Заключение договора перевозки

Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренная п. 2 ст. 785 ПС Заполнение и выдача такого докумен­та имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта; б) система коносамента и в) система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Пе­тербурга в Москву в пределах Октябрьской железной дороги). Пере­возка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, имену­ется перевозкой в прямом сообщении (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород). Прямой смешан­ной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, состав­ленному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петербурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги на водный транспорт). Порядок осущест­вления таких перевозок определяется соглашениями между организа­циями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК) 1 . Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установлен­ном транспортным законодательством (ст. 799 ГК). Если же груз будет следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодорожной наклад­ной, а из Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная смешанная перевозка (соперевозка). Она включает два договора перевозки — по железной дороге и водным транспортом.

Содержание

3.3. Элементы обязательства грузовой перевозки

Субъектами обязатель­ства являются, прежде всего, перевозчик и грузоотправитель. Отправи­телями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осущест­влять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд.

Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта отправления груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятельности транспортной организации, заключившей договор, она и является субъектом договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевоз­ках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц-соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на соответст­вующем участке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первой транспортной организацией. Заключая договор пере­возки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других, участвующих в исполнении обязательства перевозки лиц в качестве их представителя. Представи­тельство в данном случае основано на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на договорах между транс­портными организациями. Соперевозчики становятся субъектами пра­воотношений по перевозке, причем отправитель даст согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным перевозчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда множественности лиц на стороне перевозчика не воз­никает.

Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участву­ющий в заключение договора перевозки, тем не менее приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. В таких случаях грузополучатель выступает как особый субъект обяза­тельства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен договор. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в качестве лица, принимающего исполнение за отправителя. Таким образом, договор перевозки груза — это договор в пользу третьего лица.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных пе­ревозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых дого­воров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выпол­нение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перево­зочные средства в период погрузки фактически используются в инте­ресах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутству­ющими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транс­портировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловли­вает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в те­чение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками (ст. 149 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами полу­чателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязан­ности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмот­ренном договором, с соблюдением правил транспортного законода­тельства (п. 2 ст. 791 ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависи­мости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы вы­полняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погруз­ки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспо­собления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспор­тная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, свя­занных с действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отпра­вителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмот­ренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. На морском транс­порте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще — сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 КТМ). Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрста­лию) За простой судна в течение этого срока устанавливается и особая плата — демерредж 1 . Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Это интересно:  Срочный трудовой договор: записи в трудовой книжке

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособ­ленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее раз­мер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК). Такое исключение сде­лано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установ­ленном транспортными уставами и кодексами. Размер этого тарифа определяют исполнительные федеральные органы и органы управления субъектов Российской Федерации.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод пла­тежной обязанности на получателя (например, ст. 154 КТМ). Распре­деление платежных обязанностей зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и получателем. Они могут по-раз­ному определить момент перехода платежных обязанностей в перевозке от одной стороны к другой в зависимости от условий передачи товара (с завода, со склада отправителя, со станции отправления, со станции назначения, на складе у получателя). Кроме провозной платы, отпра­витель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (напри­мер, за взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК, ст. 95 УВВТ, ст. 154 КТМ и др.) в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и других платежей. Однако право удержания может быть ослаблено или отменено законом, иными правовыми актами, договором или не применяться ввиду его несоответствия существу возникшего обязательства.

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обес­печению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглаше­нием сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевоз­чик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных опера­ций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносамен­те). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уве­домлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевоз­ках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о при­бытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятель­ства, которые могут служить основанием для ответственности перевоз­чика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 52 УЖД, ст. 98 УВВТ, ст. 158 КТМ 1 ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной при­емкой. По истечении установленных сроков хранения груз как нево­стребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибыв­шие без сопроводительных документов.

Все договоры

Образцы и правила составления

Заключение договора перевозки

Как и все сделки, которые регулируются действующим законодательством, заключение договора перевозки должно соответствовать и сопровождаться нормами Гражданского кодекса, а также иными законодательными актами, направленные именно на эту сферу деятельности. Из определения понятия перевозки грузов, багажа или пассажиров видно, что эта услуга является возмездной. Договор услуг по перевозке нашел свое нормативное отражение, в статьях 784 – 800 ГК РФ, в том числе и главе 41, которая посвящена понятию транспортной экспедиции.

Если сравнить договор услуг по перевозке с транспортной экспедицией, то последняя, помимо, непосредственно, транспортировки, содержит в себе еще и услуги по сопровождению груза, осуществление действий, направленных на представление интересов грузоотправителя, прохождение таможенных процедур, контроль за соблюдением существенных условий договора на всех стадиях.

В статье мы постараемся максимально детально рассмотреть договор оказания услуг по перевозке с применением автомобильного транспорта, без экспедиционных услуг, на основе детального анализа правого регулирования и его практического применения.

Договор перевозки груза

Как уже отмечалось, основной закон, которые регулирует договор оказания услуг по перевозке – Гражданский кодекс РФ, однако разработан и принят ряд иных нормативных актов, которые играют вспомогательную, а также конкретизирующую роль.
Хотелось бы выделить некоторые из них:

  • Федеральный закон от 8.11.2007г. №259-Ф3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-Ф3 «О транспортной безопасности»;
  • Постановление РФ от 15.04.2001г. №272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Договор перевозки груза в международном праве закреплены в:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №127- Ф3 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Оформление договора перевозки грузов

В общем понимании, мы привыкли считать, что сделка должна сопровождаться обязательным письменным документом, однако это далеко не так. Одной из форм, в которой договор перевозки будет считаться заключенным, является правильно составленная транспортная накладная, в соответствии со статьей 785 ГК РФ.

Немаловажным вопросом в такой сфере деятельности является ответственность сторон за сохранность и целостность перевозимого груза. Подтверждением принятия груза, равно как и наступления ответственности за его сохранности, у перевозчика наступает с момента проставления соответствующей печати на транспортной накладной. Транспортная накладная, это, по сути, и есть обязательная и одновременно упрощенная форма договора.

Важно отметить, что если в процессе осуществления перевозки будет использоваться несколько автомобилей, то в каждом случае требуется оформление отдельной транспортной накладной. Транспортная накладная очень удобный инструмент регулирования правовых отношений между заказчиком и перевозчиком, потому как содержит в себе все существенные условия сделки, и отвечает условию быть в письменном виде.

Еще одним важным документом, который должен быть составлен при заключении договора перевозки груза автомобильным транспортом, является заявка грузоотправителя на перевозку. В практике бывают ситуации, когда перевозчик, исполняя свои обязательства, которые в себе содержит договор на услуги перевозки грузов, вынужден неоднократно снимать контейнер с транспортной платформы. Как раз для таких случаев предусмотрено оформление сопроводительной ведомости.

Договор на услуги перевозки грузов, само собой, сопряжен с определенными расходами как для перевозчика, так и для заказчика. Во избежание возникновения разногласий в вопросах компенсации расходов, нелишним будет оформить товарно- транспортную накладную (Форма №1-Т).

Автомобильная перевозка грузов — достаточно специфический вид деятельности, что обусловлено еще и разнообразным типом товаров, с которым приходится сталкиваться исполнителю. Если с формой договора предельно понятно, то с сопровождающими документами отдельных видов грузов или товаров могут возникнуть сложности в случаях если:

  • Товар имеет ограниченный и короткий срок годности – в этом случае необходимо наличие удостоверения о качестве груза;
  • Грузом выступает живность, к примеру, домашний скот, птица или иные виды животных – для этого необходимо наличие карантинного сертификата и ветеринарного свидетельства обязательно;
  • Груз, который относится к категории зерновых либо нефтепродуктов и их переработки, должен иметь сертификат качества.

Существенные условия договора перевозки

Любая сделка содержит в себе существенные условия. Договор перевозки автотранспортом не исключение. Одним из существенных условий является предмет договора. Из определения договора перевозки видно, что его предметом является действия исполнителя, направленные на транспортировку груза или товара из отправной точки в конечный пункт назначения с последующей отгрузкой получателю.
Договор на транспортные перевозки также должен содержать в себе следующие существенные условия:

  • Тип перевозимого груза;
  • Перечень сопроводительных документов и собственно сами документы;
  • Разработанный маршрут движения;
  • Расчет транспортных расходов;
  • Технические требования к перевозимому автомобилю;
  • Сроки выполнения транспортировки;
  • Основные этапы и процедура погрузки/отгрузки;
  • Ответственность сторон, в случае нарушения обязательств.
Это интересно:  Трудовой договор с дистанционным работником

Несмотря на кажущуюся объемность требований к условиям, все вышеперечисленное вполне реально отобразить в транспортной накладной. По желанию сторон, можно заключить отдельно договор на транспортные перевозки с более детальным описанием существенных и дополнительных условий.

Ответственность сторон по договору перевозки

На рынке перевозок нередки случаи нарушения одной из сторон условий сделки. Это происходит по множеству обстоятельств, начиная от банальной недобросовестности стороны, и заканчивая форс-мажором.
Законодатель специально для таких случаев закрепил в законе ответственность за нарушение договора перевозки груза. Следует отметить, в законе существуют общие понятия ответственности, а также оговорка, что стороны могут оговорить иные пункты по согласованию.

Договор транспортной перевозки груза, по общим правилам содержит следующие определения нарушения и ответственности:

  1. Не вывоз груза по вине исполнителя – штраф в размере 20% провозной платы, а также возмещение причиненных убытков заказчику.
  2. Нарушение сроков предоставления транспорта или контейнера для погрузки – штраф 5% провозной платы либо 1% среднесуточной, в зависимости от территории транспортировке (пригород-город и междугородние перевозки), а также возмещение причиненных убытков.
  3. Повреждение или уничтожение груза. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза в рамках объявленной заказчиком ценности. Перевозчик имеет право взимать дополнительную плату за объявленную ценность. В целях снижения расходов на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают, но в пределах, не превышающих стоимость самого груза. В противном случае, перевозчик имеет права отказаться от перевозки и не заключать договор транспортной перевозки груза.

Гарантией перевозчика, в вопросах обеспечения оплаты выполненной работы является право удерживать у себя груз до полного расчета. В противном случае исполнитель имеет право провести реализацию товара, согласно расчетной стоимости, отображенной в накладной либо основываясь на результаты проведенной экспертной оценки за вычетом понесенных расходов на перевозку, хранение и текущие затраты в процессе реализации. Остаток денежных средств необходимо вернуть грузоотправителю.

Конечно же, стороны по взаимному согласию могут закрепить запрет на удержание груза отдельным пунктом договора. Выше упоминалось об обстоятельствах непреодолимой силы, в результате наступления которых происходит своеобразное изменение договора перевозки, и снимаются ответственность сторон за ненадлежащее или полное неисполнение договорных обязательств:

  • Природные катаклизмы, военные действия, стихийные бедствия – все это относится к форс- мажору;
  • Внезапные и незапланированные ограничения или полная остановка движения транспорта не по вине перевозчика и по независящим от него обстоятельствам;
  • Иные обстоятельства, которые стороны не могли предусмотреть или повлиять на их наступление, приведшие к невозможности исполнить свои обязательства.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Как уже отмечалось, разновидностей видов перевозок существует большое количество. Вкратце рассмотрим и выделим основные особенности еще одного вида сделки – договор перевозки пассажиров. Заключение договора перевозки пассажира предусматривает возникновение у перевозчика доставить пассажира, а также багаж в определенную точку. По прибытии, багаж должен быть выдан уполномоченному лицу. Что же касается пассажира, то в его обязанности входит оплатить услуги перевозки багажа, а также оплатить проезд.
Заключение договора перевозки пассажира не требует обязательного соблюдения письменной формы.

Существует два основных способа заключения такого договора на перевозку:

  1. Подача транспорта к месту остановки и посадка пассажиров;
  2. Бронирование и покупка билетов.

Подтверждением заключения договора является билет пассажира и не является письменной формой, потому как в законе прописано требование обязательной подписи сторон. Таким образом, можно утверждать, что договоры, связанные с перевозкой грузов с одной стороны могут быть заключены по упрощенной форме, но в отдельных случаях, сторонам предоставляется право закрепить правоотношения письменным договором, с включением пунктов, которые касаются всех существенных условий, оговаривающие поведения заказчика и исполнителя в том или ином случае.

Чем подтверждается заключение договора перевозки груза?

С какого момента договор перевозки грузов считается заключенным

Договор перевозки груза представляет собой один из видов договора перевозки, объектом транспортировки которого выступают товары, вещи и др. имущество — груз.

Общие правила перевозки регулируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и специальными законами — в части особенностей перевозки конкретным типом транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ (далее — ВК РФ), законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ и др.

Сторонами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик — лицо, осуществляющее транспортировку груза, в установленных случаях имеющее специальную лицензию на перевозку;
  • отправитель груза — лицо, передающее имущество перевозчику и оплачивающее его услуги.

Как правило, договор перевозки грузов считается заключенным с момента получения перевозчиком заказа (погрузки имущества) и оформления сопутствующих транспортных документов, например при автомобильной перевозке (п. 6 правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Исключением является перевозка груза морским или воздушным транспортом с арендой целого судна или его части (чартер). Такой договор признается заключенным после согласования сторонами всех существенных условий перевозки.

Подробнее о существенных условиях договора перевозки груза рассказывается в статье Договор перевозки груза — существенные условия, образец.

Чем подтверждается факт заключения договора перевозки груза, чем удостоверяется заключение договора перевозки вещей с пассажиром

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается перевозочными документами согласно транспортному законодательству. К таким документам относятся:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Транспортная накладная используется на автомобильном, железнодорожном и речном транспорте. Накладная, равно как и остальные перевозочные документы, выражает письменную форму договора перевозки груза и включает все его необходимые условия.

Как правило, накладная содержит следующие сведения:

  • адрес отправки и доставки груза;
  • данные об отправителе и получателе груза;
  • информацию о перевозимом имуществе: наименование, количество, массу и др.;
  • сведения о документах, которые являются приложениями к накладной (сертификатах и пр.);
  • информацию о ходе перевозки груза и др. сведения.

Если груз следует не самостоятельно, а с пассажиром в пассажирском или почтово-багажном поезде, такому грузу присваивается один из следующих статусов:

  • ручная кладь (ее параметры установлены п. 37 правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, далее — правила № 111), которая вносится в поезд по билету пассажира;
  • багаж (параметры см. в п. 129 правил № 111), на который оформляется багажная квитанция.

Материальные ценности, следующие в пассажирских или почтово-багажных вагонах, но не связанные с пассажирским билетом, именуются грузобагажом. Таковой принимается к перевозке по письменному заявлению отправителя. Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец) .

При каких случаях договор перевозки оформляется с помощью коносамента

Договор перевозки оформляется с помощью коносамента при внутренних и международных перевозках морским видом транспорта.

Коносамент, будучи по своей правовой природе ценной бумагой, имеет стандартную форму, установленную международной практикой. Порядок оформления и выдачи коносамента регулируется следующими документами:

  • ГК РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ);
  • Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся коносамента, от 25.08.1924;
  • Конвенцией ООН о морской перевозке грузов от 30.03.1978;
  • Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Коносамент содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, портах погрузки и выгрузки, перевозимом имуществе, времени и месте оформления документа и другие данные.

ВАЖНО! При возникновении у перевозчика убытков вследствие некорректности указанных в коносаменте сведений отправитель груза обязан их возместить (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).

Выделяются следующие виды коносамента:

  • именной (на конкретного получателя);
  • ордерный (по приказу отправителя или получателя);
  • предъявительский (который в простой форме вручается отправителю).

Таким образом, заключение договора перевозки подтверждается перевозочными документами (транспортная накладная, коносамент). Помимо удостоверительной функции, данные документы также позволяют их владельцу распоряжаться транспортируемым грузом.

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Это интересно:  Договор купли-продажи костяшки

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья написана по материалам сайтов: dogovory-online.ru, rusjurist.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector