Адвокат советует, как выбрать способ управления многоквартирным домом? И что такое ТСЖ?

Собственники, проживающие в многоквартирном доме, рано или поздно сталкиваются с вопросом выбора способа управления своим домом. ЖК РФ предлагает три варианта: непосредственное управление; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом; управление управляющей организацией. Мнение адвоката, как правильно выбрать способ управления своим домом? И что такое ТСЖ?

Новый ЖК РФ заставил собственников жилья задуматься о способе управления своим домом. Но удручающе большая часть граждан не желает заниматься организационными моментами по управлению своим домом.

Как следует из ЖК РФ, все собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Прежде чем остановиться на одном из них, необходимо проанализировать качество и стоимость предоставляемых услуг. Например:

  • дом обслуживает ДЕЗ, и качество услуг удовлетворяет, тарифы не завышены;
  • дом является проблемным, низкое качество обслуживания;
  • мнения граждан разделились, и каждый желает сам решать жилищные вопросы и отвечать за свои платежи.

В первом случае не стоит что-либо менять. Во втором следует обратить внимание на другую управляющую организацию или ТСЖ. В третьем подойдет управление собственниками.

Жильцы принимают решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и могут изменить его в любое время (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ). Заключение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация – коммерческая организация, оказывающая профессиональные услуги по управлению многоквартирными домами на основании договора управления. Денежные средства поступают от всех жильцов подопечных домов и расходуются в зависимости от общей суммы, а не денег одного дома.

Непосредственное управление – это управление без посредников, самостоятельно, под свою ответственность. Непосредственное управление изначально предназначалось для домов с небольшим количеством квартир. Каждый из собственников самостоятельно заключает договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение. Договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме заключаются на основании решений общего собрания. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами могут действовать один из собственников помещений или иное лицо, имеющее доверенность в письменной форме, выданную ему всеми или большинством собственников помещений. Долги собственника никого, кроме организации-исполнителя, не интересуют. Как, впрочем, и при избрании ТСЖ.

ТСЖ – промежуточное звено. Оно подходит как для больших многоквартирных домов, так и для средних.

Целями объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах являются управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм ЖК РФ.

У каждого есть возможность проверить ТСЖ. Чтобы достоверно определить, зарегистрировано ли официально ТСЖ во всех инстанциях, можно воспользоваться Интернетом. В сети необходимо найти сведения о ЕГРЮЛ, проверить учредительную документацию, протокол собрания. К тому же собственники жилых помещений имеют право обратиться в органы налоговой службы, подать запрос на получение копий документов, которыми сопровождались создание и регистрация ТСЖ. Эти меры помогут защитить себя от лже-ТСЖ.

Собственники могут стать жертвами лже-ТСЖ. Жильцов информируют об учреждении ТСЖ. Назначается некое лицо, которое будет занимать пост председателя правления. Потом жильцам предлагают переизбрать своего председателя. Таким образом, они признают факт, что ТСЖ действительно создано. После этого приходится жить по законам товарищества, которое не спешит выполнять взятые на себя обязательства: делать ремонт, проводить обслуживающие работы, ухаживать за двором и прилегающей территорией. На просьбу предъявить документы можно получить только отказ, так как документов и актов, подтверждающих проведение работ, попросту не существует.

При малейшем подозрении на то, что вас обслуживает незаконное ТСЖ, прекратите оплату коммунальных услуг и не делайте взносов в назначенные фонды. Пойдите к адвокату и получите консультацию. Обратитесь с письменным заявлением в прокуратуру, в котором укажите факты злоупотребления служебным положением представителями управляющей компании. Оплату никто потребовать не может, когда договоры не заключены.

Также можно обратиться в суд, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор.

Если потребитель не полностью оплачивает коммунальные услуги, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”).

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей три ежемесячных размера платы, определенные исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения… в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (п. 81 Постановления).

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней с момента устранения причин, указанных в п. п. 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности (п. 82 Постановления).

Действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме (п. 86 Постановления).

Таким образом, наказать всех собственников из-за одного неплательщика ТСЖ не имеет права.

Другие плюсы ТСЖ:

  • все платежи жильцов собираются на расчетном счете товарищества и идут исключительно на содержание данного товарищества;
  • товарищество имеет статус юридического лица, а потому ему значительно проще заключать договоры с подрядными организациями, как и требовать с них результат. Самые обычные платежи – за тепло, воду, вывоз мусора – товарищество может проводить напрямую. Кроме того, в случае оказания некачественных услуг с юридического лица проще взыскать денежные средства;
  • оно само планирует ремонтные работы и определяет их очередность. План работ и смета расходов на год утверждаются на общем собрании членов;
  • есть возможность дополнительных доходов от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности, рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей на фасаде дома.

Каждый участник товарищества имеет право в любой момент затребовать у правления все сведения как о самом ТСЖ, так и о расходовании общественных денег. Помимо этого, перед собственниками регулярно отчитывается ревизионная комиссия, куда не могут входить члены правления (ст. 150 ЖК РФ).

От теории к практике

Жительница Красноярска не раз просила предоставить калькуляцию счета (на основании п. 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…”), но правление не реагировало. Пенсионерка обратилась в суд с требованием исключить ее из товарищества. Он обязал ТСЖ исключить ее. В свою очередь, комиссия по тарифам проверила ТСЖ и выяснила, что тарифы завышены.

Это интересно:  Бланк квитанции об оплате госпошлины

Для собственников помещений в многоквартирном жилом доме, не являющихся членами товарищества, органы управления устанавливают плату только за содержание и ремонт жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, и на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Выбрать другой способ управления гражданка не может (п. 9 ст. 161 ЖК РФ).

В случае неоплаты жильцом расходов по содержанию и эксплуатации общего имущества истцом может выступать и ТСЖ. Истцу необходимо представить доказательства неоплаты (в частности, смету доходов и расходов), это легче сделать при найме адвоката.

ТСЖ “С” утверждает, что суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание представленные истцом отчеты о финансовой деятельности.

Пунктом 13.6.4 устава ТСЖ “С” установлена обязанность правления товарищества по составлению смет доходов и расходов на год, которые утверждаются общим собранием членов товарищества.

Товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья… а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом не представлены сметы доходов и расходов на содержание общего имущества в 2006 – 2009 годах, и отказали в удовлетворении заявленных требований ввиду их недоказанности.

Еще одна негативная сторона – в ТСЖ необходимо уплачивать обязательные членские взносы. Дело здесь даже не в том, что в ТСЖ плата за коммунальные услуги выше. Обязательные коммунальные платежи в ТСЖ точно такие же, что и в среднем по городу. Ведь помимо коммунальных услуг нужно оплачивать работу органов управления, бухгалтера, юриста и т.д. Также необходимы средства для ремонта и облагораживания общего имущества.

Таким образом, если в качестве способа управления выбраны ТСЖ или управляющая компания, то будет небольшая переплата. Зато взамен собственники получат грамотное управление домом, общим имуществом, качественное предоставление ЖКУ. Решать, что для дома лучше: ТСЖ, управляющая компания или непосредственное управление, – самостоятельный выбор каждого. В любом случае собственники имеют право изменить свой выбор.

Выбор способа управления МКД

Краткое содержание:

1. Уточните срок проведения заочного голосования в многоквартирном доме для выбора способа управления.

1.1. Законодательством не установлено точного срока. Все определяется инициатором.

2. Управляющая компания прекратила договор с МКД по его окончанию. Сообщила в жил. инспекцию которая исключила МКД из реестра. Администрация обязала управлять домом пока МКД не определиться с выбором УК. По закону у МКД есть год для выбора способа управления. Могут ли местные власти обязать УК управлять домом пока он не определиться со способом управления.

2.1. Нет, конечно, если нет согласия самой УК или имеющегося у нее обязательства, например, по условиям выигранного конкурса.

3. Оспорено решение ОСС о выборе способа управления. Суд вынес решение-иск удовлетворен. На следующий день после заседания появилось объявление о проведении нового ОСС МКД с той же повесткой. В какой срок можно провести повторно собрание?

3.1. Вы не указали, на каком основании отменено решение прошлого ОСС. Если установлено, что отсутствовал кворум, то собрания как-бы и небыло. Если по иным причинам, то все равно созвать собрание можно, так как 2 месяца между собраниями прошли.

4. Что стоит обязательно указать в объявлении о проведении общедомового собрания на повестке дня которого поставлен вопрос о выборе способа управления МКД?

5. У нас ТСЖ. Общее собрание приняло решение о закрытии ТСЖ, уволить работников и выбрать УК для управления домом. Но в администрации города сказали, что пока документально не закрыто ТСЖ, выбор УК невозможен.
Как выбрать способ управления многоквартирным домом при решении о закрытии ТСЖ?

5.1. ТСЖ может заклчить договор управления с выбранной УК, если самостоятельно не желает заниматься управлением. Пока ТСЖ как юр.лицо не будет исключено из ЕГРЮЛ в связи с ликивдацией, действительно перейти на управление управляющей организацией невозможно. Пусть ТСЖ заключат договор с УК до ликвидации.

6. Законна ли такая повестка общего собрания собственников МКД, если уже существует ТСЖ
1. Избрание председателя и секретаря.
2. О выборе способа управления МКД
3. О выходе из состава членов ТСЖ
4. О выборе управляющей компании.
5. Подписание договора с определенной» управляющей компанией.

6.1. Здравствуйте! Да,правомерно. Вы можете быть не согласны с повестками и проголосовать против. Наличие повесток дня не говорит о необходимости их выбора.

6.2. Добрый день. Данная повестка дня там незаконно если она утверждена непосредственно председатель и бухгалтер мкд 2. Хорошего приятного дня несогласные обжаловать в судебном порядке.

7. У нас в доме существует ЖСК с 1973 года. В настоящее время все собственники. Паевые взносы все выплачены. ЖСК продолжает существовать. Должны ли собственники на основании ч.2 ст.161 ЖК РФ проводить собрание собственников для выбора способа управления МКД? Такого собрания ранее не проводилось. Людмила Кимовна.

7.1. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Вас что-то не устраивает в содержании вашего дома?

Можете провести собрание и передать полномочия УК или создать ТСЖ,
но может и ЖСК продолжать обслуживать.

7.2. Должны ли собственники на основании ч.2 ст.161 ЖК РФ проводить собрание собственников для выбора способа управления МКД. В данном случае не обязательно это собрание проводить.

Товарищество собственников жилья как способ управления многоквартирным домом

Жилищный кодекс обязал собственников помещений выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ):

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Первый способ управления подходит исключительно для малоквартирных домов. Каждый собственник самостоятельно либо через уполномоченное лицо заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление услуг, договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества со специализированными организациями.

Это интересно:  Как распоряжаться недвижимостью, закрепленной на праве оперативного управления

В случае выбора способа управления – управление управляющей компанией, жители дома нанимают организацию, которая будет заниматься решением всех вопросов. Жители обязаны оплачивать такие услуги. Если управляющая компания по тем или иным причинам не будет устраивать жителей дома, они в соответствии с ЖК РФ смогут поменять ее на другую. Отрицательным моментом при таком способе управления являются высокие затраты на управляющую организацию.

Способ управления ТСЖ подходит для любого многоквартирного дома. Домом в таком случае управляет ТСЖ через специально созданные органы управления. Жильцы, являющиеся членами ТСЖ, принимают участие в решении основных вопросов, касающихся содержания дома и придомовой территории.

Остановимся подробнее на способе управления – управление Товариществом собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ признается некоммерческая организация, представляющая собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, организации его обслуживания, владения, пользования, эксплуатации и в установленных законодательством пределах распоряжения этим имуществом, необходимо отметить, что деятельность ТСЖ регулируется Жилищным кодексом.

Согласно п. 1 ст. 135 ЖК РФ членами товарищества могут быть собственники помещений в доме. Учитывая, что в собственности могут быть не только жилые, но и нежилые помещения, собственники нежилых помещений также могут войти в ТСЖ. Членами ТСЖ могут быть не только физические лица, но и организации, если им принадлежат жилые либо нежилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме. В случае, если помещение жилое либо нежилое находится в собственности города Москва, то функции по представлению интересов города выполняют Государственные учреждения инженерные службы районов (распоряжение Правительства Москвы от 14.05.2008 № 1040-РП).

Цель создания ТСЖ — управление общим имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме:

— лифты, лифтовые и другие шахты;
— коридоры, лестницы, лестничные площадки;
— технические этажи, чердаки, подвалы, крыши;
— ограждающие несущие и ненесущие конструкции;
— механическое, электрическое, санитарно-техническое и прочее оборудование здания;
— земельный участок, на котором оно расположено, с элементами озеленения и благоустройства и т.п.

Основные преимущества ТСЖ:

— ТСЖ вправе выбирать, как управлять своим домом: собственными силами или с привлечением специалистов-профессионалов (управляющих или подрядных организаций).

Если качество предоставляемых услуг не будут соответствовать требованиям, жителей, ТСЖ имеет право расторгнуть договор и пригласить для выполнения работ другую организацию.

— ТСЖ планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их очередность, контролирует исполнение всех видов работ и услуг;

— ТСЖ может иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал и т.д.), рационально использовать конструктивные элементы здания и земельный участок для предоставления рекламных площадей и др.;

— Любой член ТСЖ имеет возможность контролировать расходование средств товарищества и собственных платежей;

— В ТСЖ создаются условия для экономичного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки приборов учета ресурсов и применения энергосберегающих технологий;

— ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью, для достижения целей, предусмотренных Уставом (статья 152 ЖК РФ):

-обслуживание, эксплуатация и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

— предоставление разовых услуг жителям внутри помещений (квартир).

Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования

Цели и установки управления многоквартирными домами закрепляются нормами права в жилищной сфере РФ.

Способы управления многоквартирным домом подробнейшим образом прописаны в ЖК РФ. Но при этом не все жильцы МКД осознают, в чем состоят особенности каждого из видов, в чем их преимущества и недостатки.

Понятие «управление многоквартирными домами»

Что собой являет дефиниция «упраравлление МКД»? Это правовой механизм, который направлен в первую очередь на достижение безопасных и благонадежных условий жизни простых граждан – владельцев жилых помещений на территории МКД. Более подробно основополагающие характерные черты дефиниции представлены в ЖК РФ, в котором разъясняются все стандарты управления многоквартирным домом, процедура осуществления отбора управляющей организации или ТСЖ.

Помимо прочего, именно в представленном Кодексе впервые законодатель предлагает подробнейшее определение и результату руководства многоквартирными домами. Так, управление должно быть направлено не только на обеспечение благоприятных условий для проживания на территории жилых помещений, но и своевременно обеспечивать владельцев жилья коммунально-бытовыми услугами, а также быть нацелено на достижение консенсуса между владельцами по вопросам, касающимся капитального ремонта и содержания имущества.

Стандарты, цели и правила деятельности по управлению МКД

Основы управления многоквартирным домом, или проще говоря, стандарты, подразумевают под собой постановку конкретной цели — для чего необходим подобный правовой механизм. Цели и установки управления многоквартирными домами закрепляются нормами права в жилищной сфере РФ и имеют исчерпывающий перечень:

  • гарантия обеспечения комфортабельных условий на территории жилых квартир в МКД;
  • соответствующее содержание жилья, в том числе и общего имущества;
  • взаимовыгодное пользование субъектами правоотношений общим имуществом на территории многоквартирного жилья;
  • предоставление полнейшего спектра коммунально-бытовых услуг владельцам жилья.

Для осуществления этих целей законодатель разработал и целый перечень задач, которые позволят достичь воплощения на практике весомого результата от руководства многоквартирными домами:

  • владельцы жилья должны осуществить поиск организации, являющейся поставщиком услуг и работ;
  • хозяева жилых помещений должны организовать порядок предоставления жилищно-коммунального обслуживания, осуществив заключение договора управления многоквартирным домом с ЖСК, товариществом, управляющей организацией;
  • коллективное собрание владельцев жилья должно контролировать объем поставленных услуг, качество проведения капитального ремонта даже в тот момент, если договор управления многоквартирным домом подписан с товариществом, конкретным ЖСК или управляющей организацией и пр.

Содержание общего имущества в многоквартирном доме

Условия договора управления многоквартирным домом подразумевают наложение на ТСЖ, ЖСК, или орган управляющей организации определенных обязательств, неисполнение которых приводит к применению санкций со стороны законодательства. В частности, данные требования, которые предусматривает законодательный порядок, прописаны в Постановлении Правительства РФ под № 491.

Перечень требований руководства общим имуществом и многоквартирными домами признается открытым и может быть дополнен ФЗ. Следует отметить, что внесение дополнительных условий управления общим имуществом входит только в федеральную компетенцию и никоим образом не может быть осуществлено органами МСУ.

При этом следует отметить, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для руководства общим имуществом (в том числе для осуществления услуг по проведению капитального ремонта жилья), до сих пор не разработан органами госвласти.

Это детерминируется тем, что руководство многоквартирными домами в каждом конкретном случае имеет свои конкретные индивидуальные параметры. Кроме того, разработка универсального списка может ограничить собой поле деятельности ТСЖ, ЖСК или управляющей компании.

Обязанность собственников по управлению МКД. Выбор управляющей организации

Несмотря на то, что законодательный порядок предусматривает различные формы управления многоквартирным домом, основная обязанность возлагается все же на собственников жилых помещений. Это регламентировано ст. 39 ЖК РФ, в которой прописано, что на собственников жилых помещений возлагается обязанность осуществления капитального ремонта, а также должного ухода за общим имуществом.

Это необходимо осуществлять с целью поддержания недвижимости в оптимальном состоянии, что не будет нести риск для лиц, которые проживают на территории жилых помещений.

Если сделать отсылку к ст. 161 ЖК РФ, то хозяева недвижимости должны в обязательном порядке осуществить выбор способа управления многоквартирными домами. В другой ситуации это обязательство переходит на муниципальный орган власти, который ориентируясь на ст. 162, воплощает на практике выбор способа управления многоквартирным домом. При этом отбор будет происходить между ТСЖ (товариществом), ЖСК и управляющей компанией для осуществления деятельности, направленной на проведение капитального ремонта, управление общим имуществом и поддержание его в оптимальном состоянии.

Это интересно:  Перепродажа автомобилей как бизнес: узнай всё

Выбор и изменение способа управления МКД. Непосредственное управление собственниками

Чтобы услуги по управлению многоквартирным домом были воплощены на практике в интересах владельцев, коллективное собрание должно провести голосование по теме способа осуществления подобной деятельности. На сегодняшний день законодательство предусматривает три основных способа осуществления деятельности по управлению общим имуществом (направленное на содержание здания и проведение капитального ремонта):

  • непосредственное управление МКД;
  • руководство общим имуществом (с целью проведения капитального ремонта) посредством заключения договора с ТСЖ, ЖСК или иными кооперативными организациями;
  • руководство общим имуществом (в том числе и проведение капитального ремонта) посредством услуг управляющих компаний.

Непосредственное управление МКД, осуществляемое самолично хозяевами недвижимых объектов, является достаточно распространенным способом управления общим имуществом. Это связано с тем, что владельцы недвижимости имеют все возможности осуществлять управление многоквартирными домами без привлечения ЖСК или создания ТСЖ. При этом следует отметить, что за управление многоквартирным домом собственниками помещений не взимается дополнительная плата, что позволяет сократить финансовые расходы.

При необходимости владельцы жилых квартир могут трансформировать способ управления домами многоквартирного типа. Это может детерминироваться как неисполнением деятельности (обязательств) по проведению капитального ремонта, так и непредоставлением коммунальных услуг, несмотря на то, что плата за проведение подобных работ осуществлялась своевременно, то есть в указанный срок.

Пределы ответственности УК, ТСЖ и кооператива

Законодательное начало предусматривает определенную ответственность ТСЖ, ЖСК и УК перед собственниками за ненадлежащее исполнение деятельности (в том числе, направленной на осуществление капитального ремонта). Ответственность за осуществление деятельности ТСЖ или же ЖСК регламентируется ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.

В частности, ЖСК или товарищества обязуются в указанный срок осуществлять работы, направленные на содержание имущества в надлежащем состоянии, и проведение капитального ремонта.

При этом подобные типы услуг они могут проводить собственными силами и одновременно привлекать сторонних сотрудников по трудовому договору (плата за работы предусмотрена).

В том случае, если договор заключается с УК, то товарищества или же жилищные кооперативы осуществляют контроль за деятельность таковых организаций. В частности, надзор организуется и за тем, раскрывают ли управляющие организации конфиденциальную информацию о том, как происходит плата за предоставленные услуги, в каком размере и пр.

Заключение договора с управляющей организацией

Если собрание владельцев приняло решение выбрать управление МКД посредством управляющей компании, то в подобной ситуации договор управления многоквартирным домом заключается на определенный срок. При этом осуществляется плата за оказание услуг УК. Форма договора управления многоквартирным домом подразумевает определенный объект соглашения. В частности, объект управления в нашей ситуации – это многоквартирный дом. От того насколько правильно указан объект в договоре зависит и объем поставляемых услуг управляющей компанией.

В частности, объект управления должен быть четко прописан в официальных документах. Это связано с тем, что, к примеру, домофоны, установленные на дверях, также признаются общим имуществом. Однако плата за это оборудование не должна вноситься в квитанции отдельной строкой, так как она уже включена в расходную статью по содержанию жилья. Если объект договора не будет четко указан, то возможна двойная плата за услуги, что является нарушением прав собственников.

Договор управления многоквартирным домом заключается на определенный срок только с одной управляющей компанией.

Если обратиться к ст. 162, то срок не может быть менее 1 года и превышать 5 лет с момента подписания. Однако следует отметить, что срок действия договора (объект управления – многоквартирный дом) зависит непосредственно от проведения или, наоборот, отсутствия открытого конкурса, осуществляемого муниципалитетом.

В том случае, если открытый конкурс на управление (объект договора – МКД) осуществляется, то ключевым условием признается установление срока действия соглашения в 1 год. При этом существует возможность продления контракта до 3 месяцев, за которые также положена плата со стороны собственников.

Однако законодатель предусматривает возможность выбора управляющего многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, что регламентировано ст. 161. В частности, в норме права сказано, что заключение договора без открытого конкурса возможно в том случае, если подобный конкурс признан недействительным из-за несоблюдения законодательного порядка.

Порядок управления вновь построенным многоквартирным домом застройщиком

До тех пор, пока не будет заключен договор управления (объект которого – МКД), законодатель обязывает оформлять договор с непосредственным застройщиком здания. При этом следует помнить о том, что между застройщиком и иными субъектами правоотношений договор может быть заключен не позднее, чем истекут 5 суток после ввода в эксплуатацию здания.

Кроме того, ЖК РФ, строго регламентирует срок договора, который заключается между застройщиком и управляющей организацией (при том, что объект такого контракта – вновь построенный МКД). Так, между застройщиком и УК не может быть заключен официальный договор, на срок от 1 года до 3 лет в том случае, если проводился открытый конкурс. Если подобный конкурс не был воплощен на практике, то договор с застройщиком и УК не может превышать срок, равный 3 месяцам.

Исполнители коммунальных услуг и их качество

Любой договор, который заключается между субъектами правоотношений, подразумевает не только объект соглашения, но и основные цели, а также результат его подписания. Кроме того, в типовом договоре прописывается лицо, которое будет считаться исполнителем коммунальных услуг. Это могут быть как УК, так и ТСЖ, и жилищные кооперативы.

Вне зависимости от того, кто будет осуществлять управление МКД, на уполномоченные лица возлагаются обязательства поставки коммунальных услуг и осуществления иных работ, направленных на содержание общего имущества.

Если предоставление услуг будет осуществляться ненадлежащим образом (даже если плата со стороны собственников вносится своевременно), то возможны санкции в виде расторжения договора с УК, ТСЖ и ЖСК. Решение о применении санкций принимается на общем собрании собственников.

Жилищная сфера – одно из самых сложных правовых полей с юридической точки зрения. Это связано с тем, что многие собственники МКД не понимают саму суть управления недвижимым имуществом, в том числе как должна осуществляться плата за предоставленные услуги, куда можно обратиться в случае нарушения интересов и прав владельцев жилья.

Статья написана по материалам сайтов: www.9111.ru, presnya.mos.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector