегистрировавшихся на курс, менее 10% проходят его до конца). В чем причина и как решить эту проблему? Собственный подход, призванный повысить результативность онлайн-курсов, предложили ученые Университета ИТМО Любовь Лисицына и Евгений Ефимчик. В июне 2017 года их научная статья «MOOCs More Effective and Adaptive on Basis of SAT and Game Mechanics» была признана лучшей на 4-ой Международной конференции «Smart Education and e-Learning (SEEL-2017)», которая прошла в г. Виламура (Португалия). О том, что же убедило экспертов SEEL-2017 присудить победу именно этой статье, мы поговорили с заведующей кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Любовью Лисицыной.

Пятилетие MOOC: бурный рост, но низкая результативность

Термин МООС (Massive open online courses) появился в 2011 году по предложению профессоров Стэнфорда. За пять лет оборот компаний-провайдеров МООC (организаторов подобных курсов) превысил 400 миллионов долларов, а численность их персонала достигла более 1000 человек. С каждым годом росло и количество самих курсов: если два года назад в мире появилось 1800 новых MOОС, то уже в 2016 году — свыше 2500. Сегодня на различных платформах слушателям доступны почти 7000 MOOC от 700 университетов мира, свидетельствуют данные компании Class Central. Недавно присоединился к системе MOOC известный своим консервативным настроем Оксфордский университет. В прошлом году впервые зарегистрировались на какой-либо онлайн курс 23 миллиона человек. Таким образом, общее число студентов, подписавшихся хотя бы на один курс, достигло 58 миллионов, отмечают в Class Central.

Однако одной из актуальных проблем в онлайн-образовании остается низкая результативность MOOC. Ранее аналитики MIT и Гарвардского университета в совместном исследовании подсчитали, что только 5% слушателей, которые регистрируются для прохождения MOOC, доводят обучение до конца. Специалисты проанализировали 17 курсов, размещенных на онлайн-платформе edX, и результаты более чем 800 тысяч слушателей этих курсов. При этом, несмотря на малое количество закончивших обучение, две трети студентов все же «вынесли из курсов определенный опыт», отмечает один из авторов исследования, профессор MIT Исаак Чуанг (Isaac Chuang).

В чем причина низкой результативности MOOC?

По словам заведующей кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО, профессора Любови Лисицыной, на результативность MOOC влияют как минимум следующие три основных фактора.

Первый — потенциальная неготовность слушателей к электронному обучению. Иными словами, многие слушатели не справляются с работой на онлайн-платформах (не умеют оперативно работать с быстро меняющимися пользовательскими интерфейсами, своевременно реагировать на смену заданий, шкал, подсказок и прочих элементов курса). Именно поэтому перед началом обучения у слушателей, регистрирующихся на MOOC, уже должна быть сформирована ситуационная осведомленность по работе с различными электронными формами, а также должны быть хорошо развиты базовые когнитивные функции — внимательность, скорость мышления, объем памяти.

Второй фактор, который, как отмечает Любовь Лисицына, влияет на результативность прохождения онлайн-курса, связан с возникновением у слушателей трудностей при выполнении различных интерактивных практических упражнений, реализованных с использованием разных информационных технологий. И наконец, третья проблема современных онлайн-курсов — снижение заинтересованности пользователей по мере прохождения курса, а также отсутствие мотивации двигаться до конца и выполнять все усложняющиеся практические упражнения.

Как решить эти проблемы?

В своей статье Любовь Лисицына и Евгений Ефимчик предложили собственные пути решения этой проблемы, подкрепив выводы экспериментальными данными, полученными при разработке и практическом использовании МООС Университета ИТМО на Национальной платформе открытого образования РФ (к настоящему моменту на ней размещены 22 онлайн-курса Университета ИТМО).

Это интересно:  Что такое реквизиты банковской карты Сбербанка?

В качестве решения проблемы, связанной с первым фактором — неготовности пользователей к онлайн-обучению, авторы исследования предлагают специальную методику, призванную повысить когнитивные способности зарегистрировавшегося на курс.

«Не секрет, что в электронном обучении пользовательские интерфейсы содержат очень много информации, которая постоянно обновляется, есть шкалы, которые показывают, сколько времени вы затратили на выполнение задания, постоянно обновляются различные поля. Человек, который не имел до этого опыта электронного обучения, зачастую не справляется, у него попросту не хватает способностей — внимательности, скорости мышления, быстродействия. Поэтому мы предложили ввести в качестве подготовки к электронному обучению онлайн-тренинги ситуационной осведомленности, которые позволяют, с одной стороны, повысить базовые когнитивные функции, прежде всего, внимательность, скорость мышления, с другой стороны, положительно влияют на результаты обучения в предметной области», — рассказывает Любовь Лисицына.

Тренинги созданы на основе коллекций психологических тестов на непрерывную деятельность, разработанных американскими исследователями (Continuous Performance Test, CPT и Psychology Experiment Building Language (PEBL) Test Battery, Version 0.14, доступных по адресу), и представляют собой специальные программные средства. Комплекс включает несколько типов заданий, призванных тренировать внимание, память и скорость реакции.

Разработка уже была включена в состав системы электронного обучения Университета ИТМО AcademicNT и использована на практике для SAT (Situation awareness trainings) у студентов первых-вторых курсов. Как подчеркивает Любовь Лисицына, ее эффективность уже удалось подтвердить экспериментально.

Первыми систему опробовали студенты, сдававшие информатику и дискретную математику. Эксперимент сводился к следующему: в начале сессии студенты сдавали интернет-экзамен по предмету, затем они были разбиты на две группы — активную и контрольную. В течение месяца активная группа проходила по определенному плану тренинги ситуационной осведомленности, тогда как контрольная группа такие тренинги не проходила. Во время эксперимента для обеих групп не проводилось каких-либо дополнительных занятий по предмету. Через месяц студенты сдавали повторный интернет-экзамен. Его результаты показали 14%-ный прирост по баллам в активной группе после проведения тренингов ситуационной осведомленности, отмечается в исследовании ученых Университета ИТМО.

«Эксперимент показал не только значимый эффект этих тренингов для базовых когнитивных функций, но и их трансфер в результативность электронного обучения: у студентов из активной группы в отличие от студентов контрольной группы наблюдался 14%-ный прирост баллов в повторном интернет-экзамене, — комментирует Любовь Лисицына. — Эффекты, связанные с повышением когнитивных функций у человека, со временем угасают. Поэтому такие тренинги можно рекомендовать каждый раз, когда мы наблюдаем динамику снижения когнитивных функций у человека. Кроме того, если человек впервые записывается на онлайн-курс, можно предложить ему пройти такой тренинг, чтобы он был готов к технологиям электронного обучения».

Но как решить проблему, когда по мере усложнения заданий в практических упражнениях курса пользователь не справляется с ними? По мнению авторов исследования, причиной такой ситуации является многообразие форм пользовательских интерфейсов, которые используют разработчики онлайн-курсов. Каждый раз при переходе к новому практическому упражнению курса слушатель теряет много времени на то, чтобы разобраться в предложенном варианте навигации и формах для заполнения промежуточных решений и ответа, что существенно снижает его усилия на решение самой задачи. При этом время, отводимое на решение, и количество попыток остается фиксированным в курсе.

Платформа Открытое образование

Именно поэтому решением данной проблемы может стать ситуационная осведомленность слушателя за счет типизации форм пользовательских интерфейсов в реализации интерактивных практических заданий не только в одном онлайн-курсе, но и в ряде онлайн-курсов из различных предметных областей обучения. Сегодня каждый второй онлайн-курс Университета ИТМО на Национальной платформе открытого образования РФ использует технологию RLCP-совместимых виртуальных лабораторий для реализации практических упражнений. Для них был разработан и внедрен единый стиль оформления следующих типовых интерфейсных форм: форма страницы индивидуального задания, форма виртуального стенда с фиксированным количеством шагов решения, форма виртуального стенда с переменным количеством шагов решения. Эффект от внедрения такого подхода приводит к повышению результативности онлайн-курсов.

Чтобы проверить этот вывод, авторы статьи проанализировали временные затраты на выполнение практических упражнений в курсе «Методы и алгоритмы теории графов», размещенном на платформе «Открытое образование». Для сбора статистики было отобрано 1656 протоколов для 152 студентов, выполнявших 11 упражнений курса.

«Проанализировав статистику, мы увидели, что при введении типовых шаблонов время между первой и успешной попыткой сокращается, несмотря на то, что практические упражнения становятся все сложнее и сложнее. Это показывает, что основное время обучаемый тратит на содержательную часть практического упражнения, при этом он уже знает, как работает навигация и не тратит лишнее время, — говорит Любовь Лисицына. — Набор шаблонов, с одной стороны, позволяет разработчикам курсов “не изобретать велосипед” каждый раз, создавая новый интерфейс для задания, а с другой, создать набор упражнений в концептуальном единстве, когда слушатель курса, выполнив первое практическое упражнение, уже не тратит время на освоение пользовательских интерфейсов в каждом последующем упражнении курса».

Как правило, на многих онлайн-платформах можно увидеть рейтинги слушателей, наиболее успешно выполнивших задания. Но можно ли усилить эту простую игровую механику, дав пользователям возможность не только сравнивать результаты стандартных заданий, но попробовать себя в решении более сложных задач «со звездочкой»? Именно такую задачу должна взять на себя игровая механика перфекционизма, направленная на повышение мотивации у слушателей, всегда привыкших достигать лучшие результаты. Как это работает?

«Перфекционизм — это игровая механика, которая говорит о том, что, если вы прошли практическое упражнение и набрали максимальное количество баллов, вы можете упражняться и дальше, усложняя задачу. И даже с учетом того, что вы получили за основное задание высший балл. Что-то похожее мы видели в школах, где в контрольных есть задания “на тройку”, “на четверку” и так называемые “задачи со звездочкой”. Мы увидели, что очень многие из тех, кто в итоге завершают онлайн-курс, откликаются на эту механику. Если говорить об экспериментах, которые проводились у нас на курсе по веб-программированию, было показано, что только за счет перфекционизма на 13% повышается его результативность», — объясняет Любовь Лисицына.

Таким образом, слушатели курса, включившиеся в такую игру, мотивированы не только на то, что от них требуется в курсе и за что они уже, условно говоря, получили «пятерку», но и могли тренироваться дальше, достигая новых высот, получая за более высокие результаты дополнительные бонусы за пределами основной шкалы оценок по курсу. При этом механика перфекционизма гораздо эффективнее, чем механика рейтингования, так как она обеспечивает большую вовлеченность наиболее заинтересованных слушателей в обучение, уточняет Любовь Лисицына.

Конференция в Португалии

Результаты исследования ученых Университета ИТМО были представлены в рамках международной конференции, посвященной проблемам современного онлайн-образования, Smart Education and e-Learning (SEEL-2017), проходившей с 21 по 23 июня в городе Вилламура (Португалия). SEEL-2017 является частью крупнейшей мультиконференции Smart Digital Futures 2017, собирающей исследователей из США, Европы, Азии и Австралии. Мероприятие ежегодно проводится организаторами из Великобритании (Bournemouth University) и США (Bradley University).

Исследование Любови Лисицыной и Евгения Ефимчика в числе четырех работ было номинировано на звание лучшей научной статьи в рамках SEEL-2017. За номинантов голосовали 18 экспертов — исследователей из США, Австралии, Франции, Великобритании, Румынии, Польши и других стран. В итоге лучшей была признана работа ученых Университета ИТМО. Жюри отметило актуальность исследуемой проблемы, а также эффективность предложенного в статье подхода. Всего в рамках мультиконференции было представлено семь научных статей ученых из Университета ИТМО.

«В своей работе мы проанализировали факторы, которые влияют на повышение результативности МООС, предложили пути решения проблемы с учетом этих факторов, а также подтвердили свои выводы экспериментальными данными. При этом хотелось бы отметить, что те факторы, которые были проанализированы в нашей статье, далеки от полного перечня. Мы своей статьей открыли “новую страничку” в этой конференции. Очень надеюсь, что на следующий год (5-ая конференция будет проходить в Австралии в июне 2018 года) нашу тему подхватят ученые из других университетов мира, и мы получим более четкую картину по анализу низкой результативности МООС. Во всяком случае, об этом говорили участники конференции на заключительном заседании», — резюмирует заведующая кафедрой компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Любовь Лисицына.

Статья написана по материалам сайтов: www.politpros.com, etutorium.ru, news.ifmo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector