Перевозка кислорода в баллонах автомобильным транспортом
В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.
Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения [1, 2, 3] это подтверждают.
Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:
[1] Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).
[2] «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).
[3] «Правила дорожного движения» (ПДД 2006), а именно статья 23.5, устанавливающая что «Перевозка . опасных грузов . осуществляется в соответствии со специальными правилами».
[4] «Кодекс РФ об административных правонарушениях», статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде «административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
В соответствии с п.п.3 п.1.2 [1] «Действие Правил не распространяется на . перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза». Там же разъяснено, что «Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)».
Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ [2], устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.
Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 «Положения ДОПОГ не применяются . к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки».
Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий — изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 [2]).
Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А — нейтральные и О — окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) — ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под «единицей» здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:
Газ | Класс | Объем | Количество |
---|---|---|---|
Азот | 2А | 40-л баллон | до 24 штук включительно |
Аргон | 2А | 40-л баллон | до 24 штук включительно |
Ацетилен | 2F | 5кг/40л баллон | до 18 штук включительно |
Гелий | 2А | 40-л баллон | до 24 штук включительно |
Кислород | 2O | 40-л баллон | до 24 штук включительно |
Пропан | 2F | 21кг/50л баллон | до 15 штук включительно |
Углекислота | 2А | 24кг/40л баллонн | до 41 штук включительно |
Углекислота | 2А | 19кг/40л баллонн | до 52 штук включительно |
Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.
Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ «Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма . количества веществ и изделий транспортной категории «2», помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории «3» не должна превышать 1000″.
Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?
Содержание
- Лаборатория ADR
- Перевозка сжатого кислорода автомобильным транспортом
- Перевозка кислорода в баллонах автомобильным транспортом
- Автомобильная перевозка кислорода
- Доставка кислорода в баллонах
- Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого кислорода:
- Особенности транспортировки и техника безопасности
- Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле
- Основные правила перевозки
- Исключения
- Важные моменты
- Размещение и крепление
- Какие документы должны иметься у водителя
- Предусмотрен ли штраф за нарушение правил перевозки
- Заключение
Лаборатория ADR
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
10/02/2012
Перевозка сжатого кислорода автомобильным транспортом
В свободном виде кислород — это газ без цвета и запаха. Может перевозиться в сжатом (№ ООН 1072) и охлажденном сжиженном (№ ООН 1073) состоянии. В данной статье речь пойдет о сжатом кислороде, перевозимом в баллонах, и о том, когда его перевозка полностью или частично освобождается от соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.
Бытует мнение, что кислород сжатый, перевозимый в количестве не более 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах) на одну транспортную единицу, является неопасным грузом. Увы, это мнение ошибочно. Авария, которая произошла в начале 2010 года в одной из больниц луганской области, в которой погибли и пострадали люди, горькое тому подтверждение. А ведь причиной аварии стал всего 1 баллон, вместимость которого составляла около 40 литров. Это только один пример, а были и другие несчастные случаи и аварии при перевозке сжатого кислорода.
В соответствии с Законом Украины «О перевозке опасных грузов» и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ) кислород сжатый является опасным грузом.
В Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ) кислород сжатый классифицируется как невоспламеняющийся, нетоксичный и окисляющий газ. Идентификация груза:
- № ООН: 1072;
- класс: 2 (газы);
- классификационный код: 1О (окисляющий сжатый газ);
- надлежащее отгрузочное наименование Кислород сжатый
- номера образцов знаков опасности: № 2.2 и № 5.1.
В соответствии с требованиями пункта 1.6 Правил дорожной перевозки опасных грузов, утвержденных приказом МВД Украины от 26.07.2004 № 822 (с изменениями) (далее – Правила), и подраздела 1.1.3.2 ДОПОГ кислород сжатый освобождается от соблюдения Правил и ДОПОГ в следующих случаях:
- Если давление газа в сосуде или цистерне при температуре 20 °С не превышает 200 кПа (2 бар). Сюда включаются любые виды сосудов и цистерн, например, являющиеся частью машин и приборов.
- Если кислород содержится в пищевых продуктах или напитках.
- Во всех остальных случаях кислород сжатый является опасным грузом и должен перевозиться в соответствии со всеми применимыми требованиями Правил и ДОПОГ. При этом, требования, которые применяются к перевозке зависят от количества, перевозимого газа. Пунктом 1.7 Правил и подразделом 1.1.3.6 ДОПОГ применяются «упрощенные» требования к перевозке опасных грузов в упаковках в количествах, не превышающих максимальных общих значений, указанных в приложении 1 к Правилам, подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ (для кислорода сжатого 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах)).
Поэтому при перевозке кислорода в баллонах в количестве не более 1000 литров (номинальная вместимость сосудов в литрах) на одну транспортную единицу не требуется:
а) наличие на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасных грузов, ДОПОГ-свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
б) обозначать транспортную единицу информационными таблицами опасного груза, предусмотренными пунктом 12.1 Правил;
в) укомплектовывать транспортную единицу дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения, предусмотренными пунктом 5.8 и подпунктами 5.2 б)-г) Правил.
Однако в обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования Правил (ДОПОГ):
1. Баллоны должны соответствовать требованиям ДНАОП 0.00-1.07 – 94 «Правила устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
2. Должен быть заполнен транспортный документ (подпункт 9.1 Правил). В накладной должна быть следующая запись, которая указывает на опасные свойства груза и позволяет определить требования к его перевозке: UN 1072 Кислород сжатый, 2.2 (5.1).
3. Баллоны должны иметь маркировку знаками опасности и № ООН (пункты 3.1 и 3.7 Правил). На каждый баллон наносится № ООН 1072 и знаки опасности № 2.2 и № 5.1.
При этом для удобства нанесения знаков на сферическую часть баллона могут использоваться знаки опасности уменьшенных размеров.
4. Запрещается загружать в одно транспортное средство кислородные баллоны с упаковками, маркированными оранжевыми знаками опасности, кроме упаковок, маркированных знаками опасности № 1.4S (пункт 11.4 Правил).
5. Должны соблюдаться правила размещения и крепления опасных грузов (пункты 11.7–11.11 Правил):
а) опасные грузы должны укладываться и закрепляться в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы предотвратить любое значительное перемещение относительно друг друга, стенок транспортного средства или контейнера. В качестве крепежных средств могут использоваться лямки, которые крепятся к боковым стенкам, специальные решетки и кронштейны, надувные подушки, блокирующие устройства, которые препятствуют скольжению и т.п.
б) во время погрузочно-разгрузочных операций двигатель транспортного средства должен быть выключен, за исключением случаев, когда это необходимо для приведения в действие насосов и других механизмов, которые используются во время погрузки или разгрузки транспортного средства, или если это предусмотрено соответствующими нормативными документами.
г) во время выполнения погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами строго запрещается курить вблизи и внутри транспортных средств или контейнеров.
д) запрещается бросать и подвергать ударам упаковки, которые содержат опасные грузы.
е) при выполнении погрузки наполненных и порожних баллонов в транспортное средство или контейнер, должны выполняться следующие требования:
- баллоны укладываются в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы они не опрокидывались и не падали;
- баллоны располагаются горизонтально параллельно или перпендикулярно продольной оси транспортного средства или контейнера. Баллоны, которые находятся возле передней поперечной стенки кузова транспортного средства или контейнера, укладываются под прямым углом к вышеуказанной оси;
- баллоны, диаметр которых более 30 см, могут укладываться параллельно продольной оси транспортного средства или контейнера, при этом защитные устройства их вентилей должны направляться к середине транспортного средства или контейнера;
- баллоны, которые уложены в горизонтальном положении, должны надежно закрепляться таким образом, чтобы исключалось любое их перемещение;
- баллоны могут загружаться в вертикальном положении, если они перевозятся в устройствах, которые эффективно предохраняют их от опрокидывания или имеют достаточную устойчивость.
- сосуды, которые содержат охлажденные сжиженные газы, должны перевозиться в положении, предусмотренном их конструкцией, и должны быть защищены от повреждения другими упаковками.
6. Членами экипажа транспортного средства должны соблюдаться запрещения, предусмотренные в подпунктах 13.6 а), б) и д) Правил, касающиеся вскрытия упаковок с опасными грузами, использования осветительных приборов и курения при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также пункт 4.3.7 Правил.
Ознакомиться с изменениями требований к перевозке кислорода сжатого в зависимости от перевозимых количеств вы можете в программе ADRpro v. 9.2 в демонстрационном режиме.
Перевозка кислорода в баллонах автомобильным транспортом
Кислород — газ, не имеющий цвета и запаха. Хранение и транспортировка кислорода производится в охлажденном жидком состоянии. Охлажденный газ относится ко 2 классу опасности, подкласс 2.1, дополнительная опасность 5.1 порядковый номер ООН (UN) 1073. Сам по себе негорючий, кислород является сильным окислителем, способствует возгоранию и горению многих веществ. В жидком состоянии представляет криогенную опасность для живых существ.
Кислород в жидком агрегатном состоянии разрешено перевозить морским транспортом автотранспортом и по железной дороге в сосудах дьюара, специальных криогенных цистернах.
Автомобильная перевозка кислорода
Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.
- Все тягачи и прицепы обязаны иметь действующее свидетельство о допуске к перевозке опасных веществ, дважды в год проходят техосмотр, в ходе которого получают диагностическую карту о пригодности и возможности дальнейшего использования.
- Автотранспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов повышенной опасности, в том числе легковоспламеняющихся сжиженных газов в цистернах под давлением, должны быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
- Согласно приказу Минтранса №20 автомобили, перевозящие опасные грузы должны иметь в оснащении аппаратуру спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), тахографы.
- Обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый техосмотр.
- Дополнительно транспортное средство для перевозки горючих газов должно иметь защиту топливного бака, установленные проблесковые маячки оранжевого цвета, дополнительные фонари (оранжевые) с автономным питанием и защитным кожухом;
- обязательно наличие противооткатных устройств.
Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:
- Впереди на тягаче обязательно крепится информационная табличка оранжевого цвета, содержащая вверху идентификационный номер опасности – 225, внизу – порядковый номер ООН 1073 (жидкий кислород);
- сзади на цистерне помещается аналогичная табличка и знак опасности согласно правилам маркировки: ромб оранжевого цвета, вверху — пламя над окружностью, внизу номер класса — 2;
- при транспортировке баллонов с газом в кузове автомобиля, прицепе, контейнере дополнительно табличка ромб с символом газового баллона.
Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения.
При транспортировке криогенных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: криогенные перчатки, антистатическая одежда, специальная обувь, каска, наушники, очки.
Доставка кислорода в баллонах
Жидкий кислород разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специального типа. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены. Между баллонами обязательно наличие амортизационных прокладок. Баллоны с кислородом, размещенные в контейнере специальной конструкции, разрешено перевозить в вертикальном положении.
Конструкция баллона для перевозки и хранения сжиженного кислорода(сосуд дьюара):
- конструкция из двух колб, изготовленных из алюминия или стали;
- горловина, соединяющая колбы – прочный стеклопластик, выдерживающий повышенные нагрузки и давление;
- внутренняя поверхность малой колбы покрыта адсорбентом;
- промежуточный слой – низкомолекулярная среда (вакуум);
- сосуд снабжен запирающим вентилем, колпаком, обязательно наличие предохранительного клапана для стравления избыточного давления.
Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения кислорода окрашены в голубой цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.
Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого кислорода:
- цистерна для перевозки сжиженного охлаждением кислорода имеет цилиндрическую форму, сварную многослойную конструкцию с вакуумной или объемной термоизоляцией;
- внешний кожух выполнен из стали, промежуточный слой составляют вакуум и огнеупорные изоляционные материалы, внутри размещен сосуд для перевозимого вещества;
- для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, накрывается специальным чехлом;
- внутренний сосуд рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
- манометры, датчики температуры, запорная арматура, предохранительный клапан давления размещены в специальном люке в задней части цистерны;
- арматура для налива/слива предусмотрена в нижней части цистерны;
- цистерна снабжена уровнемером поплавкового типа.
Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.
Особенности транспортировки и техника безопасности
Вещество является сильным окислителем, способствует возгоранию и горению многих субстанций. Защищать от нагревания, не транспортировать вблизи открытого огня, не использовать вблизи транспорта и баллонов с газом открытое пламя. Кислород транспортируется при очень низких температурах, обладает повышенной криогенной опасностью с риском обморожения кожи и слизистых.
Для перевозки жидкого кислорода необходимо согласовать маршрут в управлении автодорожного надзора и получить разрешение Минтранса.
Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки криогенных веществ и охлажденных сжиженных газов (азота, кислорода, аргона). Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что маршруты движения разработаны и согласованы заранее. Таким образом мы не тратим время заказчиков на поиск транспорта и проведение подготовительных работ, обеспечивая преимущество в сроках поставок. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ и правилами перевозок опасных грузов различными видами транспорта. Мы обеспечиваем надежную и безопасную доставку опасных веществ!
Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле
Транспортировка баллонов, содержащих сжатый воздух или сжиженный газ, согласно законодательным актам, является опасным перевозимым грузом. Перевозка баллонов с кислородом требует осуществление всех предписанных требований.
В первую очередь, это связано с размещением и креплением опасного груза. Транспорт, на котором будет перевозиться кислород, также должен иметь все необходимое оснащение.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
Основные правила перевозки
Емкости с кислородом содержат в себе сжатый газ, являющийся взрывоопасным веществом. Поэтому прежде чем совершить перевозку, каждый водитель обязательно проходит медицинское обследование и получает инструктаж, от руководителя автотранспортного предприятия. Необходимо соблюдать не только правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом, но и правила хранения, эксплуатации.
Этот момент предусмотрен 91 постановлением Госгортехнадзора правилами транспортировки инертных газов и кислорода. Водитель, транспортирующий груз, должен иметь соответствующий квалификационный уровень. Сами емкости, в которых перевозится сжиженный газ, маркируются категорией опасного груза.
Вышеперечисленные требования представляют собой предварительную подготовку к транспортировке. Существуют нормы, касающиеся самой перевозки кислородных баллонов.
К ним относятся ниже приведенные требования:
- В ходе погрузки газовых баллонов, необходимо убедиться в том, что двигатель автотранспортного средства выключен.
- При погрузке следует избегать встряхивания баллонов, а также неаккуратного обращения с ними;
Номинальное напряжение электрического оборудования в автотранспортном средстве не должно быть выше 24 В.
Этот перечень правил относится к основным требованиям транспортировки емкостей содержащих сжатый воздух или сжиженный газ. Остальные нормы прописываются в правилах перевозки опасного груза, утвержденных Минтрансом РФ 08.08.95.
Исключения
Отдельные ситуации не требуют строгого выполнения всех выше предписанных норм. К примеру, это относится к моменту, когда температурный показатель в транспортируемых емкостях не превышает двадцати градусов по Цельсию, а внутреннее давление не более двух бар.
Эти нормы касаются всех емкостей, содержащих сжатый и сжиженный газ, а также к баллонам, входящим в основную комплектацию автотранспортного средства. К упрощённым правилам перевозки причисляются продукты питания и напитки, содержащие кислород.
Стоит также отметить, что при номинальном уровне вместимости груза, не превышающем тысячи литров, транспортировка производится по упрощённым нормам.
В этом случае на груз не обязательно маркировать и оформлять свидетельства ДОПОГ, разрешения и рассчитывать траекторию пути. Исходя из этого многие предприятия совершают мелкие транспортировки, не требующие оформления дополнительной документации, по сравнению крупным грузом.
Важные моменты
Погрузочные и разгрузочные работы опасного груза производятся непосредственно грузоотправителем и грузополучателем, с обязательным соблюдением правил перевозки. Ответственность несет не только человек перевозящий опасный груз, но также транспортная компания, осуществляющая перевозку.
Важно! Совместная транспортировка кислорода и пропана, не рекомендована, особенно если кузов автомобиля закрыт.
Транспортное средство может перевести столько груза, сколько позволит грузоподъемность. Расчет предельной загрузки производиться в зависимости от состояния дорог.
Размещение и крепление
Ёмкости размещаются горизонтально, с дополнительно установленным предохранительными прокладками.
Предохранительными прокладками могут служить, бруски из дерева, в которых вырезаются отверстия, соответствующие размерным параметрам баллона.
Они удерживают груз, препятствуя перемещению во время перевозки. Для прокладок также используют веревки и резину, толщина которых не должна быть меньше двадцати пяти миллиметров.
Прокладки предохранят баллоны от возможных соприкосновений и ударов друг об друга. Вентили баллонов оснащаются защитными колпачками.
Какие документы должны иметься у водителя
У человека, совершающего транспортировку опасного груза обязательно должна быть при себе следующая сопроводительная документация:
- лицензионная карточка, выдаваемая на транспорт с пометкой «Перевозка ОГ».
- свидетельство, подтверждающее допуск транспортного средства для перевозки опасного груза;
- путевой бланк, на котором указывается маршрут, товарно-транспортная накладная;
- свидетельство, подтверждающее подготовку водителя, для перевозки опасного груза.
Важно! Транспортное средство допускается к перевозке опасного груза, только после прохождения технического освидетельствования, выдаваемого по месту регистрации.
Предусмотрен ли штраф за нарушение правил перевозки
Согласно статье 12.21.2 КоАП РФ, несоблюдение правил перевозки опасного груза влечет к административному штрафу, как для водителя, так и для должностных лиц.
В частности:
- водитель должен уплатить 1-1,5 тыс. руб;
- должностные лица, ответственные за перевозку — от 5-10 тыс. рублей;
- юридические лица — от 150-250 тыс. рублей.
Также возможно лишение прав от четырех месяцев до полугода. Размер административного штрафа зависит от конкретной ситуации, прописанной в статье.
Заключение
Перевозка взрывоопасного груза, требует обязательного соблюдения всех прописанных норм, касающихся не только транспортного средства и погрузки баллонов, но и уровня подготовки водителя. От них зависит безопасность транспортировки опасного груза.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Статья написана по материалам сайтов: www.labadr.com.ua, fpog.ru, prava.expert.
»