Отстоять авторские права в интернете станет проще — КОНЦЕПТУАЛ

Митягин Кирилл Станиславович , кандидат юридических наук

Миф №1. Контент, выложенный в свободный доступ, можно безвозмездно и без разрешения копировать, надо только указать имя автора и источник

«Мы не хотим присваивать заслуги других авторов, просто собираем различные материалы на своем ресурсе. Мы же берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем».

Звучит логично. Мы надеемся, что эта логика в будущем будет в законе. Пока же, к сожалению, это не так.

Busted! Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)!

— Где это написано? абз.2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ

Если автор в явном виде не согласился на копирование своего материала, то использование этого материала будет незаконным и влечёт ответственность.

— И как сделать правильно?

Спросить разрешения у автора. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.

— А если не удается выйти с автором на связь?

Включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами, в котором провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. Скорее всего, это позволит вам избежать иска.

Миф №2. Права на контент в соцсети нельзя защитить

Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что аналогичная подборка материалов копируется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккунт в соцсети нет. Значит защита невозможна?

Busted! Аккаунт можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности (сложный объект, составное произведение и база данных) и получить соответствующую защиту.

— И как сделать правильно?

Защищать аккаунт как прямо поименованные в законе результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Варианты оформления прав и условия охраноспособности для страницы в соцсети представлены для наглядности в таблице:

Критерий

Сложный объект

Составное произведение

База данных

Характер деятельности по созданию РИД

нет требований к творчеству

обязателен творческий характер составительства

нет требований к творчеству

Требования к элементам РИД

должны быть отдельными охраняемыми РИД

могут быть неохраняемыми материалами

Статьи, расчеты, нормативные акты, судебные решения и иные подобные материалы, которые могут быть неохраняемыми материалами

Количество произведений (элементов)

Затраты на создание РИД

не обязательно подтверждать

не обязательно подтверждать

Миф №3. Права на созданный работником контент автоматически возникают у компании

Поскольку сотрудник работает в компании по трудовому договору все созданные результаты считаются интеллектуальной собственностью самой компании. Следовательно, компания может передавать права на эти результаты своим заказчикам и получать за них деньги.

«Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили «хитрый» пункт, что всё созданное работником поступает в собственность компании. Это 100% гарантия!»

Busted! Это самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф.

Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может сама творить, это может делать только человек или коллектив авторов.

— Где это написано?

п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным правообладателем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками творческие результаты «автоматически» становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»). В отечественном правопорядке, к сожалению или к счастью, так не происходит.

— И как сделать правильно?

Чтобы подтвердить свои права на программное обеспечение компания должна иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.

Для получения прав от сотрудников недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем «хитрый» пункт. Для действительности получения прав от работника необходимо четко и последовательно в отношении каждого результата готовить следующие документы:

(1) грамотный трудовой договор, в котором должны быть предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;

(2) формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (например, спецификация);

(3) служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат;

(4) акт о передаче результата от работника работодателю;

(5) соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не совпадает с заработной платой.

— Нам не нужно столько бумаг и бюрократии, это непосильно для интернет-проекта!

Во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность и, возможно, самый ценный, а то и единственный актив, который есть в вашем проекте. Во-вторых, бумажную бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронную форму, используя различные программные решения для совместной работы сотрудников.

Миф №4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов

«Мы свято чтим авторское право и хотим спрашивать разрешение на копирование материалов у всех авторов».

Busted! Совсем не обязательно. Закон предусматривает целый ряд случаев, в которых не надо запрашивать разрешение у автора при использовании его произведений.

— Где это написано?

В частности, допускается без согласия автора цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

— А как сделать правильно?

Изучите полный список исключений, когда можно использовать произведения без согласия автора. Возможно, в вашем проекте эти исключения имеют существенное значение. Вы сможете сэкономить много времени на переговоры с авторами и денег на выплату авторских вознаграждений, воспользовавшись ограничениями закона.
Например, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование, достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст.ст. 1243, 1326 ГК РФ).

Миф №5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов

«За использование контента, который маркирован копирайтом (с), всегда надо выплачивать вознаграждение автору».

Busted! Во-первых, для бесплатного использования произведений также существуют исключения (см. миф №4). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, так называемые «продающие» и рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды и т.д., безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности, но они имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческими.

— Где это написано?

— А как сделать правильно?

Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. В случае сомнения можно посмотреть аналогичную судебную практику и проверить, получают ли данные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.

Выводы:

Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для получения доходов в интернете, поэтому интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века. Однако обращаться с ней нужно весьма осторожно.

Интеллектуальная собственность – это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента в интернете. И пользоваться этим инструментом нужно грамотно, как для наращивания собственных возможностей для увеличения прибыли интернет-проектов, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.

Полное меню
Основные ссылки

Как защитить свои авторские права в Интернете

Почему я об этом пишу

Злободневность рассматриваемой проблемы очевидна. Сегодня зона RU переполнена материалами, небезупречными с точки зрения авторского права. В Сети находится множество статей, книг и других публикаций, размещенных без (и даже вопреки) согласия их авторов. Многие материалы в процессе растаскивания по серверам теряют фамилию автора или меняют ее. Нередко оригинальные тексты подвергаются варварской редактуре и сокращению.

Мне удалось проследить судьбу нескольких собственных статей, периодически отстаивая юридическими методами свои авторские права. На сегодняшний день в печатных и электронных средствах массовой информации у меня опубликовано более 30 работ.

Часть из них выложена на информационных серверах российского Интернета. Мне достоверно известно более чем о 50 нелегальных публикациях моих материалов в Сети (подробнее см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#K).

Такой пример: одна региональная газета скомпилировала материал из нескольких статьей различных авторов, в том числе и моих, не утруждая себя даже придумыванием оригинального заголовка, а использовав название раздела на сайте, где эти статьи были представлены.

На одной домашней странице я также обнаружил свою работу. Хозяин странички, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что разрешение на размещение этой статьи он получил от автора (!) и даже заплатил ему за это. Вот так.

Еще случай: некий адвокат, оказывающий услуги в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте мои статьи (“для собственных нужд”). Трудно было спорить со служителем Фемиды, у которого слово “адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!

Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей конфликты уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это сейчас, а пару лет назад все было по-другому.

Урегулирование разногласий

Рассказывая о своем небольшом опыте урегулирования разногласий, хочу заметить, что, как правило, я не “воевал” с владельцами “домашних страничек”, разместивших у себя мой материал, за исключением случаев, когда их экземпляр был некорректно отредактирован или приписан другому автору.

Если хозяин “домашней странички” шел на переговоры, исправлял неточности и указывал мое авторство, то никаких дальнейших действий в отношении него не предпринималось. Однако не все владельцы отличались порядочностью, поэтому в конфликт приходилось порой вовлекать и хостинг-провайдеров.

Первый контрафактный экземпляр собственной статьи я обнаружил в США в 1999 г. среди русскоязычных страниц Hack School на сайте фирмы Fortunecity Community. Так как я не смог связаться с владельцем этой “школы”, мне пришлось обратиться к вышестоящему “сайтовладельцу” (т. е. к компании Fortunecity Community). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности. Убедившись в обоснованности обвинения и в том, что Hack School содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, провайдер закрыл Hack School через два часа после представления доказательств. И хотя о необходимости столь быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Контрафактные экземпляры неоднократно попадались и на отечественных серверах, бесплатно предоставляющих пользователям место для размещения своих страниц. На сайтах, где адрес владельца был указан, переговоры велись напрямую, и зачастую успешно. В случаях, когда частный сайт не имел обратного адреса, приходилось обращаться непосредственно к хостинг-провайдеру.

Порой на просьбу сообщить e-mail хозяина “домашней странички”, обнародовавшего мой материал, или переслать ему претензионное письмо мне отвечали: “не наше дело, сами решайте”, а то и более грубо. Впрочем, обычно мне удавалось сделать представителей компаний более вежливыми и сговорчивыми и в конечном итоге мы приходили к соглашению, но путь к нему был неблизок.

Опыт общения с нарушителями авторского права подсказывает, что прежде чем направлять претензии тому или иному сайтовладельцу, следует подготовить доказательственную базу (о ней будет рассказано чуть позже). Именно благодаря заранее подготовленным аргументам удавалось в кратчайшие сроки находить компромисс, не доводя дело до судебного разбирательства.

Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные тезисы о законности использования материалов, подкрепленные соображениями о “размещении для собственных нужд”, использовании “динамических страниц” и т. д. Как правило, компании, изучив представленные доказательства нарушения ими авторских прав, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии, признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.

Доказательственная база

В процессе подготовки к возможному судебному разбирательству следует запастись доказательствами. К их числу (согласно ст. 49 ГПК РСФСР) относятся “любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела”.

Кстати, следует отметить, что еще 20 лет назад Госарбитраж СССР и Верховный Суд СССР, уточняя источники получения фактических данных, однозначно признали письменными доказательствами документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

Не рассматривая весь комплекс подготовки доказательств, хочу остановиться только на наиболее важных и интересных моментах. Прежде всего, полагая, что потенциальный ответчик легко может удалить контрафактную публикацию, мною заранее были подготовлены распечатки, заверенные сотрудниками поисковых систем “Апорт” (персональная благодарность Е. Кириеву) и “Яндекс” (отдельное спасибо Е. Колмановской и А. Амилющенко).

Это интересно:  Подлежит ли возврату парфюмерная продукция?

Кроме того, готовясь к судебному разбирательству, целесообразно заручиться материалами Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен, по вашей просьбе, нотариус.

Когда потенциальные ответчики апеллировали к неприменимости российского права к Рунету вообще и сетевым публикациям в частности, я знакомил их с выдержками из письма Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ (МПТР, полный текст “переписки” см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#I), которое получил в ответ на свой запрос.

Министерство печати об авторском праве в Сети

Ниже я привожу свои вопросы и ответы на них министерства, снабдив их небольшими авторскими комментариями, которые, впрочем, можно пропустить.

Вопрос: Является ли авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, объектом авторского права?

Ответ МПТР: “По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она представляет собой произведение в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»” (далее — Закон).

Комментарий. Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

Статья 6 указывает, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. ”.

Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

В статье 7 дается неполный перечень произведений, попадающих под определение “объект авторского права”. Первыми в списке названы литературные произведения, чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не рассматриваемым в качестве объектов авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.

Таким образом, электронная статья однозначно представляет собой объект авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вопрос: Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

Ответ МПТР: “Размещение авторской работы, являющейся авторским произведением в соответствии с Законом, на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”.

Комментарий. Целесообразно, пользуясь законом, определить разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, в соответствии со статьей 4 Закона:

“Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом”.

“Опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы”.

МПТР РФ вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Здесь не все бесспорно. Дело в том, что обнародование осуществляется путем предоставления свободного доступа к материалу неограниченному кругу лиц, но без создания экземпляров.

Таким образом, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона (“воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.

Как известно, размещение статьи в Сети является обнародованием, а применение статьи 18 (воспроизведение в личных целях) порождает абсурдное словосочетание “воспроизведение в личных целях путем обнародования”.

Вопрос: Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, его компьютер получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Можно ли рассматривать указанную копию в качестве “экземпляра произведения”?

Ответ МПТР: “Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме”.

Комментарий. Электронная копия статьи записывается во временный каталог на компьютере пользователя, откуда она воспроизводится на экран монитора. Следовательно, вольно или невольно возникает “экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вопрос: Является ли сайт средством массовой информации, в том числе “иным средством массовой информации”?

Ответ МПТР: “Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»”.

Комментарий. Самое время разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со статьей 2 указанного Закона, “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”.

Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и специализированное СМИ: “Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”.

Есть в Законе и статья 24 (“Иные средства массовой информации”), где четко сказано: “Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение “массовая информация“ вполне подходит к содержимому сайтов, так как оно (в том числе “аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона — да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” служит одной из основных целей многих сайтов.

Изучая далее текст Закона, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, как правило, не являются журналистами (цитирую: “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), так как далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на все вышеизложенное, следует признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества идея свободного распространения и копирования любой информации в Сети.

Увы, у этой точки зрения много поклонников и они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и им охраняются.

Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона “Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

Аргументы, используемые нарушителями

Теперь хотелось бы остановиться на аргументах, наиболее часто используемых нарушителями, и рассмотреть степень их состоятельности. Итак…

Размещение чужих материалов на сайте порой обосновывается правом воспроизведения в личных целях, что не требует согласия автора и выплаты вознаграждения, но этот аргумент несостоятелен, так как размещение на сайте подразумевает его обнародование (подробнее см. комментарий к пункту 2 письма Министерства печати).

Другой аргумент, используемый нарушителями, основывался на ст. 19. Закона “Об авторском праве и смежных правах”, где указано, что допускается обнародование материала без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Пункт 3 статьи гласит: “. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах. статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором”. С этим можно поспорить.

Во-первых, “передача в эфир”. По ст. 4 этого Закона: “Передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). ”.

Во-вторых, “сообщение по кабелю”. Согласно статье 4: “Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств”.

Таким образом “сообщать” означает: “показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы). ”, а “экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме”. При распространении информации с сайта возникают экземпляры (см. письмо Министерства печати и комментарий к нему). Так как возникают экземпляры, следовательно, это не “сообщение”, а значит, этот пункт тоже не подходит.

Таким образом, статья 19 Закона “Об авторском праве и смежных правах” неприменима к рассматриваемому случаю.

Еще один интересный аргумент — тезис об использовании так называемых динамических страниц, когда используются скрипты, которые автоматически копируют тексты (чаще всего новости) с различных сайтов. Если эти тексты вы выкладываете на своем сайте, то с правовой точки зрения это цитирование, а фактически перепечатка.

Есть и другие аргументы, но сейчас нецелесообразно на них останавливаться, их рассмотрение актуально в контексте конкретной ситуации.

Ответственность за нарушение авторских прав

Нарушители авторских прав, помимо мер гражданско-правовых, могут быть подвергнуты уголовной или административной ответственности. Напомню соответствующие положения кодексов.

Уголовная ответственность: в соответствии со статьей 146 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры взыскиваемой заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от 4 до 6 месяцев, а лишение свободы может быть применено на срок до 5 лет.

Административная ответственность: в соответствии со статьей 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если эти экземпляры являются контрафактными; или на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей; или на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью статьи 150.4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией экземпляров.

Это интересно:  Что покрывает ОСАГО и на какую сумму

Способы защиты сетевых публикаций

Значительно проще отстаивать авторские интересы, если позаботиться о них заранее.

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

    публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);

    нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;

    документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);

    программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). В этой связи см. https://www.internet-law.ru/copyrighter/.

    К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на “Доске Позора”, и аналогичные “выставки” плагиата).

    В заключение хочется отметить, что пришла пора серьезно задуматься о правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав.

    На сегодняшний день несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем обитатели Сети освоят цивилизованные формы использования чужих материалов.

    ВНИМАНИЕ!
    Статья охраняется авторским правом.

    Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
    или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
    Любое нарушение прав автора будет преследоваться
    на основе российского и международного законодательства.

    Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

    Авторские права в интернете

    В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы — всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

    Что такое авторское право в интернете

    По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

    • общение в соцсетях;
    • служебная электронная переписка;
    • отслеживание новостей;
    • поиск информации и товаров;
    • удалённая работа;
    • видео и аудио;
    • другие цели.

    Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

    Каждый день в сети интернет появляются оригинальные публикации

    Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

    Правовые нормы, защищающие авторские права

    Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

    • Гражданским кодексом РФ;
    • Конституцией РФ;
    • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
    • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
    • Всемирной конвенцией об авторском праве;
    • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
    • Договором ВОИС по авторскому праву;
    • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
    • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
    • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

    Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

    Видео: защита авторских прав в России

    Объекты авторских прав

    Объектами авторского права в интернете являются:

    • литературные произведения;
    • любой уникальный текстовой контент;
    • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
    • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
    • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
    • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
    • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
    • мастер-классы и обучающий контент;
    • компьютерные программы, приложения, игры;
    • операционные системы на любом языке и в любой форме;
    • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
    • дизайн сайтов и отдельных страниц;
    • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
    • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
    • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

    Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

    Какие материалы не могут являться объектами авторского права

    Не могут являться объектами авторского права следующие материалы:

    • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
    • произведения народного творчества;
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
    • короткие названия и лозунги.

    Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

    Гжель — это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

    А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

    Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике возникают ситуации, когда автор должен доказать авторство на свой рекламный слоган.
    Наряду с общими способами защиты гражданских прав, закреплёнными в ст. 12 ГК РФ, защита рекламного слогана может осуществляться специальными способами.

    Ст.1259, Гражданский кодекс РФ

    Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

    Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

    Для такого способа принято использовать символ Copiright — ©. Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

    Если публикация совершена вами на официальном ресурсе, то, как правило, у каждого произведения есть номер публикации

    Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

    Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

    Присутствие логотипа по ходу всего просмотра означает авторское право и ограничивает использование материала

    Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

    • через модерирование и администрирование;
    • через встроенные системы защиты.

    Любой сайт контролируется администратором и практически любой — модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

    Встроенная антипиратская система — это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

    • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
    • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
    • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
    • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
    • канал блокируется.

    Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

    Официальный способ защиты авторских прав

    Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

    Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

    Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

    • ценовая политика;
    • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
    • отзывы в интернете;
    • территориальное расположение.

    Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

    Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

    Какие документы нужны для оформления

    Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

    • заявление на регистрацию авторских прав;
    • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
    • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
    • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
    • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
    • реквизиты автора (ов).
    Это интересно:  Узнать данные по инн об организации

    Фотогалерея: образцы заявлений на регистрацию авторских прав

    Куда обращаться при нарушении авторских прав

    Если автор обнаружил свой материал на чужом ресурсе, меры можно принимать немедленно.

    Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

    Ст.15 Федерального закона №187

    Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

    • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
    • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
    • фиксировать дату и время направления уведомления.

    Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

    Незаконное использование материалов чревато ограничением доступа к сайту

    Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений — к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

    Как подать заявление в суд

    Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец — юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо — в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

    До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

    При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные — это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

    Исковое заявление без материальных требований можно составить самостоятельно

    К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

    Судебная практика

    Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

    Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

    Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.

    Топ 9 мифов об авторских правах

    Хотел бы начать цикл статей с развеивания некоторых самых популярных мифов об авторских правах, с которыми я сталкиваюсь каждый день. Эти мифы так плотно засели у многих в головах, что очень часто приводят к серьезным ошибкам. Даже опытные юристы, работающие в крупных компаниях порой путаются в элементарных вещах, и это приводит к крупным потерям. Чтобы вести творческую, в особенности, продюсерскую или режиссерскую деятельность нужно знать:

    Главное правило в авторских правах — не знаешь, чье это — не используй.

    1) «А я нашел в интернете, это свободный источник». НЕТ ПОНЯТИЯ СВОБОДНЫЙ ИСТОЧНИК. Всё, что выложено в интернете также защищено правом. Если вы видите музыку, картинку, видео, логотип, дизайн и не знаете автора, то лучше не трогайте, серьёзно. Да, есть некоторые сайты, как depositphotos.com, где можно легально взять изображения. Но это официальные источники и там обязательно указывать автора или платить небольшую сумму. Иногда лучше заплатить доллар за картинку чем попасть на 10 тысяч. Конкретно эту часть регулирует 1276 ст ГК РФ. Обратите внимание, что ИНТЕРНЕТ там не является свободным источником. Там жестко определены источники

    3) «У нас же некоммерческий проект, что такого». С некоммерческими проектами, действительно, немного проще, но, в законах нигде не говорится о разнице использования в коммерческих и некоммерческих целях. Различие только в том, что если вы зарабатываете деньги на проекте, то с вас спрос будет больше.

    В некоммерческом проекте с вас, может, ничего не возьмут или небольшой штраф, но нервы потрепят неслабо. В конце концов, у автора есть право вообще запретить вам использовать своё творчество. Например, если вы решили снять студенческий фильм по пьесе Ионеско, а его наследники вам запретят, то и проекта не будет. Следите за этим. Даже если вы делаете некоммерческий проект, то обязательно нужно связываться с автором.

    4) «Как так? Вон, там Вася делал по пьесе Ионеско и ему ничего. Че за бред ты несешь». Нужно понимать, ребята, что есть политика конкретных авторов и компаний правообладателей. Некоторые авторы наоборот рады, когда их творчество распространяется и фанаты используют, пишут фанфики, снимают видосы, косплеят и тд. А есть, особенно среди наследников авторов очень жесткие ребята. Если мне не верите, то попробуйте чё-нить сделать по Мастеру и Маргарите. Вам прилетит удар со скоростью света.

    Вообще, если вы не хотите договариваться с авторами, то это всё равно, что пойти на войну. Вас могут убить, а могут не убить. Но если вас не убили, то это не значит, что на войне всё классно.

    Можете рассчитывать на свою удачу, конечно. Но поверьте, как только ваш проект будет представлять хоть какой-нибудь интерес коммерческий, то вас найдут.

    5) «Чтобы мою идею не украли, нужно ее зарегистрировать в РАО» . Автор не дал мне документы о госрегистраици произведения, значит ничего я ему не должен» Я пробил песню в РАО, её там нет, значить она не защищена»

    У нас по закону НЕТ НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ авторского права. То есть вообще никакой. Если автор сможет доказать, что он автор, значит вы будете ему должны. Доказать он сможет изданными книгами, дисками, выпущенными экземплярами, свидетелями, договорами. Чем угодно. Если становится объективно неоспоримо, что человек является автором, то отрицать вы это не можете. Даже наоборот. если человек заявил о своем авторстве, то это вы должны доказать, что это не так. Презумпция авторства. Это вам не то. Ст 1232 ГК РФ ( КОММЕНТАРИИ К НЕЙ!)

    А вообще, идеи не регистрируются в рао. в статье 1225 указано, что вообще защищается авторским правом.

    6) Ну че, нигде автор не зарегистрирован, в интернете я его имени не нашел, че, я его искать что — ли везде должен и вообще знать всех авторов? На картинках копирайт не стоял, значит всё.

    Да, ребят. Для того на проектах есть должность «Редактор». Это большая работа. Они должны проверять все материалы не только на грамотность, но и на права. Да, если вы не знали имя автора и не нашли его, то это ВАШИ проблемы, а не автора. Таким грешат часто на тв или в кино, когда берут дизайны или фотографии.

    7) «Я на своём сайте опубликовал материал с другого сайта. Вон и ссылку указал». Если сайт позволяет свои авторские материалы копировать со ссылкой, то всё ок. Но бывает, что в своих материалах сайты используют картинки, видео или фото. Вот если вы копируете их статью вместе со всеми материалами, то авторы оных могут вам предъявить, так как у сайта, с которого вы взяли, может быть лицензия на эти материалы, а вы ее не получили.

    Да, иногда можно сделать цитирование, но это нужно делать всегда правильно. Я об этом расскажу ещё, в дальнейшем.

    8)» Да ладно, кто нас проверит. Будут они ещё где-то в россии искать. Вон, сколько у нас нарушают и ничего. «

    В последние годы всё очень изменилось. Теперь все организации, даже кафе у Ашота платят отчисления за музыку, например. Тенденция идет к тому, что всё меньше и меньше возможности прокатиться на везении. Повторюсь, что всё зависит от масштаба проекта. Но есть ещё ютуб и другие соц сети. Если вы хотите сделать, действительно, хороший продукт, то его будет заметно.

    9) «Авторские права — фигня. Копейки. Не буду особо заморачиваться ради них и заниматься договорами. Гонорар всё равно больше. «

    Это больше относится к создателям контента, вроде композитора, художника, дизайнера и тд. Реально ваши авторские права стоят гораздо больше гонораров. И когда люди не придают значения правильному заключению договоров с клиентами и передают им свои права, то теряют очень большой доход.

    Например, театральные художники часто получают роялти, то есть, отчисления от каждого спектакля. Это 2-3 процента. Немного, но если учесть, что доход от спектакля может достигать миллиона, а идти он может два раза в месяц, то это уже около 60 тысяч. А если художник сделал 5 спектаклей? И так можно о любой профессии. Если вы фотограф и делаете хорошие снимки, то за каждую публикацию вы можете получать деньги, как и композитор за каждое исполнение.

    Статья написана по материалам сайтов: internet-law.ru, ozakone.com, pikabu.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector