+7 (499) 110-92-57  Москва

+7 (812) 490-75-26  Санкт-Петербург

8 (800) 222-78-21  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Экспертиза нормативно правовых актов

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Понятие «экспертиза» представляет собой исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. Д. Правовая экспертиза нормативных правовых актов — это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального и административного права).

Роль: правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации является эффективным способом обеспечения их правового качества. В процессе проведения такого исследования осуществляется всесторонняя и объективная проверка законопроекта на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего региона, правилам законодательной техники, выявляются содержащиеся в проектах законов нарушения, что позволяет предупреждать возможные законотворческие дефекты и ошибки. Меньшее количество таких отступлений в законопроектах от установленных правил способствует тому, что законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются и принимаются более качественные законы. В результате правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации положительно сказывается на качестве и эффективности всего российского законодательства, позволяющего гражданам реализовать принадлежащие им права и свободы в полной мере.

Уровни экспертизы: федеральный? Региональный?

Содержание

40). Объекты, субъекты и виды экспертизы нормативных правовых актов.

Экспертиза НПА — исследовательская деятельность ,проводимая для оценки НПА и выработки мер по соответствию НПА актам высшей или той юридической силы и правилам ЮТ

Объект экспертизы НПА:1.проект.,2. принятого док-та

Субъекты:-правовое управление Аппарата Гос.Думы -министерство юстиций РФ -юридич.службы(департаменты)гос.органов -прокуратура- иные орг-ии и учреждения-специалисты в различных областях знаний

По субъектам:гос.орг-ии(органы гос-ва.,гос.учреждения), негос. орг.

По функциональному признаку:внешняя,внутренняя

По видам правовых актов:нормативных актов(закон), индивидуальных актов

По степени обязательности:обязательная,независимая(добровольная)

Юридическая (экспертиза, проводимая с точки зрения законности правового акта);

Политологическая (предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий);

Логическая(которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила ЮТ);

Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).

Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции)

внутренняя экспертиза, кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: понятие, цели, порядок проведения

Правовая экспертиза нормативных правовых актов призвана установить соответствие документов с правилами, определенными действующим законодательством. Независимо от области действия, принципы остаются неизменными.

Принципы

Проведение правовой экспертизы нормативных актов основывается на таких принципах:

  • Независимость субъектов экспертной деятельности, а также лиц, причастных к разработке документов.
  • Всеобщность — проверке должны подвергаться все документы.
  • Профессионализм — эксперты должны обладать определенными компетенциями и соответствующей квалификацией.
  • Обязательность — субъекты нормотворчества должны корректировать свою деятельность в соответствии с результатами проверки.
  • Ответственность — эксперты лично отвечают за итоги экспертизы и пропущенные нарушения.

Порядок осуществления

Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов унифицирован и закреплен на законодательном уровне. Для начала собирают пакет необходимых документов, которые могут быть поданы как в бумажном, так и в электронном виде.

Следующим этапом является выработка и формулировка цели проверки. От того, насколько ответственным будет подход к данному моменту, зависит качество и полнота итогового отчета.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов возложена на квалифицированных специалистов, которые наделены соответствующими полномочиями. Важно, чтобы лица, осуществляющие проверку, хорошо ориентировались в данной конкретной сфере.

Перечень документов

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов требует предоставления в контрольные органы ряда дополнительных документов. К ним относятся:

  • сопроводительное письмо с указанием имени и контактных данных ответственного лица;
  • 2 нотариально заверенные копии акта, подлежащего проверке;
  • сведения юридической службы субъекта о внутреннем согласовании документа;
  • пояснительная записка, в которой изложены основания для принятия разработанного документа;
  • нотариально заверенная копия результатов внутренней проверки документа юридической службой организации;
  • сведения о действующих законах в сфере, к которой относится вновь разработанный документ;
  • в случае внесения изменений в существующий документ, должна быть представлена заверенная копия сравнительного анализа старой и новой версий;
  • подтверждение согласования нового документа с заинтересованными сторонами;
  • для регуляторных актов требуется оригинал и 2 копии решения о согласовании документа с органом исполнительной власти;
  • нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают правомочность действий органа, разработавшего документ.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов целесообразна в ситуациях, когда существуют некоторые сомнения относительно легитимности тех или иных документов. При этом юрист организации самостоятельно готовит акты, доверенности, приложения и прочие документы, которые имеют отношение к проверке. Цель экспертизы нормативно-правовых актов выражается в следующих пунктах:

  • поиск и обоснование нарушений законодательства;
  • детализация конкретных положений документа;
  • выявление непреднамеренных нарушений, которые вызваны недостаточной компетентностью лиц, работавших над составлением акта;
  • анализ документа на соблюдение основных человеческих прав;
  • проверка положений договора с целью уточнения прав и обязанностей сторон.

Методика

Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов включает в себя следующие основные пункты:

  • Определение предмета. В обязанности заказчика входит разработка перечня вопросов, ответы на которые будут прописаны в заключении эксперта. Для того чтобы данный список был наиболее точным, специалиста уже на этом этапе привлекают к работе над документом.
  • Анализ правомерности содержания документа, а также соответствия его формы установленным стандартам. Если в оформлении или содержании документа допущены какие-либо ошибки и неточности, он признается недействительным.
  • Анализ каждого отдельного положения с целью выявления соответствия законодательству. В случае обнаружения противоречий документ может быть аннулирован. При этом исполнитель может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств без каких-либо правовых последствий.
  • Если все условия по предыдущим пунктам выполнены, специалист приступает к ответу на вопросы, которые были поставлены заказчиком на начальном этапе. Таким образом, будет проведена работа по выявлению возможных ошибок или противоречий текущему законодательству.
  • Экспертное заключение может быть сформировано как в письменной, так и в устной форме. В нем специалист дает рекомендации по исправлению конкретных пунктов документа. Если вывод оформлен в письменном виде, эксперт обязан приложить к нему копии документов, на которых основаны итоги проверки.

Критерии оценки

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов подразумевает соответствие ряду критериев. Основными считаются следующие:

  • соответствие конституционным нормам;
  • соответствие государственным законам и актам высшей юридической силы, которые действуют в конкретной отрасли;
  • соответствие международным договоренностям;
  • наличие факторов, способствующих коррупционным явлениям;
  • соблюдение технологии составления;
  • обоснованность выбора формы документа;
  • правильность применения основных терминов.

Виды экспертизы

Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов может соответствовать следующим видам:

  • Правовая — проводится органами юстиции на государственном и на региональном уровнях. Выявляет правильность трактовки норм закона, а также использования правовых категорий и терминов.
  • Научная — осуществляется соответствующими институтами или учебными заведениями.
  • Экологическая — устанавливает связь реализации проекта с изменением состояния окружающей среды. Также пункты документа проверяются на соответствие техническим нормам.
  • Антикоррупционная — направлена на выявление в нормативно-правовом акте недоработок или лишних пунктов, приводящих к возникновению коррупционных явлений.
  • Рисковая — подразумевает оценку последствий принятия к исполнению рассматриваемого документа.

Антикоррупционная экспертиза

Каждый документ должен быть проверен на наличие коррупциногенных факторов. Это способствует открытому и прозрачному ведению деятельности в дальнейшем. Так, антикоррупционная экспертиза подразумевает выявление следующих моментов:

  • размытое определение прав, полномочий и рамок ответственности органов и уполномоченных лиц, что может создать почву для конфликта интересов или превышения злоупотребления должностными обязанностями;
  • дополнительные препятствия и трудности для получателей услуг, что препятствуют реализации интересов и прав, а значит, создают предпосылки для коррупционных действий;
  • нечеткое описание административных процедур или же полное их отсутствие;
  • отсутствие конкурсных процедур или противоречивые моменты в организации их проведения.
Это интересно:  14 Банковских дней это сколько календарных

Признаки несоответствия нормам законодательства

Юридическая экспертиза нормативно-правовых актов направлена на выявление несоответствия новых документов нормам действующего законодательства. Признаки нарушений следующие:

  • отсутствие правовых оснований для разработки и принятия нового нормативно-правового документа;
  • попытка ввести новый документ, который по содержанию дублирует ранее отмененный;
  • неправильный выбор законодательной базы для разработки нормативного документа;
  • разработка и принятие документа лицом или органом, в чью компетенцию это не входит (либо же с превышением полномочий);
  • принятие правового акта с нарушением установленного порядка.

Законодательная база

Экспертиза нормативно-правовых актов РФ проводится на основе таких законов:

  • ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Несмотря на то, что данный документ служит основой для проведения проверки, в нем не обозначены требования к исполнителям, а также степень их ответственности.
  • ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Обозначает возможность заказа и проведения экспертизы вновь разработанных нормативных документов или дополнений к ним. Тем не менее, закон не определяет ни самого понятия данной процедуры, ни порядка ее проведения.
  • ФЗ «Об экологической экспертизе». Предусматривает проверку на соответствие экологическим нормам. Особое внимание уделяется соответствию установленным техническим регламентам, а также возможности нанесения ущерба окружающей среде.
  • ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Содержит существенные сведения по проведению финансовой экспертизы проекта нового документа. Особое внимание уделяется пунктам, касающимся расходов, которые покрываются путем государственного финансирования.
  • ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Содержит существенные сведения для проверки проектов административного значения.
  • ФЗ «Об экспертизе и экспертной деятельности в Российской Федерации». Содержит общие положения и правила проведения проверки документов.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов: пример

Не всегда теоретическое описание сразу раскрывает реальную сущность того или иного явления. А особенно, если речь идет о таком сложном процессе, как правовая экспертиза нормативных правовых актов. Пример может быть приведен в виде следующих конкретных ситуаций:

  • Во время судебного разбирательства по исполнению или неисполнению договорных обязательств могут возникнуть спорные моменты. Таким образом, может быть принято решение о назначении соответствующей экспертизы.
  • В процессе договорных отношений нередко возникает необходимость включения в соглашение дополнительных пунктов, условий и приложений. Перед этим специалистом должно быть установлено, что они не противоречат первоначальному акту.
  • При составлении сделки на покупку недвижимости стороны не всегда уверены в своей материальной выгоде. Кроме того, подобные операции всегда сопровождаются существенными рисками. Чтобы минимизировать их, следует заказать у специалиста соответствующую проверку на определение правомерности пунктов договора.
  • Огромное количество споров вызывает правомерность и законность пунктов кредитного договора. Особенно в том случае, когда речь идет о крупных суммах. В данном случае нужна не только юридическая, но также и экономическая проверка, которая поможет определить, правомерен ли механизм начисления процентов.
  • На данный момент все большее распространение получает такой документ, как брачный договор. Чтобы интересы всех сторон были соблюдены, данное соглашение должно пройти проверку на соответствие Семейному Кодексу и прочим актам, регулирующим данную сферу.

Направления совершенствования

Совершенствование экспертной деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

  • Принятие закона об экспертизе, в котором будут четко обозначены понятия, принципы, цели и прочие существенные моменты.
  • Выведение экспертизы из ведения государственных органов и передача полномочий независимым специалистам.
  • Объединение известных видов экспертизы в единую процедуру.
  • Административная ответственность эксперта за преднамеренное ложное заключение.

Заключение

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов — это необходимая процедура. Она подразумевает установление соответствия документа законодательным нормам. Независимо от отрасли, во время проверки действуют унифицированные принципы. Несмотря на распространенность практики и накопленный опыт, данная сфера деятельности требует дальнейшего усовершенствования.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: понятие, субъекты и виды. Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов или, как ее еще называют, юридическая служит для проверки документов на предмет их соответствия действующему законодательству в какой-либо области. Она используется в тех непростых ситуациях, когда есть необходимость установления легитимности документов: уставов, приказов, договоров и т. д.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет правовая экспертиза нормативных правовых актов (понятие, субъекты), как она проводится и некоторые другие, связанные с этим вопросы.

Общая информация

Когда процедура назначена, эксперт составляет вопросы, необходимые для раскрытия специфики и содержания исследуемого документа. Далее формируется список других документов, которые помогут прояснить ситуацию. Ими могут быть различные акты, приложения, доверенности и т. п. Вообще, экспертиза может иметь разные направления:

  • установление факта нарушения в документе законодательного акта;
  • проведение анализа каких-либо пунктов, например относительно порядка расчетов, ответственности, прав и обязанностей сторон договора и др.;
  • расшифровку и более детальное рассмотрение положений контракта или договора.

Для чего назначают экспертизу

Предоставленные для экспертизы документы проверяются на соответствие актам закона. Законодательство может быть нарушено по неосторожности, из-за некомпетентности или же преднамеренно. Исследуются как федеральные, так и региональные или муниципальные акты, чтобы в них не встречались противоречия. Анализу могут быть подвержены также постановления и приказы руководителей организаций, чтобы права и свободы сотрудников, которые должны их исполнять, соблюдались в полной мере.

  • федеральным законам;
  • кодексам РФ (административному, гражданскому, уголовному);
  • нормам и правилам, которые утверждены органами, контролирующими соответствующие области;
  • региональным и муниципальным актам;
  • другим законодательным актам.

Процедуру могут назначить, к примеру, при судебном разбирательстве на предмет исполнения договорных обязательств, если один участник считает, что положения контракта являются незаконными. В то же время правовая экспертиза нормативно-правовых актов может быть инициирована одним или несколькими сотрудниками организации. Причинами могут стать сомнения относительно соответствия названных документов положениям текущего законодательства или конституционным правам.

Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов является превентивной в случаях проверки договоров перед заключением важной сделки. Это позволяет в будущем избежать судебных споров, касательно отдельных пунктов договоров и положений, которые были подписаны сторонами. Проверкой также устанавливается соответствие пунктов сделки основам правопорядка и нравственности.

Что еще может прояснить экспертиза

Часто описываемая экспертиза разъясняет какие-то пункты договоров или же раскрывает юридический смысл и возможные последствия того или иного шага, прописанного в них или появляющегося после подписания. Неискушенные в вопросах юриспруденции граждане могут попросту не заметить подводных камней, которые подразумеваются под тем или иным пунктом.

Юридические понятия могут иметь сходное звучание, но оказаться разными по смыслу. Такие трактовки могут встречаться в самых различных узкоспециализированных областях, и юриспруденция не является в этом смысле исключением. Поэтому человек, не обладающий специальными знаниями, может сделать ошибочный вывод из договора, отличный от того, который в него вложил автор. Кроме этого, невыгодные условия обычно юристами маскируются так, что дилетант их просто не заметит. Таким образом, в ряде случаев проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов является обязательным условием.

Когда экспертиза необходима

В любой ситуации, где оформляются документы, может быть назначена экспертиза. Договоры, приказы, положения и прочее — все это может исследоваться экспертами. А значит, если у составителей либо у тех, кто должен выполнять положения, возникают сомнения на предмет их соответствия действующему законодательству, лучше доверить проверку документа настоящим экспертам.

Конкретные случаи для назначения экспертизы

Но есть и ситуации, когда процедура назначается чаще всего:

  1. Так, при судебном разбирательстве может потребоваться проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов по вопросу исполнения обязательств согласно пунктам договора.
  2. Также она может потребоваться в случае, если предстоит серьезная сделка по объекту недвижимости. Тогда благодаря эксперту существенно снизится риск потери средств при покупке. Юрист при этом может дать советы, как лучше поступить в соответствии с жилищным правом, а также проанализировать чистоту сделки.
  3. Современные пары все чаще предпочитают подписывать брачный договор. Тогда помощь специалиста заключается в проверке его на соответствие законодательству. При необходимости даются рекомендации по изменению или добавлению каких-то пунктов.
  4. Правовая экспертиза нормативных правовых актов, примеры которой мы рассматриваем в статье, необходима и в случаях, когда в кредит берется крупная сумма (будь то ипотека, средства на осуществление предпринимательской деятельности и т. п.). При этом исследуется как экономическая составляющая, в которую входит законность начисления процентов и исполнения других пунктов договора, так и соблюдение прав при различных особых условиях (форс-мажорные обстоятельства, досрочное погашение, банкротство и др.).
  5. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов может понадобиться также при включении в договор дополнительных документов, в которых регулируются различные тонкости отношений сторон и уточняются обязанности при наступлении особых случаев.
Это интересно:  Временная Регистрация Ставится Ли В Паспорт

Иногда проверку назначают для установки факта, насколько действия юридического лица соответствует тем нормам, которые зафиксированы его учредительными документами.

Документы для экспертизы

Так как процедура проводится по предоставляемым бумагам, они должны быть переданы в удобной для исследования форме — на электронном носителе, присланы на E-mail, в виде копий, ксерокопий или оригинальных документов. Также должен быть четко установлен предмет проведения вместе со всем списком вопросов, на которые должны быть получены ответы. В таком случае методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов будет максимально соответствовать запросу заявителя.

Процедура

Описываемая процедура проводится узконаправленным специалистом, имеющим все необходимые знания и компетенцию в соответствующей области. В предмете исследования эксперт должен ориентироваться полностью, знать все последние изменения нормативных документов, иметь доступ к необходимым базам данных, чтобы грамотно реализовывать свою деятельность.

Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов состоит из нескольких этапов:

  1. Ставятся основные задачи.
  2. Проводится анализ на правильность составления документа.
  3. Анализируется соответствие его действующему законодательству.
  4. Исследуется запрос заказчика.
  5. Составляется заключение эксперта.

Правовая основа

Рассмотрим, какие требования правовой экспертизы нормативно-правовых актов должны выполняться. Процедура может осуществляться отдельными специалистами и негосударственными организациями, у которых накоплены соответствующие знания и компетенции в конкретной области. Это зафиксировано в 41-й статье ФЗ №73 от 31 мая 2001 года, где в целом регулируется экспертная деятельность на территории России.

Гражданский кодекс определяет соответствие сделки закону. Так, в ст. 168 говорится, что сделка, не соответствующая предписаниям закона, признается недействительной. А ст. 169 определяет ее незаконность в случаях, если она противоречит правовым основам и принципам нравственности.

Вопросы для специалистов

У эксперта могут запрашивать только информацию, касающуюся относительно его компетенции. Рассмотрим примерный список. Конечно, он не полон и имеет общий характер, но он сможет помочь сформировать образец правовой экспертизы нормативного правового акта, который клиент хочет получить в результате. Вот эти вопросы:

  1. Составлен ли документ правильно?
  2. Соблюдены ли в нем требования правопорядка и нравственности?
  3. Имеется ли риск признания его недействительным, и если да, то какой он?
  4. Нет ли нарушения прав и свобод контрагентов в документе?
  5. Есть ли в нем ошибки? Какие?
  6. Какие требуются еще документы, чтобы были учтены субъекты правовой экспертизы нормативных актов?
  7. Какие пункты нужно изменить?
  8. Какие пункты еще добавить?
  9. Каково юридическое значение конкретного пункта?
  10. Какие обязанности должна совершить сторона, исходя из юридического смысла конкретного пункта?
  11. Нужны ли детали для исследования части документа?
  12. Не имеет ли пункт скрытый смысл и толкование?
  13. Как лучше переформулировать пункт, чтобы избежать неоднозначности в трактовке?
  14. Имеются ли ошибки и неточности в пункте?
  15. Может ли лицо, которое завизировало документ, делать это?
  16. Есть ли в нем положения, которые ухудшают положение одной стороны по отношению к другой?
  17. Может ли документ в случае его подписания привести к дополнительным расходам клиента?

После ответа на эти вопросы заключение правовой экспертизы нормативного правового акта станет более полным и ясным. Однако для исчерпывающего понимания следует конкретизировать вопросы в каждом случае. Тогда оценка эксперта поможет вам принять единственно правильное решение.

Экспертное заключение

После того как правовая экспертиза нормативно-правовых актов завершена, составляется заключение эксперта. В нем должна быть отражена нижеследующая информация:

  1. Реквизиты акта, который был подвержен юридической экспертизе, с указанием всех изменений и дополнений, если таковые были.
  2. Повод исследования. Например, был принят новый закон федерального, регионального или муниципального уровня, или имеются сомнения по поводу того, что в документе есть противоречие закону, ошибочное положение и т. п.
  3. Предмет регулирования и его соответствие с указанием соответствующих статей.
  4. Состояние регулирования в рассматриваемой сфере.
  5. Оценка компетенции.
  6. Соответствие содержания акта Конституции РФ.
  7. Согласованность со всеми правилами юридической техники.

Заключение

В статье мы рассмотрели, что такое правовая экспертиза нормативных актов, понятие и виды этого процесса. Получается, что этот механизм защищает контрагентов, например, при заключении дорогостоящего и долгосрочного договора от невыгодных для них условий. В общем, правовая экспертиза нормативно-правовых актов — это меры, направленные на обеспечение соответствия исследуемых документов всем законодательным актам с целью защиты прав и интересов граждан.

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования

Рубрика: 1. Теория государства и права

Дата публикации: 24.08.2018

Статья просмотрена: 1338 раз

Библиографическое описание:

Никитина А. В., Чебуракова А. О. Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования [Текст] // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14464/ (дата обращения: 13.08.2019).

Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет огромное значение для обеспечения единства правового пространства, повышения качества и эффективности правового регулирования. Данный вид экспертизы выступает инструментом ликвидации пробельности, коллизионности, неопределенности правовых предписаний, иных дефектов правового регулирования, несовершенства юридической техники. Правовая экспертиза является фактором повышения эффективности правотворчества, реализации и толкования правовых норм, существенно влияющим на принятие законных управленческих и иных правоприменительных решений.

Вместе с тем, современное правовое регулирование правовой (юридической) экспертизы нормативных правовых актов и их проектов «страдает» рядом недостатков.

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутствует закон, устанавливающий единую систему нормативных правовых актов, требования к их подготовке и принятию, правила юридической техники и пр. При этом правовое регулирование юридической экспертизы осуществляется, в основном, на уровне подзаконных нормативных актов, в частности, такие нормы содержатся в Методических рекомендациях по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [1], которые, в свою очередь содержат отсылки к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определяющего признаки нормативности правовых актов, критерии их соответствия Конституции РФ и федеральным законам [2], и Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанных аппаратом Государственной Думы [3], содержащим правила юридической техники.

В силу того, что в ходе осуществления правовой экспертизы происходит анализ нормативного акта, получается, что указанные акты устанавливают определенные требования к нормативным правовым актам, в том числе, к законам субъектов РФ. Например, при оценке юридических терминов устанавливается, употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении, имеют ли термины общепризнанное значение, обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве (п. 17 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ). Если исходить из обратного, то нормативный правовой акт субъекта РФ в части употребления терминологии должен соответствовать Методическим рекомендациям.

Решение данной проблемы видится в активизации законодательной деятельности по принятию Федерального закона «О нормативных правовых актах», направленного на упорядочение всей системы действующих в России нормативных актов, создание научно обоснованных стандартов, определяющих содержание и форму правового акта, обеспечение законности в процессе принятия правотворческих решений и устанавливающего единые требования к проектам нормативных правовых актов всех уровней российской правовой системы, правила юридической техники и способы преодоления юридических коллизий.

Вторая проблема состоит в том, что регламентация видов экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, процедур их проведения, требований к экспертам и других вопросов осуществляется бессистемно, широким кругом нормативных правовых актов (в основном, подзаконных), иногда дублирующих друг друга, в результате чего одни и те же нормативные правовые акты могут подвергаться сразу нескольким экспертизам, а другие — вообще не проходят внешнюю экспертную оценку. Отсутствует федеральное законодательство, определяющее виды экспертиз нормативных правовых актов, порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, критерии их оценки.

Это интересно:  Могут ли частные клиники выдавать больничные листы

Следует согласиться с учеными, что решение данной проблемы возможно посредством принятия Федерального закона «О правовой экспертизе нормативных правых актов и их проектов в Российской Федерации», в котором необходимо закрепить понятие правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принципы ее проведения, виды и объекты экспертизы, ее субъектов, правовой статус экспертов (права, обязанности и ответственность), общие для всех нормативных правовых актов и их проектов правила, основы методики проведения правовой экспертизы, единые критерии оценки акта, требования к экспертному заключению, его юридическую силу, меры по приведению проекта нормативного правового акта, нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, предпринимаемые по результатам осуществления правовой экспертизы. Также стоит урегулировать порядок взаимодействия субъектов правовой экспертизы при выполнении экспертной деятельности между собой и с нормотворческим органом [4, с. 252–258].

В отсутствие подобных федеральных законов возможно принятие закона на уровне субъекта РФ. Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ приняты законы о нормативных правовых актах, в структуре которых имеются статьи или главы, посвященные правовой (юридической) экспертизе или их отдельным видам. Например, в Законе Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай» статья 24 комплексно и системно регулирует порядок проведения антикоррупционной, научной, публичной независимой экспертизы и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов [5]. В законе Карачаево-Черкесской Республики «О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики» содержится Глава VI «Согласование и экспертиза нормативных правовых актов», регулирующая вопросы проведения правовой, антикоррупционной, лингвистической экспертизы проектов законов Карачаево-Черкесской Республики, а также правовой, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, республиканских органов исполнительной власти [6]. Глава VII Закона Республики Хакасия «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» имеет наименование «Экспертизы нормативных правовых актов и их проектов» [7].

Следует отметить, что законодательство не всех субъектов Российской Федерации полно и системно регулирует вопросы, связанные с региональным правотворчеством. Например, в большинстве субъектов Дальневосточного федерального округа действуют законы и подзаконные акты, иногда весьма разрозненно и бессистемно регулирующие вопросы структуры нормативных правовых актов, правотворческого процесса в субъекте РФ, экспертиз нормативных правовых актов. Например, в Хабаровском крае, Амурской области приняты законы, посвященные лишь порядку опубликования (или обнародования) и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов [8]. В Еврейской автономной области законодательно урегулирован процесс мониторинга нормативных правовых актов [9, 10]. В Приморском крае действует Закон «О Законодательной деятельности в Приморском крае» [11].

Таким образом, в большинстве субъектов РФ Дальневосточного федерального округа актуальна задача системной законодательной регламентации основных сторон правотворческого процесса, упорядочения видов и форм издаваемых нормативных правовых актов, установления их четкого соотношения между собой, толкования и систематизации законодательства. Решение этой задачи видится в принятии в дальневосточных субъектах законов «О нормативных правовых актах субъекта РФ» [12, с. 72]. В региональной законодательной регламентации нуждаются не только правотворческий процесс, формы и виды принимаемых актов, способы преодоления юридических коллизий, но и вопросы юридической техники, а также экспертизы нормативных правовых актов. В таком законе должны содержаться статьи, регулирующие порядок проведения внутренней правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, внешней правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в целях включения их в регистр муниципальных правовых актов, антикоррупционной, общественной и научной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, а также оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов в области предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Подобные предложения, как нам видится, способны улучшить не только качество проводимых экспертиз нормативных актов и их правового регулирования, но и в целом способно усовершенствовать правовую систему за счет повышения качества нормативных правовых актов.

  1. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87 (в ред. Приказа Минюста России от 21 сентября 2015 г.) // Бюллетень Минюста РФ. — 2013. — № 1.
  2. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 3) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2008. — № 1.
  3. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов от 18 ноября 2003 года: письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490 // Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Ким В. А. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации (административно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2017. — 263 с.
  5. О нормативных правовых актах Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 5 марта 2008 г. № 18-РЗ (в ред. Закона Республики Алтай от 20 ноября 2017 г. № 54-РЗ) // Сборник законодательства Республики Алтай. — 2008. — № 47.
  6. О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2012 г. № 48-РЗ (в ред. Закона Карачаево-Черкеской Республики от 22 февраля 2017 г. № 13-РЗ) // День Республики. — 2002. — 10 декабря.
  7. О нормативных правовых актах Республики Хакасия: Закон Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ (в ред. Закона Республики Хакасия от 8 мая 2017 г. № 21-ЗРХ) // Вестник Хакасии. — 2015. — 11 марта.
  8. О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов края: Закон Хабаровского края от 31 июля 2002 г. № 48 (в ред. Закона Хабаровского края от 20 декабря 2017 г. № 311) // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2002. — № 1 (ч. 1).
  9. О порядке опубликования и вступления в силу законов области и правовых актов органов государственной власти области: Закон Амурской области от 3 ноября 2009 г. № 263-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 29 августа 2014 г. № 390-ОЗ) // Амурская правда. — 2009. — 11 ноября.
  10. О мониторинге нормативных правовых актов Еврейской автономной области: Закон Еврейской автономной области от 17 ноября 2010 г. № 848-ОЗ (в ред. Закона Еврейской автономной области от 31 октября 2012 г. № 151-ОЗ) // Биробиджанер штерн. — 2011. — 1 апреля.
  11. О законодательной деятельности в Приморском крае: Закон Приморского края от 22 декабря 2008 г. № 373-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 7 июня 2018 г. № 292-КЗ) // Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. — 2008. — № 98.
  12. Региональное право: учебник: в 2 ч. Ч. I / кол. авт.; под общ. ред. В. Н. Ширяева, А. В. Никитиной. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2014. — 252 с.

Статья написана по материалам сайтов: www.syl.ru, fb.ru, moluch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector